Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:23, курсовая работа
Целью данной контрольной работы является совершенствование организационной структуры управления на предприятии.
Задачами работы являются:
- изучить теоретические основы организационных систем управления и их характеристики;
- рассмотреть сущность и процесс проектирования организационных систем управления;
- рассмотреть основные причины корректировки и ее этапы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты организационных систем управления……………..4
1.1 Понятие и принципы построения организационной системы……………..4
1.2 Типы организационных систем и их характеристика………………………6
2. Проектирование организационных систем управления и его
методология …………………………………………………………………….10
2.1. Понятие и методология проектирования организационных систем…….10
2.2. Методология проектирования организационных систем………………...14
2.3. Процесс проектирования организационных систем……………………...18
3. Корректировка организационных систем управления……………………...24
3.1. Причины корректировки……………………………………………………24
3.2. Этапы корректировки……………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Процесс проектирования организационной
структуры управления должен быть основан
на совместном использовании
2.3. Процесс проектирования организационных систем
Выделяют три этапа процесса проектирования организации.
Первый этап - анализ действующей организационной структуры, который призван установить, в какой мере она соответствует требованиям, предъявляемым к организации, т. е. насколько она рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев. К оценочным критериям обычно относят принципы управления:
- соотношение между
- объем и оценку аппарата управления;
- анализ функций управления;
-оценку хозяйственной деятельности и т. п.
В результате анализа выявляются недостатки, выясняются причины слишком медленного повышения эффективности управления.
Второй этап - проектирование организационных структур. В процессе проектирования организационных структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:
- определение типа структуры управления;
- уточнение состава и количества подразделений по уровням организации;
- определение численности управленческого персонала;
- определение характера
соподчиненности между
- расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном счете устанавливаются управленческие полномочия для каждого структурного подразделения, потоки информации, документооборот, полномочия и ответственность.
Третий этап - оценка эффективности организационных структур исходя из уровня реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых решений15.
По мнению Мильнера, содержание
процесса формирования организационной
структуры в значительной мере универсально.
Оно включает в себя формулировку
целей и задач, определение состава
и места подразделений, их ресурсное
обеспечение (включая численность
работающих), разработку регламентирующих
форм, методов, процессов, которые осуществляются
в организационной системе
Первая стадия - формирование
общей структурной схемы
- цели производственно-
- общую спецификацию
- число уровней в системе управления;
- степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях;
- основные формы
- требования к экономическому
механизму, формам обработки
Вторая стадия - разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается:
- реализация организационных
решений не только в целом
по крупным линейно-
- распределение конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей.
Третья стадия - регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:
- определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);
- определение проектной
численности подразделений,
- распределение задач и работ между конкретными исполнителями;
- установление ответственности за их выполнение;
- разработку процедур
выполнения управленческих
- разработку порядка
- расчеты затрат на
управление и показателей
Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, вместе с пояснительной запиской составляет проект организационной структуры управления16.
Существует точка зрения, согласно которой процесс проектирования организационных систем можно осуществлять с помощью:
- инструментария трансакционных издержек, их учета при принятии решений такого характера;
- метода выделения финансовых подразделений.
Трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами на рынке. Они «не пересекаются со всеми известными до этого видами затрат (на производстве, в связи с реализацией продукции и прочее). Трансакционные издержки дополняют все известные виды издержек, если организация (субъект рынка) не доверяет трансакцию свободному рынку. Выделяют четыре вида трансакционных издержек:
1) затраты, связанные с поиском информации;
2) затраты, связанные с заключением контрактов;
3) издержки по контролю
за реализацией контрактной
4) затраты, связанные с юридической защитой контракта (судебные и пр.).
Все представленные издержки
не могут считаться чисто
На основании соотношения
издержек (включая трансакционные)
и гарантий, которые дает конкретной
трансакции та или иная форма экономической
организации, делается выбор между
тремя формами экономической
организации: рынком, контрактной системой
и внутриорганизационной
1) необходимо осуществить
деление организации по
2) устанавливается соотношение
полномочий различных
3) определяются должностные
обязанности (соотносятся на
Следующим способом организационного проектирования является учет финансовых потоков внутри организации (фирмы) на базе выделения соответствующих финансовых подразделений. Обычно для решения задачи организационного проектирования выделяют следующие виды финансовых структурных подразделений:
- центры финансового учета;
- центры финансовой отчетности;
- центры прибыли;
-центры затрат.
Для теории организации и организационного проектирования непосредственный интерес представляют два вида финансовых структурных подразделений: центры финансового учета и центры финансовой ответственности.
Смысл такого выделения и
такой группировки финансовых центров
для организационного проектирования
заключается в том, что это
связано с возможностью на основе
использования данного способа
изменить организационную структуру
фирмы, сделать ее более рациональной
и эффективной. Сама перегруппировка,
осуществляемая при помощи центров
финансового учета, позволяет, например,
укрупнить некоторые
3. Корректировка
организационных систем
3.1. Причины корректировки
Причин корректировки системы управления великое множество, но все же среди них можно выделить основные. Ниже они описаны более подробно.
1. Неудовлетворительное
функционирование предприятия.
2. Перегрузка высшего
руководства. В случае, если меры
по изменению методов и
3. Отсутствие ориентации
на перспективу. Будущее
4. Разногласия по
5. Рост масштаба деятельности.
В условиях стабильности
6. Увеличение разнообразия.
Расширение номенклатуры
7. Объединение хозяйствующих
субъектов. Слияние нескольких
предприятий в обязательном
8. Изменение технологий
управления. На ОСУ и процессы
в них начинают оказывать все
большее влияния научные
Информация о работе Проектирование и корректировка организационных систем