Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:18, курсовая работа
Целью работы является изучение профессиональной ориентации в российских и зарубежных компаниях.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
• описать сущность и задачи профессиональной ориентации;
• описать виды и способы проведения профессиональной ориентации;
• определить значение профессиональной ориентации для предприятий;
Введение ………………………………………………………………………..… 3
1. Теоретические подходы к изучению профессиональной ориентации ... 5
1.1. Понятие, сущность и задачи профессиональной ориентации ………...... 5
1.2. Виды и способы проведения профессиональной ориентации …………. 7
1.3. Значение профессиональной ориентации для предприятий ………..…. 11
2. Практическое рассмотрение профессиональной ориентации на
примере российских и зарубежных компаний …………………..…...… 13
2.1. Процесс профессиональной ориентации в зарубежных
компаниях ……………………………………………………………....……….. 13
2.2. Процесс профессиональной ориентации в российских компаниях …...18
2.3. Сравнительная характеристика процесса
профессиональной ориентации в российских и
зарубежных компаниях ……………………………...………………...... 24
Заключение ……………………………………………….………….……...…. 28
Список используемых источников ….………………..……………...…..…. 30
Вывод: экономическая эффективность профориентации и профотбора может быть оценена с помощью показателей сокращения текучести, роста производительности труда и уменьшения времени, необходимого для освоения профессии.
Таким образом, профпригодность к различным видам трудовой деятельности должна рассматриваться как основа профессионального мастерства с возможностью его формирования и развития в дальнейшем.
Профориентация позволяет
выявить и развить интерес
и способности человека к определенным
профессиям или группам профессий,
а также определить степень его
пригодности к ним еще до этапа
включения в общественное производство.
Она помогает человеку сделать обоснованный
выбор профессии, сократить сроки
ее освоения, повысить производительность
труда. Все более активное вовлечение
различных групп трудящихся в
процессы высвобождения и
Экономическая эффективность профориентации и профотбора может быть оценена с помощью показателей сокращения текучести, роста производительности труда и уменьшения времени, необходимого для освоения профессии.
По расчетам, годовой экономический эффект от профориентации составляет в масштабах страны примерно 11,5 млрд руб., в том числе за счет сокращения текучести кадров - 2 млрд руб., за счет уменьшения затрат на подготовку кадров - 6 млрд руб., за счет ускорения роста производительности труда - 3,5 млрд руб. При этом не учитывался эффект от улучшения качества продукции, снижения заболеваемости, усиления творческого характера труда и т.п.
Вывод: работники, выбравшие свою профессию сознательно, с учетом профессиональной ориентированности, трудятся на 20-40% производительнее, допускают почти вдвое меньше брака в работе, в среднем на год меньше у них срок достижения следующего разряда, в 2-3 раза реже они меняют профессию или место работы. Устранение возможных ошибок при выборе профессии экономит до 25% средств, затрачиваемых на обучение рабочих.
Известно, что основы профессиональной ориентации начали складываться с середины 19 века и к современному этапу они являются уже достаточно сложившимися с учетом влияния общества. Особенности учета профессиональных намерений в зарубежных концепциях профессиональной ориентации выглядят так:
Система профессиональной ориентации в Англии
В Англии профессиональной ориентацией занимается Английская Служба занятости молодежи, подчиняющаяся Министерству Труда. Ее цель - проводить работу среди молодежи до 18 лет по профессиональной ориентации. Служба контактирует со средними школами и осуществляет свою деятельность с помощью следующих форм: - посещение предприятий, - индивидуальные и групповые беседы о профессиях, - распространение специальной литературы.
С оптантами (людьми, которые
находятся в ситуации выбора профессии)
работают специалисты по профориентационной
работе, которых готовит колледж
Бирбена и Британский институт промышленной
психологии, который и проводит работу
по профориентации и профотбору. Британский
институт промышленной психологии оказывает
помощь в профессиональной ориентации
молодежи 16-18 лет, которая пытается
определить свои профессиональные наклонности
или профессиональную пригодность.
