Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 13:26, курсовая работа
Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления -- заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.
Замечания руководителя........................................................................................2
Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические исследования эффективности менеджмента на предприятии.............................................................................................................6
1.1 Понятие и факторы эффективности менеджмента..................................6
1.2 Пути повышения эффективности менеджмента в организации...........12
2. Анализ деятельности предприятия РУП «МТЗ»......................................18
2.1 Характеристика объекта исследования...................................................18
2.2 Управление и оценка ее эффективности на РУП «МТЗ»......................21
3. Разработка предложений по повышению эффективности менеджмента РУП "МТЗ".............................................................................................................26
3.1 Основные направления совершенствования эффективности менеджмента на предприятии..............................................................................26
3.2 Совершенствование организационной структуры РУП "МТЗ"............29
Заключение............................................................................................................33
Список литературы...............................................................................................35
4. Социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивают свое существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества.
Это предполагает использование новейших информационных и управленческих технологий, максимальную автоматизацию и компьютеризацию деловых процессов, активное участие сотрудников организации в управлении, формирование надежных коммуникаций, заинтересованности всех участников в результатах управления.
Каждая организация, каждый субъект управления имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность, которые представлены в таблице 2. [2]
Таблица 2. Внешние и внутренние факторы влияния на эффективность менеджмента.
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Активная политика конкурента |
Психологический климат в коллективе |
Внезапные изменения в экономическом положении клиентов |
Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе |
Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия |
Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени |
Общественно значимые события |
Болезни руководителей и сотрудников |
Структурные изменения в обществе |
Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги и т.д.) |
Неблагоприятные погодные условия |
Производственные конфликты |
Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников |
Увольнение или прием на работу новых сотрудников |
Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей |
Расширение или сокращение деятельности организации |
Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство |
Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи |
Миграционные процессы, ухудшающие качество населения |
Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищение, технический вандализм |
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Резкие колебания на финансовых рынках |
Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации |
Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья |
Факторы охраны имущества и безопасности труда |
Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства |
Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство |
Новые технологии производства товаров и услуг |
Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития |
Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда |
Административный контроль, система поощрений и взысканий |
Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства |
Позитивная мотивация творческого и производственного труда сотрудников |
Эффективность менеджмента зависит от активности субъекта управления. Эта активность складывается из двух типов факторов - структурных и активизирующих.
Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Они характеризуют область технических навыков.
Активизирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, умение налаживать межличностные отношения. Владение этими факторами требует творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, интуиции. [3]
Таким образом, в данном пункте были рассмотрены понятия "эффективность", "эффективность менеджмента". Выявлены составляющие эффекта управления, а также перечислены основные критерии, внешние и внутренние факторы эффективности менеджмента.
1.2 Пути повышения эффективности менеджмента в организации
Системный подход к повышению эффективности менеджмента в организации должен учитывать все наиболее важные взаимозависимые элементы.
К основным элементам относят:
1. Совместные ценности - культура организации.
2. Стратегия - стратегические цели, политика организации, перспективные планы.
3. Структура - состав и
подчиненность подразделений
4. Системы - правила и процедуры
принятия решений по всем
5. Стиль - руководители организации, стиль руководства, коллегиальность в управлении.
6. Состав работников - подбор, мотивация, социально-психологические аспекты.
7. Сумма навыков - обучение персонала, повышение квалификации, переподготовка. [4]
На основе исследования результативности объекта, а также качества управления разрабатывают и реализуют меры по повышению эффективности менеджмента. Процесс изменений может носить и радикальный характер. В рамках повышения эффективности менеджмента осуществляют комплекс мер, представленных в таблице 3.
Таблица 3 - Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента.
