Профессиональная ориентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение профессиональной ориентации в российских и зарубежных компаниях.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
• описать сущность и задачи профессиональной ориентации;
• описать виды и способы проведения профессиональной ориентации;
• определить значение профессиональной ориентации для предприятий;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..… 3
1. Теоретические подходы к изучению профессиональной ориентации ... 5
1.1. Понятие, сущность и задачи профессиональной ориентации ………...... 5
1.2. Виды и способы проведения профессиональной ориентации …………. 7
1.3. Значение профессиональной ориентации для предприятий ………..…. 11
2. Практическое рассмотрение профессиональной ориентации на
примере российских и зарубежных компаний …………………..…...… 13
2.1. Процесс профессиональной ориентации в зарубежных
компаниях ……………………………………………………………....……….. 13
2.2. Процесс профессиональной ориентации в российских компаниях …...18
2.3. Сравнительная характеристика процесса
профессиональной ориентации в российских и
зарубежных компаниях ……………………………...………………...... 24
Заключение ……………………………………………….………….……...…. 28
Список используемых источников ….………………..……………...…..…. 30

Файлы: 1 файл

Профессиональная ориентация1.docx

— 92.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РФ

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО - ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

        по  дисциплине «Управление персоналом»

         на тему «Профессиональная ориентация».

 

 

 

 

 

 

                                                                 Работу выполнил студент 5 курса

                                                              Группы 31Мек1820 Смирнов А.Н.

                   Работу проверил Колескина О.В.

                                                     Дата сдачи ___________________

                                                 Дата защиты __________________

                                          Оценка _______________________

 

 

Ярославль 2013г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..… 3

  1. Теоретические подходы к изучению профессиональной ориентации ... 5
    1. Понятие, сущность и задачи профессиональной ориентации ………...... 5
    2. Виды и способы проведения профессиональной ориентации …………. 7
    3. Значение профессиональной ориентации для предприятий ………..…. 11
  2. Практическое рассмотрение профессиональной ориентации на

примере российских и зарубежных компаний …………………..…...… 13

    1. Процесс профессиональной ориентации в зарубежных

компаниях ……………………………………………………………....……….. 13

    1. Процесс профессиональной ориентации в российских компаниях …...18
    2. Сравнительная характеристика процесса

профессиональной ориентации в российских и 

зарубежных компаниях  ……………………………...………………...... 24

Заключение ……………………………………………….………….……...…. 28

Список используемых источников ….………………..……………...…..…. 30

Приложения ……………………..………………………………………..…… 31 

Введение

Профориентация персонала  на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринималась кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер  по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая  помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.

Актуальность работы определяется необходимостью профессиональной ориентации работника в коллективе, которая выступает как важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и практической деятельностью.

Новизна исследования заключается, в том, что профессиональная ориентация представляет собой не просто систему  мер, включающую предоставление информации и консультаций, а взаимосвязанный  комплекс мероприятий, необходимых  человеку для выбора профессии, в  наибольшей степени соответствующей  его личным социально-психологическим  характеристикам, способностям и особенностям, а также востребованной на рынке  труда.

Проблемность работы проявляется  в том, что неполное использование  возможностей работника в трудовой деятельности наносит ущерб не только его собственному развитию, но и  оборачивается потерей для организации. Разрыв между социально-психологическими характеристиками, профессиональной подготовкой  и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает  его интерес к труду, работоспособность, что в конечном итоге ведет  к падению производительности, ухудшению  качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.

Целью работы является изучение  профессиональной ориентации в российских и зарубежных компаниях.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие  задачи:

  • описать сущность и задачи профессиональной ориентации;
  • описать виды и способы проведения профессиональной ориентации;
  • определить значение профессиональной ориентации для предприятий;
  • описать процесс профессиональной ориентации в зарубежных компаниях;
  • описать процесс профессиональной ориентации в российских компаниях;
  • дать сравнительную характеристику процесса профессиональной ориентации в российских и зарубежных компаниях.

 

 

  1. Теоретические подходы к изучению профессиональной ориентации

1.1 Понятие, сущность и задачи профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Она призвана способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

 Профессиональная ориентация  представляет собой систему мер  по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации,  которая помогает человеку выбирать  профессию, наиболее соответствующую  потребностям общества и его  личным способностям и особенностям. Неполное использование возможностей  работника в трудовой деятельности  не только наносит ущерб его  собственному развитию, но и оборачивается  потерей для организации. Разрыв  между профессиональной подготовкой  и содержанием трудовых функций,  выполняемых работником, снижает  его интерес к труду, работоспособность,  что в конечном счете ведет  к падению производительности, ухудшению  качества продукции, к росту  профессиональной заболеваемости  и травматизма.

