Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа
Цель - ознакомиться с понятием, этапами и методами проектирования организации, проанализировать существующие организационные структуры управления, и рассмотреть на примере ООО “Выбор” процесс проектирования.
Для достижения цели работы были поставлены и решены такие задачи:
1. рассмотрены основные факторы и элементы проектирования организационных структур управления фирмой;
2. изучены основные модели структур управления предприятием;
Введение………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы проектирования организации
Проектирование и создание организаций
1.1. Факторы проектирования организации…………………………….7
1.1.1. Стратегический выбор……………………………………………….10
1.2. Элементы проектирования организации…………………………….13
1.2.1.Выбор правой формы организации…………………………………17
1.2.2.Рабочие блоки как строительные блоки организации………….....20
1.2.3.Формирование уровней управления организации…………………23
1.2.4. Делегирование полномочий и распределение ответственности…24
1.2.5. Формирование позитивного имиджа организации………………28
1.3. Основные виды организационных структур управления фирмой..31
Глава II Процесс проектирования организации ООО “Выбор”
2.1.Разработка целей и структуры организации………………………..34
2.2.Внутренняя среда организации………………………………………34
2.2.1.Технологии…………………………………………………………...35
2.2.2.Производственные площади………………………………………..36
2.2.3.Трудовые ресурсы…………………………………………………..36
2.2.4.Контроль и мотивация в организации……………………………..37
2.2.5.Культура организации………………………………………………39
2.3.Внешнее окружение организации, анализ связей
2.3.1.Внешние связи организации………………………………………..40
2.4.Анализ организации и предложения по ее совершенствованию
2.4.1. Оценка возможных путей совершенствования организационной структуры управления………………………………………………………41
2.4.2. Совершенствование организационной структуры управления…..44
2.5.Разработка должностной инструкции……………………………...44
2.6.Оценка деловых качеств менеджера………………………………..48
Заключение…………………………………………………………….....49
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические основы проектирования организации
Проектирование и создание организаций
1.1.1. Стратегический выбор…………………………
1.2. Элементы проектирования организации…………………………….13
1.2.1.Выбор правой формы
1.2.2.Рабочие блоки как
1.2.3.Формирование уровней
1.2.4. Делегирование полномочий и распределение ответственности…24
1.2.5. Формирование позитивного имиджа организации………………28
1.3. Основные виды организационных структур управления фирмой..31
Глава II Процесс проектирования организации ООО “Выбор”
2.1.Разработка целей и структуры организации………………………..34
2.2.Внутренняя среда организации………………………………………34
2.2.1.Технологии……………………………………
2.2.2.Производственные площади………………………………………..36
2.2.3.Трудовые ресурсы…………………………………………………..36
2.2.4.Контроль и мотивация в организации……………………………..37
2.2.5.Культура
организации………………………………………………
2.3.Внешнее окружение организации, анализ связей
2.3.1.Внешние связи организации………………………………………..40
2.4.Анализ организации и предложения по ее совершенствованию
2.4.1. Оценка возможных путей совершенствования
организационной структуры управления……………………………………………………
2.4.2. Совершенствование организационной структуры управления…..44
2.5.Разработка должностной инструкции……………………………...44
2.6.Оценка деловых качеств менеджера………………………………..48
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде , появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
При проектировании социальных организаций принцип направленного действия часто выступает как излишнее ограничение. Функции элементов организации не всегда могут рассматриваться лишь с точки зрения преобразования входного сигнала в выходной, а взаимосвязи и отношения между элементами организаций далеко не всегда могут интерпретироваться как передача воздействия с "выхода" одного элемента на "вход" другого. В отличие от технических систем, где взаимосвязи между элементами, как правило, можно трактовать как информационные, энергетические или материальные потоки , и такая трактовка оказывается достаточной для понимания функционирования системы, связи между элементами в организациях могут быть весьма разнообразными по содержанию, а помимо функционирования должны рассматриваться процессы развития, и кроме управления – процессы руководства и лидерства, и т.д. Попытки искусственно представить более богатые по содержанию функциональные и иные (социальные, социокультурные и пр.) связи и отношения в организациях "стрелками" от выходов одних "черных ящиков" ко "входам" других часто требуют "насилия над материалом", искажают и обедняют истинное содержание этих взаимосвязей и отношений.
Организация проектируется как институциональное оформление деятельности, предназначенной для удовлетворения заданных потребностей. В настоящей работе предполагается , что институционально оформляемая деятельность задана исчерпывающим образом, например, полным и детальным описанием функциональной структуры (функционально-деятельностных позиций и их взаимосвязей) и схем актов деятельности).
Проектирование материальной структуры включает определение численности персонала по каждому подразделению с указанием того, какие функции (задачи) поручаются тем или иным исполнителям, и формулированием требований к подбору кадров (их профессиональным и личностным характеристикам). При этом учитываются особенности технологий и оборудования, с использованием или обслуживанием которых будет связана деятельность работников, а также вопросы создания надлежащих межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношений. Общий принцип состоит в том, чтобы все административно предъявляемые требования(технологические карты, распорядок рабочего дня и др.), обеспечивающие заданное функционирование, во-первых, лежали в пределах физических возможностей персонала, во-вторых, нашли свою социокультурную основу и, в частности, был создан социально-психологический климат, не препятствующий их выполнению. На основе этих требований в дальнейшем разрабатываются система оплаты труда и
вопросы стимулирования
Цель - ознакомиться с понятием, этапами и методами проектирования организации, проанализировать существующие организационные структуры управления, и рассмотреть на примере ООО “Выбор” процесс проектирования.