Мероприятия |
Характеристика мероприятия |
1 |
2 |
1. Совершенствование структуры организации, более рациональное распределение функций, прав, ответственности |
Совершенствование организационных структур объекта управления и всех его подсистем, направленное на их оптимизацию и максимальное упрощение, децентрализацию большинства функций. Выявление причин неэффективного выполнения делегированных полномочий, принятие мер по ликвидации этих причин. Создание системы эффективного делегирования, в том числе за счет четкого обмена информацией, реализации принципа соответствия между объемом полномочий и ответственностью, обеспечения ее надлежащими ресурсами, контроля, обучения, а также использования положительных стимулов. |
2. Совершенствование системы принятия решений в организации |
Понимание необходимости рассматривать организацию как единое целое с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей при принятии и реализации решений. Формирование эффективной системы формальных коммуникаций, повышающей качество коммуникационных связей между сотрудниками и подразделениями. Внедрение научных, системных методов повышения эффективности принятия управленческих решений, правил и процедур управления, стимулирования. |
Продолжение таблицы 3:
3. Созданию организационной культуры, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками |
Упорная работа по созданию организационной культуры, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками. Учет социально-экономического фона, опыта, которым располагает персонал организации, уровня образования, формирование на этой основе совместных ценностей, ориентированных на эффективное достижение целей организации. Совместные ценности конкретной организации, применяемые при конкуренции, входят в систему ценностей, подсистемами которой являются цепочки ценностей поставщиков, каналов сбыта, потребителей. Четкая организация этой системы обеспечивает получение конкурентных преимуществ и содействует повышению эффективности менеджмента. |
4. Выработка стратегии развития организации |
Уточнение и корректировка стратегии развития организации на основе анализа сильных и слабых сторон организационной системы. Стратегия организации должна соответствовать внешним и внутренним условиям функционирования организации и ориентироваться на совокупность глобальных идей развития и идей конкретного периода. Разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области. |
5. Развитие форм коллегиальности управления, максимальное развитие самостоятельности и ответственности работников |
Применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию. Обеспечение баланса власти в организации для повышения эффективности ее функционирования. Осуществление менеджерами анализа своего поведения с точки зрения этических норм. Разработка системы подбора, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей. Обучение руководителей всех рангов умению пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. |
Продолжение таблицы 3:
6. Совершенствование системы управления персоналом |
Применение наиболее эффективных
методов подбора персонала, его оценки,
формирование работоспособного, совместимого
состава работников, создание максимально
благоприятного социально- |
7. Разработка эффективной
информационной системы в |
Осуществление анализа специализированных для конкретного бизнеса знаний, которыми располагает организация. Сопоставление выводов анализа знаний с данными маркетингового анализа и, таким образом, выявление упущенных маркетинговых возможностей, а также определение потребности в новых знаниях или улучшении уже существующих. Совершенствование распределения кадров по соответствующим возможностям, прежде всего концентрация высококвалифицированных кадров на тех участках, где вероятна наибольшая отдача на каждую единицу проделанных работ. |
Разработка и реализация мер по повышению эффективности менеджмента может начинаться с того элемента, исправление которого является для организации наиболее актуальным, однако необходимым условием при этом является учет координационных и субординационных взаимосвязей организационной системы.
Главным признаком качества эффективности менеджмента выступают ее основные показатели.
Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность) [5].
Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д. Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна .
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
Из вышесказанного можно сделать выводы, что к основным путям повышения эффективности менеджмента на предприятии относятся: совершенствование организационной структуры, выработка стратегии, разработка информационной системы и др. А также перечислены показатели, влияющие на эффективность.
2. Анализ деятельности предприятия РУП «МТЗ»
2.1 Характеристика объекта исследования
Тракторостроение - ведущая отрасль сельскохозяйственного машиностроения. Сельскохозяйственное производство создает основу обеспечения продовольственной безопасности государства, поэтому ему традиционно уделяется особое внимание.
Республиканское унитарное предприятие "Минский тракторный завод", основанное на праве хозяйственного ведения, создано на основании приказа Наркомсельхозмаша СССР от 13.03.1946г. № 111 и передано в собственность Республики Беларусь в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.1991 г. № 385. Оно является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. В настоящее время МТЗ - крупнейшее предприятие в мире по выпуску колесных тракторов. На его долю приходится до 10% мирового рынка тракторов в своем классе. Завод входит в семерку мировых экспортеров тракторов. [6]
Продукция Минского тракторного завода широко известна во многих государствах мира. Основным видом продукции предприятия являются:
1) колесные тракторы;
2) колесные тракторы;
3) альтернативная техника.
Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, ТНП, продукция металлургического производства - поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка.
Стратегия развития РУП "МТЗ" заключается в дальнейшем развитии производства, выпускающего комплекс машин под определенные технологии (сельскохозяйственные, лесохозяйственные и другие), дающие возможность потребителю с максимальной эффективностью, в сжатые сроки с минимальными затратами выполнять свою работу.
Главная цель определена политикой предприятия в области качества, направленной на удовлетворение запросов потребителей, собственников, сотрудников, общества путем обеспечения качества продукции, достижения установленных основных целевых показателей социально-экономического развития РУП «МТЗ».
В состав объединения ПО «МТЗ» входят следующие предприятия:
1. РУП «Минский тракторный завод»;
2. РУП «Бобруйский завод
тракторных деталей и
Информация о работе Проект повышения эффективности менеджмента