Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 13:26, курсовая работа
Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления -- заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.
Замечания руководителя........................................................................................2
Введение..................................................................................................................3
1. Теоретические исследования эффективности менеджмента на предприятии.............................................................................................................6
1.1 Понятие и факторы эффективности менеджмента..................................6
1.2 Пути повышения эффективности менеджмента в организации...........12
2. Анализ деятельности предприятия РУП «МТЗ»......................................18
2.1 Характеристика объекта исследования...................................................18
2.2 Управление и оценка ее эффективности на РУП «МТЗ»......................21
3. Разработка предложений по повышению эффективности менеджмента РУП "МТЗ".............................................................................................................26
3.1 Основные направления совершенствования эффективности менеджмента на предприятии..............................................................................26
3.2 Совершенствование организационной структуры РУП "МТЗ"............29
Заключение............................................................................................................33
Список литературы...............................................................................................35
- низкая заинтересованность работников предприятия в эффективном выполнении своих обязанностей.
В соответствии с выделенными недостатками можно предложить следующие меры по повышению эффективности управления на предприятии:
1. Создание эффективной информационной системы;
2. Разработка дополнительных мотиваций персонала;
Для создания эффективной информационной системы информированность сотрудников и свободное распространение информации являются важнейшими составляющими эффективной деятельности предприятия.
Так как в РУП «МТЗ» система коммуникаций характеризуется низкой эффективностью, то для ее повышения можно разработать мероприятия по следующим направлениям:
– улучшение информированности персонала о политике руководства (клиентской, инвестиционной, ценовой, инновационной и т.д.). Особое значение для сотрудников имеет информация о социальных гарантиях, служебных продвижениях и вакансиях, системе вознаграждения и уровне оплаты труда;
– обеспечение эффективной обратной связи. Предприятию необходимо осуществлять систематическое общение высшего руководства с менеджерами и работниками, формируя у последних чувство ответственности и причастности к принятию решений;
– оглашение действующих правовых норм и инструкций (разъяснительная работа, благодаря которой сотрудники получают информацию о системе правового регулирования и законодательства, действующих на предприятии).
К конкретным мероприятиям по созданию эффективной информационной системы в РУП «МТЗ» относятся следующие действия:
1) Организация выпуска
небольших информационных
2) Создание ящиков для
предложений и замечаний для
того, чтобы сотрудники могли
активно высказывать свои
3) Внедрение метода «открытых
дверей». Суть этого метода заключается
в том, все сотрудники предприятия
могут беспрепятственно
4) Организация возможности
доступа сотрудников
5) Частая организация совместных мероприятий для персонала (празднование дней рождения, памятных дат в жизни организации, спортивные состязания между командами, представляющими различные подразделения фирмы). Это приводит к сближению коллектива, созданию благоприятной психологической атмосферы, что оказывает положительный эффект на результатах деятельности организации.
Как было отмечено выше, для сотрудников РУП «МТЗ» не хватает материальных (экономических) стимулов. Поэтому предлагается добавить в систему мотиваций следующие изменения:
1) Разработать четкую систему
премий и надбавок к
2) Разработать систему
бонусов и дополнительных
3) Разработать систему
подарков. Подарки сотрудникам за
какие- либо заслуги или по
случаю праздников, а может быть
просто так (например, путевка в
санаторий на время отпуска) являются
отличной мотивацией к
4) Создать систему бесплатных
обедов и доставки работников
вечерней смены
Появление таких плюсов в работе персонала, будет способствовать более эффективному выполнению своих видов работ и обязанностей, что приведет к повышению эффективности не только отдела менеджмента (вышестоящие отделы, управляющие деятельностью работников, и ставящие перед ними задачи), но и всей эффективности предприятия в целом.
Таким образом в данном пункте курсовой работы, были выявлены недостатки эффективности менеджмента на РУП "Минском тракторном заводе" и предложены основные направления их устранения.
3.2 Совершенствование
При анализе эффективности предприятия, также были выявлены недостатки в организационной структуре.
МТЗ, является унитарным предприятием. Оно самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
По своим обязательствам предприятие несёт ответственность всем своим имуществом. Предприятие не несёт ответственность по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам предприятия.
Имущество предприятия принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения.
Осуществление функций
управления подразделениями производится
в соответствии с положениями о самостоятельных
структурных подразделениях завода, положениями
о должностных лицах, должностными инструкциями,
стандартами предприятия, процедурами
управления, инструкциями.
Управление заводом
осуществляется в соответствии с действующим
законодательством и Уставом завода на
основе сочетания прав и интересов трудового
коллектива и собственника имущества
завода.
Рассмотри организационную структуру предприятия (рисунок 1):
Рисунок 1 - Организационная структура РУП "МТЗ"
В данной структуре отсутствует отдел маркетинга, который отвечает за рекламу, узнаваемость продукции, организацию сервиса и технической экспертизы, сбыт продукции и другое.