Это осуществляется с помощью
изучения информации об индивидуальности,
которую получают, применяя психологические
тесты и проводя клиническое
исследование клиентов. Известно, что
работа данного института достаточно
эффективна: 90% лиц, выполнивших рекомендации
института преуспевают в
Система профессиональной ориентации США
Хотя США и считаются родиной профессиональной ориентации, однако необходимо отметить, что изучение профессиональной ориентации все же находится здесь в стадии развития. Определение, данное Национальной Ассоциацией профессиональной ориентации США гласит:
«...Профессиональная ориентация - это процесс, который помогает человеку выбрать для себя род занятий, подготовиться к нему и связать с ним свой жизненный путь». Конечной целью профессиональной ориентации является обслуживание интересов общества путем охраны интересов каждого отдельного его члена. Таким образом, в данной концепции интересы общества первичны, а интересы личности вторичны. Данное определение несколько поверхностно для признания профессиональной ориентации в США как отрасли науки. Как известно, в настоящее время в США профессиональная ориентация приобрела статус отдельной области исследования, поэтому школьные психологи не касаются в своей деятельности данной. В американских средних школах имеются должности инструкторов по профессиональной ориентации (профсоветников) из расчета 1 на 530 учащихся, что, по мнению американцев, является недостаточным, нормальным признается соотношение 1 к 300. В задачи инструктора по профессиональной ориентации в средних школах входит: научить учащегося понимать связь между его учебой и будущими возможностями приобретения производственной квалификации; помочь раскрыть свои способности и развить их; познакомить с разнообразием профессий и способах обучения им; помочь определить, какая профессия в наибольшей степени подходит ученику. Профессиональным консультированием и ориентацией занимается инструктор по профессиональной ориентации. Он должен: организовать профессиональную информацию; организовать сбор персональных данных по индивидуальной оценке учащихся; проводить индивидуальные и групповые профконсультации, помочь выбрать учащемуся подходящую профессию; координировать работу всех школьных учителей и организовать помощь родителям по профессиональной ориентации учащихся. С помощью учителей инструктор по профессиональной ориентации ведет особое досье на каждого ученика по профессиональной ориентации. Данные, необходимые для составления досье, таковы: успеваемость; результаты школьных тестов; социально-классовое положение учащегося, сведения о его семье; перечисление «любимых» и «нелюбимых» учащимся школьных предметов; особые способности, интересы, склонности; специфичные индивидуальные свойства; физические данные и состояние здоровья; внешкольные занятия и увлечения; имеющийся опыт работы.
Система профессиональной ориентации Франции
Во Франции под
Необходимо отметить, что во Франции направленность профессиональной ориентации в первую очередь на реализацию совокупности способностей личности и ее вкусов, а затем уже потребностей рынка труда.
Что касается других стран, то в Германии вопросами профессиональной ориентации занимаются главным образом биржи труда, работу которых координирует Управление профессиональной ориентации федерального ведомства трудоустройства и страхования по безработице. Данные биржи ориентированы, прежде всего, не на решение задачи реализации потенциала личности относительно профессии, а на заполнение различного рода профессиональных вакансий. Служащие биржи имеют на каждого учащегося школы карту профориентации (личное дело по профориентации), которая поступает из школы. Там содержатся данные об успеваемости, состоянии здоровья, особенностях характера, оценка способностей. После ознакомления с нею и проведения личной беседы, профсоветник выясняет способности и склонности учащегося, и на основании этого дает совет относительно выбора профессии. Такими же особенностями отличаются системы профориентации Италии и Бельгии.
Вывод: анализируя выше изложенное,
необходимо отметить направленность профессиональной
ориентации в зарубежных странах в первую
очередь на реализацию совокупности способностей
личности и ее вкусов, а затем уже потребностей
рынка
2.2. Процесс профессиональной ориентации в российских компаниях
К сожалению, приходится признать, что для миллионов молодых и взрослых людей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Парадокс: часто нужно стать безработным, чтобы получить профориентационную помощь. Где сегодняшний школьник может получить грамотную профессиональную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать свой профессиональный путь? Да, в Москве, Петербурге, Ярославле, Омске и некоторых других городах центры профориентации работают, и, обратившись туда, можно получить квалифицированную помощь. Да, в некоторых районных центрах занятости работают профконсультанты, которые тоже могут помочь, хотя им это сделать сложнее по причине большого потока безработных. Да, встречаются психологи, работающие в коммерческих фирмах, которые не откажутся провести тестирование, консультацию или тренинг за определенную сумму.
Наибольшее количество психологов работают в психолого-педагогические и медико-социальных центрах, школах. Казалось бы, именно те психологи, которые находятся рядом со школьниками, могут оказать наиболее эффективную помощь в выборе профессии и подготовке к будущему профессиональному образованию и дальнейшей трудовой деятельности. Кроме того, они могут помогать в профориентации не только тем, кто к ним обратился, но и тем, кто в этом нуждается. А ведь это - не одно и то же. Но не все так просто.