Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа
Умение вести себя с людьми надлежащем образом, является одним из важнейших, если не важнейшим фактором, который определяет шансы добиться успеха в бизнесе служебной или предпринимательской деятельности. Доил Карнеги еще в 30-е годы 20 века заметил, что успех того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или в инженерном деле, процентов на 15 от его профессиональных знаний и процентов на 85 от его умения общаться с людьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Правила построения деловой беседы…………………………………………5
1.1 Подготовка к беседе…………………………………………………………..8
1.2 Деловой этикет………………………………………………………………10
1.3 Письменные виды делового общения……………………………………...14
1.4 Совещания……………………………………………………………………16
1.5 Классификация деловых совещаний……………………………………….18
1.6 Планирование проведения совещаний……………………………………..20
2. Абстрактные типы собеседников……………………………………………24
3. Этапы и фазы делового общения…………………………………………….28
4. Техника телефонных переговоров…………………………………………...31
4.1 Этические нормы телефонного разговора…………………………………34
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...38
Этикет стал предписывать
нормы поведения на работе, на улице,
в гостях, на деловых и дипломатических
приемах, в театре, в общественном
транспорте. Но как в те давние времена,
так и сейчас, правила делового
этикета помогают сближению экономических
и финансовых интересов торговых
людей, бизнесменов. Прибыль была и
остается выше всех различий национального
характера, социального положения,
психологических особенностей. Эти
различия подчинялись этикету
Правила поведения, которые нужно знать предпринимателю:
1) Прежде всего, следует
помнить, что деловой этикет
включает точное соблюдение
2) Социальная роль, которую
играет тот или иной человек,
не должна оказывать
3) Культурный предприниматель
должен в равной степени
Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного с формами манерами речи, словарным запасом, то есть со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. В деловом разговоре надо уметь дать ответ на любой заданный вопрос. В вербальном (словесном, речевом) общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них – это “формула поглаживания”. Это словесные обороты типа: “Удачи вам!” “Желаю успеха”.
• В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплементы – принятые слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, то есть оценка ума делового партнера. Комплимент, тем более, если вы имеете дело с партнером-женщиной, - необходимая часть речевого этикета. Во время делового общения всегда есть реальная возможность для комплиментов.
• Деловой этикет требует особого поведения в общении с клиентами. В каждом виде услуг, оказываемых клиентам, есть свои профессиональные тонкости в поведении. Но всегда надо помнить, что определяет отношения с клиентами самый главный принцип: клиент – самый дорогой и желанный человек в вашем офисе (магазине, предприятии).
• Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Совсем необязательно надевать сверхмодный костюм. Важно, чтобы костюм был в приличном состоянии. Костюм должен быть к месту и ко времени. Так как хорошая одежда подчеркивает элегантность делового человека.
• Для бизнеса этикет значит очень много. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера – это его визитная карточка. Мнение о госте начинают составлять заранее, собирая о нем информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту деловой встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи.
• Соблюдение важнейших
правил поведения с незнакомыми
людьми – признак вашей
Этика делового общения «по горизонтали».
Общий этический принцип общения «по горизонтали» то есть между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы). Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками. Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:
• Не требуйте к себе какого-либо
особого отношения или
• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
• В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно.
1.3 Письменные виды делового общения
Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы: (деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность).
По содержанию общение может быть разделено на:
1) Материальное – обмен
предметами и продуктами
2) Когнитивное – обмен знаниями.
3) Мотивационное – обмен
побуждениями целями
4) Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на четыре вида:
1) Непосредственное
2) Опосредованное связанное с использованием специальных средств и орудий;
3) Прямое предполагает
личные контакты и
4) Косвенное осуществляется
через посредников, которыми
В психологической науке
общения традиционно
В структуре общения обычно выделяют: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент связан с объектом информации словесными (знаковыми) средствами. Аффективный компонент связан с объектом информацией на эмоциональном уровне. А поведенческий характеризует общение с позиции взаимной регуляции поведения и деятельности партнеров по общению.
1.4 Совещания
Деловое совещание – это способ привлечения коллективного разума к выработке более оптимальных решений выработанным вопросам возникающих в процессе совещания.
Деловое совещание определяет три задачи:
1. Сбор и переработка информации;
2. Координация деятельности служб, фирмы и сотрудников;
3. Принятие решения.
