Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:23, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является совершенствование организационной структуры управления на предприятии.
Задачами работы являются:
- изучить теоретические основы организационных систем управления и их характеристики;
- рассмотреть сущность и процесс проектирования организационных систем управления;
- рассмотреть основные причины корректировки и ее этапы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты организационных систем управления……………..4
1.1 Понятие и принципы построения организационной системы……………..4
1.2 Типы организационных систем и их характеристика………………………6
2. Проектирование организационных систем управления и его
методология …………………………………………………………………….10
2.1. Понятие и методология проектирования организационных систем…….10
2.2. Методология проектирования организационных систем………………...14
2.3. Процесс проектирования организационных систем……………………...18
3. Корректировка организационных систем управления……………………...24
3.1. Причины корректировки……………………………………………………24
3.2. Этапы корректировки……………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Существуют различные
точки зрения относительно понятия
«проектирование
Организационное проектирование
применяется на стадии создания новых
организаций и разработки инвестиционных
проектов, особенно связанных с реструктуризацией
предприятий, внедрением новой техники
и технологии, выпуском новой продукции.
В том и другом случае может
быть составлен реальный документ:
раздел бизнес-плана, организационный
проект как составная часть
Мильнер Б.3. в своей книге
«Теория организаций» дает следующее
определение: «Организационное проектирование
как функция организации
- состояние внешней среды, т. е. всего того, что окружает организацию;
- технология работы в организации;
- стратегический выбор
руководства организации в
- поведение работников.
Однако контекстуальные
переменные в качестве системного проектирования
задают и ограничивают принципы функционирования,
закономерности развития организации
(структурные изменения), стиль и
тип управления, предопределяют параметры
и тип структуры организации.
Контекстуальные переменные - это
совокупность элементов внутренней
среды организации (набор ситуационных
переменных), определяющих специфику
ситуации, в которой она действует.
Понятие контекстуальных
Перечень контекстуальных переменных непостоянен. Разные исследователи включают в него различные характеристики внутренней среды:
- цели организации;
- подчиненные целям задачи организации;
- технологию;
- размер организации;
- персонал организации;
- стратегический выбор
(стратегия или цели
- параметры внешнего окружения:
темпы и предсказуемость
В современной теории организации
большинство исследователей сосредоточивают
внимание на двух базовых контекстуальных
переменных проектирования организационных
систем - размере организации и
технологии, обусловливающих важнейшие
структурные параметры
Исследователи, выделяющие в качестве базовой контекстуальной переменной размер организации, отмечают, что крупные организации, как правило, характеризуются более сложной структурой, большей степенью дифференциации (по горизонтали и вертикали), особенностями в сфере коммуникаций. При высокой однородности работы, проводимой различными специализированными подразделениями в крупных организациях, «административный коэффициент» (пропорция административного персонала к общему числу работников организации) более низок, чем при однородности работы, что отражается на способах координации, коммуникации и контроле. Кроме того, крупные организации обычно более децентрализованы, чем небольшие. При этом наблюдается прямая связь между степенью формализации отношений в. организации и ее размером.
Исследователи, выделяющие
в качестве базовой контекстуальной
переменной технологию, связывают с
ней либо формы и способы контроля,
либо степень централизации
Научно обоснованное формирование организационных структур управления - это актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В этих условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
- во-первых, в новых условиях
в целом ряде случаев нельзя
оперировать старыми
- во-вторых, в сферу хозяйственного
управления невозможно
- в-третьих, создание структуры
должно опираться не только
на опыт, аналогию, привычные схемы
и, наконец, интуицию, но и на
научные методы
- в-четвертых, проектирование
сложнейшего механизма - механизма
управления - должно возлагаться
на специалистов, владеющих методологией
формирования организационных
Существенным недостатком
организационного проектирования, по
мнению Мильнера, является чрезмерное
увлечение типовыми схемами, что
приводит к механическому переносу
применявшихся в прошлом
2.2. Методология
проектирования
Методологические подходы к проектированию организационных структур управления можно условно объединить в четыре группы: метод аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей и метод организационного моделирования.
1. Метод аналогий. Метод аналогий предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях и предусматривает выработку типовых структур управления в различных видах организаций, определение различных рамок, условий и механизма применения. Типовые организационные структуры должны носить вариантный характер, предусматривающий возможность корректирования, отклонения в случае изменений условий, в которых действует организация.
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах:
- первый из них заключается
в выявлении для каждого типа
производственно-хозяйственных
- второй подход представляет,
по сути, типизацию наиболее общих
принципиальных решений о
Типизация решений является
средством повышения общего уровня
организации управления производством,
направленным на стандартизацию и унификацию
организационных форм управления, ускорение
внедрения наиболее рациональных, прогрессивных
форм. Типовые организационные
- во-первых, вариантными, а не однозначными;
- во-вторых, пересматриваемыми
и корректируемыми с
2. Экспертный метод. Экспертный метод базируется на изучении рекомендаций и предложений экспертов и опытных управленцев-практиков. Цель этого метода - выявить специфические особенности работы аппарата управления, возможные недостатки в деятельности различных звеньев организационных структур, обоснованные рекомендации по их совершенствованию. На основе опроса экспертов осуществляется диагностический анализ организационных структур действующих организаций и их оценка. Формулируются основные научные принципы формирования организационных структур с учетом конкретных ситуаций и условий деятельности.
Данный метод, являющийся
наиболее гибким и всеохватывающим,
применяется в тесном сочетании
с другими (в особенности с
методами аналогий и структуризации
целей) и имеет многообразные
формы реализации. В первую очередь
к ним относится осуществление
диагностического анализа особенностей,
проблем, «узких мест» в системе
управления действующей производственно-
3. Метод структуризации целей. Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой организационной структурой. Реализация этого метода предполагает также увязку всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов, независимо от распределения этих видов деятельности по различным подразделениям организации. Метод структуризации целей предусматривает экспертный анализ предлагаемых вариантов организационных структур, составление таблиц полномочий и ответственности за достижение целей как по подразделениям, так и по комплексным многофункциональным видам деятельности, где конкретизируются границы ответственности (материальные ресурсы, производственные, информационные процессы), определение конкретных итогов, за достижение которых устанавливается ответственность, полномочий, которыми наделяются соответствующие органы управления. Использование этого метода предполагает:
а) разработку системы («дерева»)
целей, представляющую собой структурную
основу для увязки всех видов организационной
деятельности исходя из конечных результатов,
независимо от распределения этих видов
деятельности по организационным подразделениям
и программно-целевым
б) экспертный анализ предлагаемых
вариантов организационной
в) составление карт прав
и ответственности за достижение
целей как для отдельных
4. Метод организационного моделирования. Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Данный метод позволяет четко сформулировать критерий оценки степени рациональности организационных решений. С помощью аналоговой модели-схемы организационной структуры можно, например, более наглядно представить себе цели прохождения команд и формальную зависимость между субъектами управления и должностными лицами, увидеть дублирующие управленческие звенья. В организационном проектировании часто применяют имитационные модели. Разработчики в лабораторных условиях имитируют спланированные организационные перестройки, проводят управленческие игры с участием работников с целью отработки конкретных ситуаций, сходных с реальными организационными условиями. После проведения подобных экспериментов осуществляются корректировка организационной модели и ее внедрение14.
Информация о работе Проектирование и корректировка организационных систем