Продукт инновации на примере Пивоваренного завода «Балтика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является исследование понятия экономической эффективности внедрения новой технологии на предприятии.
В процессе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
Объяснить что такое инновация и её классификацию;
Объяснить основные направления внедрения инновации на предприятии;
Проанализировать развитие инновационного процесса за рубежом (на примере США) и проблемы Российского рынка инноваций;
На конкретном примере рассказать о внедрении технологии на Пивоварне «Балтика» в городе Ростове-на-Дону.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3-4 стр.
1. Понятие инновации:
1.1 Значение внедрения новой техники для повышения эффективности производства;………………………………5-9 стр.
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………..9-13 стр.
2. Анализ и деятельность в росии и зарубежом:
2.1 Инновационная деятельность зарубежом (на примере США);……………………………………………………..14-19 стр.
2.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ…....19-25 стр.
3. Продукт инновации на примере Пивоваренного завода «Балтика»…………………………………………………………….26-32 стр.
Заключение………………………………………………………..33-34 стр.
Список литературы……………………………………………..35-36 стр.

Файлы: 1 файл

Эффективность внедрения новой техники.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

 

        Последний раз показатель был опубликован в марте 2009 года3. Чтобы ранжировать страны, в исследовании изучались как инновационные затраты, так и инновационная отдача. При оценке инновационных затрат рассматривалась фискальная политика правительства, политика в области образования и инновационной инфраструктуры. Для оценки отдачи учитывались патенты, передача технологий и другие результаты НИОКР, эффективность предпринимательской деятельности, например, производительность труда, общая прибыль акционеров, влияние инноваций на миграцию бизнеса и экономический рост. Выше приведен Глобальный инновационный индекс двадцати крупнейших стран (по уровню ВВП).

 

2.2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ  В РОССИИ

 

        Сегодня о поддержке малого бизнеса и российских инноваций не говорит только ленивый. Свое положительное отношение выразили Президент, члены Правительства, руководители партий, депутаты. В общем - все, т.е. существует понимание важности проблемы, поддержка на всех уровнях, однако радикального улучшения ситуации не происходит. Либо процесс сложнее, чем принято думать и ему что-то мешает, либо изменения происходят, однако у нас нет критериев для оценки направленности тенденций, и нужно дождаться качественных изменений. С инновационными предприятиями проблема в РФ. Во-первых, их мало – единицы % от действующих предприятий. Во-вторых, не очень понятно, что это такое. Да и динамика их развития не очень согласуется с мировой практикой, где инновационные предприятия на одной хорошей идее (технологии, инновации) взлетают за 3-4 года, увеличивая свою стоимость с десятков тысяч до десятков млн. USD (и более), а если взлет не получился, инновация устаревает. Даже схема такая есть, где можно прикинуть какую долю возможной прибыли съедает каждый год задержки вывода продукта на рынок.

      В России все по-другому. Интенсивный путь развития нам заказан, потому, что денег нет. Экстенсивный – приводит к тому, что на фирме развивается сначала одна инновация, потом две, потом три, … Каждая имеет потенциал выхода на рынок. И смысл в этом есть, потому что диверсификация повышает вероятность того, что вас заметит инвестор.

        Выход один – создать адекватные механизмы инвестирования, выявить и устранить препятствия на пути продвижения технологий на рынок, т.е. создать благоприятную среду для возникновения и развития инновация. На этом пути есть несколько глобальных проблем, без осознания и разрешения которых инновации развиваться не будут. Глобальность проблем связана, прежде всего, со стереотипами и, часто, неготовностью чиновников отказаться от небольшой, но сложившейся и понятной, личной выгоды в пользу государственных интересов и развития России.

     Глобальность проблем создания инновационной среды предполагает их разрешение на политическом и законодательном уровне.

Проблема 1. Основные понятия и критерии инновационности.

      Малый бизнес, как бесконечная в своем многообразии колония

живых организмов, стремиться заполнить  все пространство, где есть питательная  среда – доход, т.е. не только удовлетворить  столь же многообразное множество  потребностей, но и понять и сформировать новые.          

     Ясно, что малые предприятия будут существенно различаться не только по конкретным трудно уловимым нюансам бизнеса, но также по более интегральным и понятным характеристикам:

• доход и его стабильность;

• размер бизнеса;

• риски;

• техническая сложность и наукоемкость;

• длительность производственного цикла;

• производственная база;

• требуемая квалификация персонала;

• требуемые разрешения;

• права на интеллектуальную собственность;

• организация сервиса;

• надежность поставщиков;

• длительность вывода на рынок;

• потребность в инвестициях  и пр.