Для достижения цели работы были поставлены и решены такие задачи:
Предметом исследования данной курсовой работы является процесс проектирования организации.
Проектирование организации достаточно широко рассмотрено в литературе.
При написании курсовой работы были использованы работы отечественных и зарубежных экономистов таких как: Виханский О.С, Наумов А.И, Зуб А.Т, Рогожин С.В, Кузнецов Ю.В, Файоль А.
Практическое значение темы состоит в том, что освещаемые в работе теоретические положения проектирования организационных структур можно применить в повседневной работе менеджера.
Структура и композиционное построение курсовой работы обусловлены целью и задачами работы, соответствуют логическому порядку их решений. Работа состоит из двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава I Теоретические основы проектирования организации
Проектирование и создание организаций
1.1. Факторы проектирования организации
Дж. Гелбрейт определил проектирование организации как постоянный
поиск наиболее эффективного сочетания организационные переменных.
Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, как показали многочисленные исследования, носят ситуационный характер.[6]
Выделяется четыре группы ситуационных факторов:
• внешняя среда, т.е. все то, что окружает организацию;
• технология работы в организации;
• стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;
• поведение работников.
Изображенные на рис. (1) факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.
Нередко отличие одной организации от другой объясняется различием среды, в которой им приходится функционировать. Внешняя по отношению к организации среда состоит из двух уровней: общее окружение и непосредственное окружение.
Руководители должны постоянно анализировать текущую и, желательно,
будущую расстановку сил в общем окружении и требования, которые предъявляют к развитию отдельных частей или подразделений организации институтов непосредственного соприкосновения.
Институты внешней среды, входящие с организацией в непосредственное соприкосновение, являются или организациями, или группами индивидов. Для конкретной анализируемой организации они выполняют роль посредников между силами общего окружения и частями или подразделениями организации, формируя через задачи, которые они решают, спрос на ту или иную функцию организации. Выявление этих институтов является первым шагом в проектировании организации, так как помогает определить в первом приближении основные функциональные части или подразделения организации, которые, как правило, осуществляют прямой контакт с тем или иным ≪посредником ≫ из внешней среды.
Следующим шагом является оценка характеристик этих институтов и их относительной важности для организации. Внешнюю среду характеризуют сложность и динамизм.
Сложность внешнего окружения определяется тем, как много факторов влияет на проектирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.
Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на проектирование организации. Остаются ли они в основном неизменными, стабильными или же они изменяются, нестабильны. В нашей стране в связи с переходом к рыночной экономике на подавляющее большинство предприятий со стороны потребителей, поставщиков, банков, трудовых ресурсов и т.д. стали влиять новые и сильно изменившиеся требования. В связи с этим многие предприятия стали пересматривать схемы своего построения, создавать новые подразделения, вносить изменения в работу существующих служб, сокращать те из них, у которых исчез контакт с институтами внешней среды.
Двухмерная классификация факторов внешней среды, влияющих на проектирование организации позволяет выявить четыре типа ситуаций, каждая из которых наиболее соответствует тому или иному виду бизнеса. Ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью, является наиболее благоприятной для руководства организации.
В этом случае можно ожидать, что внешняя среда не будет преподносить
много сюрпризов и работники будут определенно следовать принятым в организации политике и процедурам. От самих руководителей не требуется высокого уровня подготовки, длительного обучения, большого опыта для того, чтобы успешно действовать в достаточно ясной, с точки зрения влияния внешней среды, ситуации. [6]
Роль технологии в проектировании организации общепризнанна.
В данном контексте под технологией работы понимаются не только действия работника, но и материалы, оборудование, которые он использует для преобразования объекта своих действий. Проектирование организации связано с технологией работы по двум направлениям: разделение труда и группировка работ, т.е. создание подразделений. Уровень знания о действиях по преобразованию объекта работы и использование соответствующей технологии во многом определяют эффективность организации. Развитие технологии в последние годы носит взрывной характер (ЭВМ, станки с ЧПУ, ГПС, роботы). Это усилило внимание руководителей к взаимосвязи между структурой организации и технологией работы.
Применительно к описанию и анализу отношений между технологией работы и проектированием организации используются те же переменные, которые использовались для характеристики отношения между технологией и проектированием работы. Различие заключается только в том, что в предыдущей главе эти переменные рассматривались с точки зрения действий или работы отдельного исполнителя, а в данном контексте они рассматриваются применительно к отдельному подразделению, т.е. части организации. При этом несколько изменяется название самих переменных: неопределенность в поступлении работы и месте ее выполнения, неопределенность в знании относительно того, как делать работу, взаимозависимость работ в организации.[10]