Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:23, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является совершенствование организационной структуры управления на предприятии.
Задачами работы являются:
- изучить теоретические основы организационных систем управления и их характеристики;
- рассмотреть сущность и процесс проектирования организационных систем управления;
- рассмотреть основные причины корректировки и ее этапы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты организационных систем управления……………..4
1.1 Понятие и принципы построения организационной системы……………..4
1.2 Типы организационных систем и их характеристика………………………6
2. Проектирование организационных систем управления и его
методология …………………………………………………………………….10
2.1. Понятие и методология проектирования организационных систем…….10
2.2. Методология проектирования организационных систем………………...14
2.3. Процесс проектирования организационных систем……………………...18
3. Корректировка организационных систем управления……………………...24
3.1. Причины корректировки……………………………………………………24
3.2. Этапы корректировки……………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты организационных систем управления……………..4
1.1 Понятие и принципы
построения организационной
1.2 Типы организационных систем и их характеристика………………………6
2. Проектирование
методология ……………………………………………
2.1. Понятие и методология
проектирования
2.2. Методология проектирования
организационных систем………………..
2.3. Процесс проектирования организационных систем……………………...18
3. Корректировка организационных систем управления……………………...24
3.1. Причины корректировки………………………
3.2. Этапы корректировки……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включает изучение менеджмента, пока не совсем понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому, что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
На производственном предприятии большое значение играют: разработка организационной системы (структуры) управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной системы управления на предприятии. Именно это определяет актуальность данной курсовой работы.
Предмет исследования курсовой работы - организационная система управления предприятием.
Целью данной контрольной
работы является совершенствование
организационной структуры
Задачами работы являются:
- изучить теоретические основы организационных систем управления и их характеристики;
- рассмотреть сущность
и процесс проектирования
- рассмотреть основные причины корректировки и ее этапы.
При работе использовалась учебно-методическая литература, материалы периодических изданий, ресурсы сети интернет.
1. Теоретические
аспекты организационных
1.1 Понятие и
принципы построения
Организационная система (структура) управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, которое тесно связанно с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категории и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций1.
Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная система производства и управления. Любая организация имеет некоторые особенности использования технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, порядков и традиций между работниками по вертикали и горизонтали. Каждая организация имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персонал. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная система управления. Оригинальность конкретной организационной системы управления достигается на базе использования существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других систем путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей.
Под системой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций система управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми2.
В системе управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения3.
Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровне. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
1.2 Типы организационных систем и их характеристика
В зависимости от характера
связей между различными подразделениями
организации различают
1. Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления4.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеет одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов.
Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия). В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой — начальник «моего» начальника5.
В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т. п.
2. Функциональная организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления6.
Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
3. Линейно-функциональная (штабная) структура управления. В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации7.
4. Дивизиональная структура управления. Дивизиональная схема имеет большие преимущества в различных отраслях промышленности. В особенности она эффективна там, где производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений, так как в данной схеме по-прежнему в основе взаимодействия с внешней средой лежит механический подход. В тех случаях, когда этот подход заменяется на органический, как это имело место в корпорации IВМ, дивизиональная схема как бы получает второе рождение и вновь начинает действовать эффективно.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).
Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев:
— по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) — продуктовая специализация;
— по ориентации на определенные группы потребителей — потребительская специализация;
— по обслуживаемым территориям — региональная специализация.
5. Матричная организационная структура управления. Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно-целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т. д. В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не с подчиненными ему непосредственно специалистами, которые подчинены линейным руководителям, а в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе.
Создание матричной
Рассмотренные организационные
структуры являются базовыми и могут
быть детализированы применительно
к конкретному объекту
2. Проектирование
организационных систем
2.1. Понятие и
методология проектирования
Набор моделей и работ
в организации еще не представляет
из себя организации. Для того чтобы
произошел переход от проектирования
работ и деятельности людей в
организации к проектированию или
созданию организации, необходимо определенным
образом соединить работы (виды деятельности)
и работников между собой. Это
соединение должно обеспечить взаимодействие
между работами и между людьми,
выполняющими эти работы. Данное взаимодействие
имеет как статическое
Информация о работе Проектирование и корректировка организационных систем