        Из приведенного выше показывается разнообразие форм и условий, разные по величине доходы и риски. Построение системы поддержки малого бизнеса без ясного понимания, какие бизнесы живут по каким правила, неизбежно приведет к тому, что будут поддерживаться бизнесы более удобные поддерживающему, т.е. быстро окупаемые, менее рисковые и менее затратные. Что собственно сегодня и происходит. Каждая из технологий предполагает высокий риск (только 1-3% прибыльных проектов), большие затраты (в 200-500 раз большие, чем на создание технологии) и длительный период развития (5-7 лет). С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны. Хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства. В части создания необходимых условий для реализации таких схем Россия сильно отстает от мирового сообщества. Однако кое-что у нас тоже имеется:

• усилиями РАВИ (Российская ассоциация венчурного инвестирования) проводятся Венчурные ярмарки;

• разработан профессиональный стандарт для менеджеров инновационной сферы;

• Центр коммерциализации технологий АНХ готовит инновационных менеджеров из специалистов, имеющих потенциал для открытия инновационного бизнеса;

• помимо зарубежных венчурных фондов в России начали появляться собственные;

• во многих регионах появились бюджеты  на поддержку инноваций;

• повсеместно действуют бизнес инкубаторы и технопарки;

Проблема 2. Необходимо четко понимать, что инновационным проектам на первых стадиях развития банковские кредиты недоступны.

     Инновации (в узком смысле) проходят несколько стадий жизненного цикла.

1. Научная.

       Решаемые задачи: Научное обоснование, подтверждение технической реализуемости, разработка и испытание опытных образцов. Оформление прав интеллектуальной собственности на авторов.

       Требования к персоналу: Высокая научная компетентность исполнителей (авторов).

        Финансирование: государственные программы, гранты, договора с предприятиями, собственные средства.

        Реализация: Передача результатов НИР и НИОКР заказчику. Продажа результатов НИР и НИОКР. Коммерциализация (разработка инновационного продукта) результатов НИР и НИОКР.

        Проблемы: Недостаточное научное финансирование. Нереальность получения поддержки малыми научными предприятиями, ориентированными на коммерциализацию технологий, разработку инновационных продуктов.

2. Малого предприятия.

        Решаемые задачи: Создание малого предприятия. Передача ему прав на ИС. Изготовление продукта малыми сериями. Пробные продажи. Изучение реакции рынка на новый продукт. Получение разрешений. Обоснование объема рынка. Поиск инвесторов и подготовка к инвестированию. Права инвестора гарантируются передачей ему акций предприятия или доли ИС.

        Требования к персоналу: Высокая научная и техническая компетентность исполнителей, подготовка инновационных менеджеров.

       Финансирование: Фонды поддержки инноваций, бизнес ангелы, венчурные инвесторы. Инвесторы расположены в естественном порядке. Чем ближе к старту, тем меньше нужно денег, но выше риск. Частный капитал приходит, когда инновация уже сложилась. На сегодняшний день эти структуры полностью отсутствуют.

         Реализация: Продажа инновационного продукта, продажа прав на ИС, продажа бизнеса.

Продажи продукта носят случайный  характер. Воздействия на рынок не дают видимых результатов. Планировать  объем продаж невозможно.

Статус и местонахождение: Команда  проекта - собственники (учредители), наемные  сотрудники малого предприятия, совместители. Аренда помещения и оборудования.

        Проблемы:

• Не решена проблема интеллектуальной собственности. Пока владельцем ИС не будет малое предприятие, отсутствует залог для получения инвестиций.

• Зарубежное патентование недоступно российским малым фирмам.

• Отсутствует поддержка малых  предприятий на стадии start up. Сегодня  для того чтобы открыть предприятие  нужно не менее $20 000, не считая затрат на технологию, оборотных средств и пр. (юридическое оформление, оплата минимума сотрудников, получение разрешений).

• Высокая и долговременная потребность  в финансовых ресурсах при полной невозможности их получения.

• Отсутствие помещений для работы. Стоимость аренды очень высока. Аренда обусловлена нерационально сложной  системой разрешений и проверок. На оформление документов уходит более года. Если фирме требуется лицензия, она не может быть получена без зарегистрированного арендного договора. Т.е. вновь организованная фирма должна жить 1.5-2 года на какие-то средства, не занимаясь своей основной деятельностью. За это время инновационная технология может и устареть.