Есть еще одна важная задача профориентации - содействие быстрым  структурным сдвигам в занятости. В настоящее время многоукладная  экономика предоставляет работникам с разными способностями и  интересами возможность найти место  на трудовом поприще. В идеальном  случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда  будут созданы условия для  переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма  выбора профессии, когда начнут действовать  программы по созданию новых рабочих  мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники  не воспримут профориентацию как  метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности.

Чтобы выявить и развить  психологический и мотивационный  механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации  взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др.

Цель профориентации - оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей  и интересов. Задачи профориентации - информирование заинтересованных лиц  о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально  значимых способностей будущих работников; выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.

 

    1. Виды и способы проведения профессиональной ориентации

Система профессиональной ориентации включает:

  1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение). Цель - организация информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе; формирующего представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, В результате создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни.
  2. Профессиональное консультирование. Цель - оказать обратившемуся содействие в выборе или перемене профессии с учетом его пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства. Профконсультант помогает клиенту:
    • снять тревожное состояние;
    • определить проблему, если она неясна;
    • выявить круг его склонностей и подобрать соответствующую группу профессий;
    • получить информацию о возможностях переобучения.

Зачастую дело заключается  не в самой ситуации, в которую  попал человек (увольнение с работы, сокращение штатов), а в том, как  он к ней относится. Задача психолога - помочь ему изменить взгляд на свое положение, оказать при необходимости  психологическую поддержку. Обращение посетителя к профконсультанту (психологу) носит добровольный характер, а сведения о нем не подлежат разглашению. Во внешний мир выдается только та информация, которую профконсультант предварительно обсуждает с клиентом. Основной задачей профконсультанта в зависимости от ситуации обратившегося является либо сужение поля выбора профессии (если клиент не определился относительно своей дальнейшей трудовой деятельности), либо расширение круга ее поиска (если он не видит возможности сменить род занятий). Необходимо также раскрыть обратившемуся реальные варианты выхода из сложившегося положения, актуализировать поиск новых путей профессионального самоопределения. Консультант в процессе работы с клиентом исследует:

    • профессиональные интересы;
    • профессиональные склонности;
    • мотивацию профессионального самоопределения;
    • психологическую профпригодность к определенным видам деятельности.
  1. Профессиональный отбор (подбор). Цель - обеспечить организацию таким персоналами, который по своим индивидуальным качествам может достигнуть высокой эффективности в определенном виде трудовой деятельности при условии получения удовлетворения от избранного ее вида (деятельности). При проведении профотбора необходимо учитывать пригодность к различным видам профессиональной деятельности, определяемую уровнем общего образования, профессиональной подготовки, производственным опытом и отношением к профессии, а также степенью соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного работника к определенному виду деятельности.

Профориентация позволяет  выявить и развить интерес  и способности человека к определенным профессиям или группам профессий, а также определить степень его  пригодности к ним еще до этапа  включения в общественное производство. Она помогает человеку сделать обоснованный выбор профессии, сократить сроки  ее освоения, повысить производительность труда. Во многих странах это привело  к расширению сферы применения профориентации, которая начала охватывать не только учащуюся молодежь, но и другие группы населения. Расширение связей профориентационных служб с учебными заведениями, предприятиями, органами по труду и увеличение объема выполняемой работы способствовали как дифференциации этих служб и предоставляемых ими услуг, так и их интеграции с другими службами. Это объясняется не только повышением требований со стороны производства к уровню знаний, способностей, квалификации работников, т.е. к их профессиональной пригодности, но и потребностью самих работников в освоении новых профессий (например, в связи с внедрением новой техники и технологии, по состоянию здоровья или с целью трудоустройства).

Сложились следующие формы  профориентационной работы:

  1. профессиональное обучение - начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности;
  2. профессиональная информация - система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала;
  3. профессиональная консультация - оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека в целях выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переподготовки;
  4. профотбор - часть процесса найма персонала, включающая систему методов и приемов проведения медицинского обследования, психофизиологической диагностики личности в целях выбора из группы работников кандидатов на определенную должность, кто при прочих равных условиях способен наилучшим образом выполнять конкретные трудовые функции. Формы профотбора:

Информация о работе Профессиональная ориентация