Процесс стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.
Успех любого плана зависит от:
- качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
- качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия………………………………………………………5
2. Сущность и функции стратегического планирования ………8
3.Миссия и видение организации………………………………….10
4.Ценности и цели высшего руководства………………………..11
5. Оценка и анализ внешней среды……………………………….13
6. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации………………………………………..15
7.Анализ стратегических альтернатив…………………………..19
8.Выбор стратегии……………………………………………………21
9. Реализация стратегии……………………………………………23
10. Управление реализацией стратегического плана………….24
11. Оценка стратегического плана………………………………..25
Заключение…………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………...29

Файлы: 1 файл

страт.менежмент.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)
  • Каков характер нынешнего и будущего типа сотрудников отрасли?
  • Каков уровень компетентности и подготовки высшего руководства?
  • Имеется ли эффективная система вознаграждения?
  • Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?
  • Эффективна ли подготовка, повышение квалификации руководства?
  • Имелись ли потери ведущих специалистов? Если так, то почему?
  • Когда проводился анализ системы оценки деятельности персонала?
  • Можно ли улучшить качество, работу сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
  • Участвует ли персонал в доходах, прибылях и собственности?
  • Насколько эффективно организован труд?

Культура и образ организации. Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

Атмосфера или  климат в организации называются культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания на предприятии. Руководство использует культуру для привлечения работников определенных типов и стимулирования определенных типов поведения.

Имидж, образ предприятия, как внутри, так и вне ее, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Культура и образ подкрепляются или ослабляются репутацией предприятия. При анализе этого фактора необходимо установить следующее:

  • степень соответствия репутации предприятия его целям;
  • степень последовательности предприятия в своей деятельности;
  • соотношение культуры и образа предприятия с культурой и образом других предприятий отрасли;
  • степень привлекательности предприятия для хороших людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Анализ стратегических альтернатив

После того как  руководство сопоставит внешние  угрозы и возможности с внутренними  силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой будет следовать. Известно множество, более 2000 конкретных типов стратегий, реализуемых предприятиями. Но, с экономической точки зрения, перед руководством предприятия стоят только четыре основные стратегические альтернативы. Это ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

Стратегия ограниченного роста. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Выбирают эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Но в результате такого выбора может иметь место замаскированный инфляцией спад. Для успешно действующих предприятий стратегия ограниченного роста - это вынужденная стратегия, временная стратегия, для которой характерен рост производства и реализации, темпы которого не превышают темпов экономического роста в мировом сообществе.

Стратегия роста. Данная стратегия осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Для успешно развивающихся предприятий эта стратегия реализуется в темпах роста, превышающих темпы экономического роста мировой экономики. Стратегия роста применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями, ее могут придерживаться руководители, стремящиеся к диверсификации.

Рост может  быть внутренним или внешним. Внутренний рост может быть достигнут путем расширения ассортимента товаров. Внешний рост в смежных отраслях может происходить в форме вертикального или горизонтального роста, когда производитель приобретает оптовую фирму-поставщика или одна фирма приобретает другую фирму отрасли. Рост может приводить к возникновению конгломератов, т.е., объединению предприятий не связанных отраслей.

Стратегия сокращения. Данную стратегию часто называют стратегией последнего средства. Текущий объем производства устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Однако для многих предприятий это означает здравый путь рационализации и переориентации производства. В рамках альтернативы сокращения может быть реализовано несколько вариантов:

1. Ликвидация. Наиболее радикальным вариантом сокращения является плановое прекращение деятельности и ликвидация всех активов.

2. Частичная ликвидация. Часто может быть выгодным отделаться от некоторых видов деятельности, продать или ликвидировать дочерние предприятия или подразделения.

3. Сокращение и переориентация. В кризисной отрасли может быть выгодным сократить деятельность и увеличить объем операций по остальным видам деятельности.

Стратегия сочетания. Стратегия сочетания представляет собой объединение трех вышеперечисленных стратегий, которой как правило придерживаются крупные организации, работающие в нескольких отраслях.

Рассмотрев  стратегические альтернативы, руководство  выбирает конкретную стратегию, которая  максимально повысит эффективность  предприятия. Выбор оказывает сильное  влияние на предприятие и должен быть однозначным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Выбор стратегии

После того как  руководство предприятие проанализирует существующие альтернативы, оно выбирает конкретные стратегии. Выбор стратегии - центральный момент стратегического  планирования. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых  организация будет решать стоящие перед ней задачи.