• Государственный рэкет, основанный на сложных системах проверок и разрешений.

• Сложная, дорогая и длительная система получения разрешений, сертификатов, лицензий. Малая фирма легко может  не дожить до момента, когда все разрешения будут получены.

• Ввиду бедности российского рынка, инновационная фирма ориентирована  на мировой рынок, однако малая фирма  не может преодолеть барьеры выхода, связанные с получением разрешений и отстоять свои интересы в случае недобросовестности зарубежных партнеров, поскольку судебные издержки ей недоступны.

• Недоверие к банковской системе, нестабильность и нерациональность законодательства, отсутствие гарантий и страховок сдерживает участие  иностранных инвесторов, бизнес ангелов и пр.

• Дороговизна и полное отсутствие государственной поддержки рекламных  и PR компаний для малых фирм, налог  на рекламу.

• Сложность постановки на балансовый учет ИС и обложение ее налогами.

• Отсутствие системы государственных  заказов на инновационные продукты. 3. Вития (венчурная). Начинается с момента получения венчурных инвестици

Размер (от 1.5 млн. USD).

Решаемые задачи: Организация нарастающего производства, системы продаж и сервиса.

Требования к персоналу: Высокая компетентность инновационных менеджеров. Финансирование: Венчурные Фонды. На сегодняшний день эти структуры полностью отсутствуют. Исключения лишь подтверждают правило. Ближе к завершению этапа – кредитные организации.

Реализация: Продажа инновационного продукта, продажа прав на ИС, продажа бизнеса. Продажи продукта становятся все более регулярными. Результат воздействия на рынок можно прогнозировать.

Проблемы:

• Сложность выхода из инновационного бизнеса (для инвесторов), отсутствие биржи высоких технологий (Российский NASDAQ);

• Отсутствие венчурных фондов и стимулирующего законодательства.

Проблема 3. Налоги на ИС.

Основой интеллектуальной собственности (ИС) являются наши знания и умения. Любое предприятие, которое что-то делает, производит или оказывает  услугу, располагает совокупностью знаний и умений своих сотрудников, технической документацией, правилами, внутренними стандартами и пр. Все это интеллектуальная собственность. Она может быть защищена разными способами от посягательств конкурентов, или защитой может служить сама сложность процесса. Ясно, что для производства эта ИС необходима, однако она не переносится на изделие, не расходуется и требует амортизации только в том смысле, что для производства изделий в будущем потребуются новые знания, новая документация, новые специалисты, и хотелось бы иметь амортизационный фонд для развития будущей ИС.

ИС собственность служит основой  для выплат авторских вознаграждений. По нашим законам ИС принадлежит  предприятию, где она разработана. Авторы тут вовсе не причем, поскольку  они получали за это зарплату. Поэтому у авторов нет стимула выявлять и оформлять объекты ИС в виде патентов или НОУ-ХАУ. Предприятию тоже нет в этом большого резона, поскольку доход не станет больше, если даже точно знаешь, какая доля образована с помощью ИС. Поэтому стандартная ситуация, когда ИС собственности на предприятии нет, точнее она не оформлена, а изделия выпускаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Продукт инновации на примере Пивоваренного завода «Балтика»

Пиво - один из древнейших напитков. С тех  пор, как люди начали варить пиво, они находили в нем все новые и новые целебные свойства. Древние врачи прописывали полоскание рта теплым пивом для снятия зубной боли. В средние века пиво прописывалось для изгнания камней из почек и для лечения истощения организма. В качестве масок и натираний пиво использовалось в средневековой косметологии для омоложения кожи, а так же для укладки волос. Упоминание о пиве можно найти в Домострое, где говорилось: "если человек ждет гостей, то держит для них в запасе пивцо". Современный пивной рынок за последние несколько лет здорово выдвинулся вперед. В 1990 году в продажу поступила первая партия пива, произведенного "Пивоваренным заводом "Балтика". После модернизации завода и приобретения им контрольных пакетов акций пивоваренных заводов "Донское пиво" и "Тульское пиво" компания "Балтика" значительно увеличила свои производственные мощности, поставив на рынок новые и улучшенные сорта пива. К десятилетию юбилею компания выпустила новый сорт - "Медовое". Кроме пива налажено производство минеральной воды, лимонадов. "Балтика" сегодня - это признанный лидер по объемам реализации в пищевой промышленности России.

Информация о работе Продукт инновации на примере Пивоваренного завода «Балтика»