Создание в данной структуре Маркетинг-центра позволит перераспределить обязанности между отделами и четко распределить функции между ними. Ниже представлена примерная структура отдела маркетинга (рисунок 2):
Рисунок 2 - Отдел маркетинга
Для того, что бы отдел маркетинга работал эффективно необходимо обеспечить его квалифицированными и опытными кадрами служб. Это одна из основных предпосылок успешной деятельности центра по увеличению продаж продукции РУП ”МТЗ”, закреплению на традиционных рынках сбыта, выход на новые, повышению эффективности не только коммерческой деятельности предприятия, но и всей организационной структуры.
Развитие общей стратегии маркетинга на заводе включает в себя следующие мероприятия:
- развитие маркетинговой службы и совершенствование маркетинговой деятельности на заводе;
- обучение и расширение кадров в службе маркетинга, применение системы стимулирования;
- расширение дилерской сети, привязка её к сервисному обслуживанию, развитие и улучшение сервисного обслуживания, создание новых станций технического обслуживания (СТО) на базе крупных предприятий в странах СНГ;
- ведение политики ценообразования с учётом цен конкурентов;
- контроль за действием конкурентов и постоянное обслуживание изменений на рынке. [11]
Таким образом, выбор организационной структуры, наиболее эффективной для конкретного вида деятельности, - работа, требующая умения, терпения и трезвого мышления. При их выборе нужно учитывать, и то, что схемы, которые красиво выглядят на бумаге, отнюдь не являются гарантией эффективности на практике.
Заключение
Эффективность менеджмента - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью).
В общем виде она предполагает результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами). Но определение результатов управленческой деятельности – одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.
В результате исследования факторов и методов оценки эффективности менеджмента было выяснено, что пока не существует единой системы такой оценки. Эффективность менеджмента можно анализировать, используя экономические и социальные критерии, общие и частные показатели эффективности. Важно при этом учитывать состав затрат, которые способствуют максимальному повышению эффективности.
Пути повышения эффективности менеджмента направлены на усовершенствование профессионализма, уровня квалификации, личных и деловых качеств самого руководителя или на изменение стратегии предприятия, ее организационной структуры, технологий производства, условий труда и отдыха, коммуникационные процессы и т.д. Предприятие также самостоятельно выбирает пути и методы повышения эффективности менеджмента, исходя из специфики своей деятельности, сложившейся организационной структуры управления, экономических и социальных результатов деятельности, финансовых ресурсов и многого другого.
Проведен комплексный анализ РУП «МТЗ», который показал что предприятию необходимо повышать эффективность менеджмента.
Мероприятия по усовершенствованию управленческой деятельности в организации и пути повышения эффективности менеджмента были предложены, исходя из выявленных недостатков в системе управления. Эти недостатки заключались в информационной сфере, сфере мотивации персонала и организационной структуре.
Предложение по организации эффективной информационной системы направлено на развитие коммуникаций на предприятии, преодоление психологических барьеров между руководителями и подчиненными, установлению благоприятных, дружеских отношений в коллективе, развитие новаторской деятельности.
Дополнение системы мотиваций экономическими методами стимулирования требует больших финансовых затрат, чем предыдущий способ, но это себя оправдывает, поскольку сотрудники будут стремиться работать эффективнее в компании, где созданы хорошие условия труда и отдыха, где работников ценят и признают их значимость для организации.
Предложение по изменению организационной структуры и внедренияа нее отдела маркетинга является эффективным для предприятия. Это повысит концентрацию внимания руководителей на каждом регионе, что будет способствовать повышению эффективности реализации и продвижения продукции, а также общей результативности деятельности предприятия.
Таким образом, эффективность менеджмента влияет на все аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию необходимо периодически проводить оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению. Это будет способствовать увеличению эффективности и результативности деятельности предприятия в целом.
Список литературы:
1. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. – 440 с.
2. Экономика предприятия / Под редакцией Л. Н. Нехорошевой. – Минск БГЭУ, 2011 – 230 с.
3. Экономика предприятия (фирмы) / Под редакцией О.И Волкова, О.В. Девяткина. - Москва ИНФА-М, 2011 - 320с.
4. Часть 2. Социально-психологические аспекты менеджмента: учебное пособие/ В.А. Кузнецова, О.В. Магомедалиева. – Орел: Орел ГТУ, 2010. – 89 с.
5. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 440 с.
6. Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия// Менеджмент в России и за рубежом. – № 2, 2009
7. Генкин Б.М. Основы управления персоналом. - .М., 2011.
8. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник для вузов по спец. «Менеджмент». – М.: «Аспект пресс», – 2012. – 467 с.
9. Менеджмент. Учебное пособие/ Юкаева В.С. — М.: ИТК «Дашко и КО», 2011 – 104 с.
Информация о работе Проект повышения эффективности менеджмента