Наиболее  распространенным формализованным  методом выбора стратегий является использование матрицы предложенной бостонской консультативной группой (матрица БКГ), которая предполагает анализ портфеля продукции в зависимости от двух показателей:

1. Темпов роста  объемов продаж;

2. Относительной  доли товара по сравнению с  ведущим конкурентом.

На выбор  стратегии оказывают влияние  многочисленные и разнообразные  факторы, важнейшими из которых являются:

  • вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;
  • состояние внешнего окружения;
  • характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или владельцы организации;
  • уровень риска;
  • опыт реализации прошлых стратегий;
  • фактор времени;
  • внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны.

Формирование хозяйственных альтернатив основывается на предложениях руководителей и специалистов по ассортименту товаров и услуг предприятия, они должны быть изначально ориентированы на известные стратегии.

По каждой альтернативе на основе составленных бюджетов необходимо выполнять анализ, позволяющий оценить основные показатели роста, рентабельности, платежеспособности и ликвидности активов предприятия. Окончательный выбор варианта хозяйственной деятельности осуществляется из нескольких вариантов, среди которых наиболее важны:

  • вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный темп роста продаж при определенном уровне рентабельности продаж и активов, платежеспособности;
  • вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный объем прибыли при определенных темпах роста продаж и удовлетворительном уровне платежеспособности.

Первый вариант  можно выбрать при наличии  возможностей эффективного роста с высокими темпами, второй вариант - при необходимости концентрации финансовых ресурсов для исследований и разработок, которые обеспечат высокие темпы роста в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Реализация стратегии

Метод достижения стратегических целей конкретизируется в дополнительных планах и указаниях, которые обеспечивают достижение промежуточных целей и определяют процесс реализации стратегического плана. Задачей этих планов и директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, являются предпочтительными для достижения общей цели.

Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.

Руководство должно разрабатывать краткосрочные  планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии и называют тактикой.

Руководство должно разрабатывать дополнительные ориентиры, чтобы избежать дезориентации  и неправильного толкования планов. Эти ориентиры часто формулируют как политику организации.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшим руководством на длительный период времени. Политика включает принципы и нормы, которые определяют в каком направлении могут осуществляться действия.

Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Работник, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.

Когда успешная реализация планов зависит от точного  выполнения задания, руководство может  предписать правила, полностью исключающие всякую свободу выбора. Правило точно определяет, что должно быть сделано в конкретной специфической ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они содержат ответ на конкретный и ограниченный вопрос.

 

 

10. Управление реализацией стратегического плана

Весьма известным  методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединения планирования и контроля в сложной области  человеческих ресурсов, является управление по целям (концепция МВО).

Данная концепция используется в качестве метода повышения эффективности организации и характеризуется как система, в которой каждый руководитель в организации должен иметь четкие цели, обеспечивающие поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне.

МВО можно представить как процесс, состоящий из четырех этапов:

1. выработка  четких формулировок целей;

2. разработка  реалистичных планов их достижения;

3. систематический  контроль и измерение результатов  работы;

4. корректирующие  меры для достижения плановых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Оценка стратегического плана

Разработка  и реализация стратегического плана  кажется простым процессом только на первый взгляд. Попытки многих организаций  быстро освоить методы и наладить современное стратегическое управление часто не дают результатов. Поэтому непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайно важное значение для долгосрочного успеха плана.

Стратегическое  планирование - это идущий сверху вниз процесс, который должен постоянно  поддерживаться, стимулироваться и оцениваться высшим руководством. Проверка стратегического плана должна осуществляться официально, на основе четких критериев и процедур.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с поставленными в стратегическом плане целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи дли корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.

При оценке процесса стратегического планирования следует  ответить на пять вопросов:

1. Совместима ли стратегия с возможностями организации?

2. Предполагает  ли стратегия разумную степень  риска?

3. Обладает  ли организация достаточными  ресурсами для реализации стратегии?

4. Учитывает  ли стратегия внешние опасности  и возможности?

5. Является  ли эта стратегия лучшим способом использования ресурсов предприятия?

Серьезной проблемой  является точность оценок. Руководители обладают возможностью подправить данные и отчеты так, чтобы улучшить результаты работы. Для того чтобы оценка процесса стратегического планирования была объективной, следует использовать стандартизованные критерии.

После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению целей.

Существует  динамическое взаимодействие между  стратегией, структурой и средой, в  которой функционирует организация. Часто встречающаяся ошибка высшего  руководства состоит в том, что  новую стратегию они просто налагают на существующую структуру организации. Это приводит к неудачам. Структура зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана.

Информация о работе Процесс стратегического планирования