Во время совещания между подчиненными и руководителем происходит обмен информацией, принимаются управленческие решения. Совещания помогают связать то, чем занимается отдельный сотрудник, с работой других работников предприятия. Процесс управления при этом отношении сводится к трем основным стадиям:
1) Сбор и обработка информации;
2) Координация деятельности всех служб предприятия и всех его сотрудников;
3) Принятия решения.
Кроме того, что деловое
совещание является способом привлечения
коллективного разума к выработке
оптимальных решений по актуальным
и наиболее сложным вопросам, возникающим
на предприятии, оно может решать
важную учебно-воспитательную задачу.
На совещаниях сотрудники учатся работать
в коллективе, комплексно подходить
к решению общих задач, достигать
компромиссы, приобретать культуру
общения и.п. Для некоторых предприятий
деловое совещание – это
Основные задачи, которые можно решить с помощью деловых совещаний:
1) Развитие и укрепление
политики предприятия, и
2) Интеграция мероприятий всех отделов и служб с учетом общих целей фирмы.
3) Выявление и расчет коллективных результатов.
Коллективное решение проблем учетом обучающего эффекта.
1.5 Классификация деловых совещаний
Деловые совещания представляют собой вид организации труда. Существует определенная классификация совещаний, которая зависит от следующих основных признаков:
1) По назначению:
• вырабатывающие и принимающие решения;
• разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений;
• подводящие итоги и дающие оценку принятым ранее решениям;
• оперативные (диспетчерские).
2) По периодичности (частоте) проведения:
• разовые;
• регулярные;
• периодические;
3) По количеству участников:
• узкий состав (до пяти человек);
• расширенные (до двадцати человек);
• представительные (свыше двадцати человек).
4) По степени стабильности состава участников совещания:
• с фиксированным составом;
• с приглашенными по списку, составленному для каждого совещания;
• комбинированные.
5) По принадлежности:
• общественных организаций;
• административные
• научные и научно-технические;
• объединенные.
• научные
1.6 Планирование проведения совещаний
Проведение совещаний имеет четыре этапа:
Подготовка совещания. Совещание
начинается с определения тщательности
его проведения. Совещания проводятся,
когда есть необходимость в обмене
информацией, выявление мнений и
альтернатив, анализе сложных (нестандартных)
ситуаций. На этом этапе менеджер должен
все проанализировать, все альтернативы
этой формы работы. Это могут быть
решения вышестоящего руководства,
возможность решения вопроса
по телефону, возможность объединения
с другими (плановыми) совещаниями.
В случае менеджер убедится в полезности
совещания, то его можно проводить.
Следующий элемент данного
При формировании повестки дня, как показывает практика, допускаются многочисленные ошибки со стороны менеджеров – организаторов совещаний.
Выделяют шесть групп ошибок:
1) Отсутствует главная тема совещания;
2) При наличии нескольких
тем совещания нет обеспечения
их точного разграничения и
соответствующего
3) Участникам предварительно
не разъяснена суть
4) В повестку дня включены
вопросы разного объема и
5) На совещании обсуждаются
проблемы и вопросы, которые
можно решить в рабочем
6) Не удается придерживаться
повестки дня. Участники
Состав участников. Менеджер должен очень внимательно подойти к формированию списка состава участников, подумать как о количественном, так и качественном составе.
Количественный состав. Оптимальным считается такое количество участников совещания, которое совпадает с количеством работников, активно участвующих в обсуждении вопроса. При этом основным критерием является компетентность в вопросах повестки дня. Самой распространенной ошибкой является приглашение наибольшего количества участников, которое может уместиться в зале заседаний, то есть массовое приглашение.
Качественный состав. К участию в совещании должны привлекаться только те должностные лица, которые наиболее компетентны в обсуждаемой проблеме.
Назначение дня и времени
проведения совещания. Для проведения
совещания отводится один определенный
день в неделю. Это позволяет его
участникам правильно спланировать
свое рабочее время и надлежащим
образом подготовиться к
Основные ошибки, допускаемые при проведении совещаний:
• не регламентируется его продолжительность;
• не соблюдается установленная продолжительность;
• слишком большая
• не делаются перерывы;
• не ограничивается время на доклады и выступления;
• участники не умеют кратко и ясно излагать свои мысли.
Местом для проведения значительной части (более 70%) деловых совещаний является кабинет руководителя организации. В настоящее время на предприятиях есть специально оборудованные для совещаний помещения. Существуют определенные требования к оснащению таких помещений. Например, такое помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, нормальную температуру и влажность воздуха, вентиляцию, удобную для работы мебель и оргтехнику.