Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:18, курсовая работа
Целью работы является изучение профессиональной ориентации в российских и зарубежных компаниях.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
• описать сущность и задачи профессиональной ориентации;
• описать виды и способы проведения профессиональной ориентации;
• определить значение профессиональной ориентации для предприятий;
Введение ………………………………………………………………………..… 3
1. Теоретические подходы к изучению профессиональной ориентации ... 5
1.1. Понятие, сущность и задачи профессиональной ориентации ………...... 5
1.2. Виды и способы проведения профессиональной ориентации …………. 7
1.3. Значение профессиональной ориентации для предприятий ………..…. 11
2. Практическое рассмотрение профессиональной ориентации на
примере российских и зарубежных компаний …………………..…...… 13
2.1. Процесс профессиональной ориентации в зарубежных
компаниях ……………………………………………………………....……….. 13
2.2. Процесс профессиональной ориентации в российских компаниях …...18
2.3. Сравнительная характеристика процесса
профессиональной ориентации в российских и
зарубежных компаниях ……………………………...………………...... 24
Заключение ……………………………………………….………….……...…. 28
Список используемых источников ….………………..……………...…..…. 30
Заключение
Необходимо консолидировать
всех специалистов, как реально работающих
в области профориентации, так
и готовых в перспективе
Поскольку системность и
комплексность
Таким образом, изменившиеся требования к профессиональной компетентности современного специалиста, вызванные глобальными проблемами и динамическими переменами в любой социально-экономической сфере, делают необходимым внесение соответствующих изменений как в сфере образования, так и в области профессиональной ориентации школьников и других категорий молодежи, как важнейшей ее составляющей, с одной стороны, и с другой, как специальной деятельности, направленной на оказание комплексной поддержки (психологической, педагогической, медицинской, информационной) и, как правило, длительной в становлении социально-профессионального самоопределения.
В условиях рынка труда прослеживается и актуализируется не только в России, но и в мировом сообществе в целом тенденция развития среднего образования - усиление его взаимосвязи с профессиональным образованием и профессиональной ориентацией. Свидетельством этому служат:
Список используемых источников
Учебники, монографии, брошюры
Электронные ресурсы
Приложение 1
1. ЗНАКОМСТВО: 1) представление себя клиенту; 2) просмотр карточки клиента, уточнение неясных моментов | |
| | |
2. ВСТУПЛЕНИЕ (ввод в профессиональное общение): 1) очерчивание границ (начала и конца) консультации (45 минут); 2) оговаривание 3) проговаривание целей и задач беседы | |
| | |
3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ: 1) получение информации
о прежней работе клиента ( 2) выявление круга его потребностей в настоящем и будущем, ранжирование их по предпочтению (запись на листе перед клиентом) | |
| | |
4. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ (информационный поиск и расклад карточек) |
4. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
МЕТОДИК (проведение и |
| |
| |
5. ВЫБОР ПРОФЕССИЙ ИЗ СПИСКА ВАКАНСИЙ (отложенных информкарт) |
5. ПРОВЕДЕНИЕ |
| |
| |
6. ПРОСМОТР КАРТ ОПИСАНИЯ
ВЫБРАННЫХ ПРОФЕССИЙ ( |
6. ПРОСМОТР ПРОФКАРТ И
ВЫБОР ПРОФЕССИИ (отвечающей |
| |
| |
7. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОФЕССИЙ (отвечающих запросу клиента) |
7. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО |
| |
| |
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ и направление клиента: 1) на оформление к инспектору по трудоустройству 2) на переобучение 3) на консультацию к юристу 4) на обдумывание предложенных вариантов |
Рис. 1. Схема проведения профориентационной беседы.
Приложение 2
Таблица 1. Проблемы и риски, связанные с совершенствованием профориентации на современном этапе.
Риски |
Описание |
Риск «поспешности» |
когда от профконсультантов-новаторов
требуют «быстрых результатов», не
желая выделять время и средства
для более обстоятельных |
Риск «забалтывания» сложных проблем |
когда появляются слишком много «авторитетов», между которыми возникают непрекращающиеся дискуссии. Смысл подобных дискуссий часто связан с борьбой за финансирование (за получение денежных грантов и т. п.). При этом часто не учитывается, что в данной сфере уже давно и эффективно работают специалисты, которые сумели многого добиться даже в крайне неблагоприятных для отечественной профориентации условиях 90-х - начала 2000-х годов. Новые «авторитеты» могут упрекать заслуженных работников профориентации прежних времен в том, что «они ведь ничего не смогли раньше изменить». При этом не учитывается, что в то время не было ни организационных, ни финансовых возможностей для успешного развития профориентации. |
Риск неразберихи (показухи) |
когда может возникнуть много показушной суеты, но реального продвижения в создании системы профориентационной работы на уровне страны и регионов так и не сложится. Такая суета может показаться руководству, от которого зависит поддержка тех или иных псевдо-специалистов, признаком успешной работы и тогда это сильно дезорганизует работу других профессионалов. К сожалению, это один из самых серьезных рисков. Главное здесь, чтобы у самих ответственных чиновников были добросовестные эксперты, которые помогут им определить, где «эффектная показуха», а где, действительно, важные и перспективные направления работы. |
Риск некомпетентности |
когда профориентационной работой
начнут заниматься плохо подготовленные
специалисты. Понятно, что вопрос подготовки
и мотивации кадров- |
Риск ориентации |
Ориентация на решение только текущих вопросов без учета перспективы развития страны, рынка труда и личности каждого конкретного клиента. |
Риск перевода профконсультационных услуг исключительно в сферу коммерции |
переход только к платной профориентации, консультированию. Или полного отказа от платных профконсультационных услуг. Мы считаем, что на данном этапе общественного развития важно стремиться к разумному сочетанию платных и бесплатных услуг во всех учреждениях, занимающихся профориентацией. Хотя в перспективе можно было бы порассуждать и о том, что все виды образовательной, психологической и медицинской помощи населению должны быть бесплатными, но пока приходится быть реалистами. |
Риск сужения проблематики профориентационных услуг |
когда все ограничивается
только профдиагностикой или профинформированием.
Как уже отмечалось, помощь должна
носить комплексный характер, т. е. включать:
профдиагностику, профотбор и профподбор,
профинформирование (профрекламу, профпропаганду),
морально-эмоциональную |
Риск разобщенности в ответственности за профориентацию со стороны разных государственных органов, бизнеса. |
С одной стороны, сейчас о профориентации любят порассуждать все и как-то даже «поучаствовать» в соответствующих разработках, а с другой стороны, мало кто хочет взять на себя ответственность за профориентацию и заняться реальной работой по созданию системы профориентации. Нам представляется, что в идеале, необходимо создать специальную межведомственную структуру (или комитет) по вопросам кадровой политики страны, которая курировала бы и школьную профориентацию, и вопросы занятости, и разные вопросы управления человеческими ресурсами. Понятно, что в содержательном плане чиновники такого комитета должны опираться на современные и перспективные разработки авторитетных ученых и практиков. |
Риск построения работы по принципу «латания дыр» |
построения работы без учета перспективы развития рынка труда в стране. Например, даже упоминавшаяся служба занятости, больше реагирует на конкретные проблемы, складывающиеся в период экономического кризиса в тех или иных регионах и городах. В этом плане, школьная профориентация (и профориентационная работа в профессиональных учебных заведениях) должна быть больше ориентирована на перспективу развития российской экономики. |
Риск неквалифицированного контроля |
Осуществление неквалифицированного контроля за работой профконсультантов со стороны некомпетентных лиц. Для снижения вероятности подобного риска необходимо:
|