Профессиональная ориентация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение профессиональной ориентации в российских и зарубежных компаниях.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
• описать сущность и задачи профессиональной ориентации;
• описать виды и способы проведения профессиональной ориентации;
• определить значение профессиональной ориентации для предприятий;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..… 3
1. Теоретические подходы к изучению профессиональной ориентации ... 5
1.1. Понятие, сущность и задачи профессиональной ориентации ………...... 5
1.2. Виды и способы проведения профессиональной ориентации …………. 7
1.3. Значение профессиональной ориентации для предприятий ………..…. 11
2. Практическое рассмотрение профессиональной ориентации на
примере российских и зарубежных компаний …………………..…...… 13
2.1. Процесс профессиональной ориентации в зарубежных
компаниях ……………………………………………………………....……….. 13
2.2. Процесс профессиональной ориентации в российских компаниях …...18
2.3. Сравнительная характеристика процесса
профессиональной ориентации в российских и
зарубежных компаниях ……………………………...………………...... 24
Заключение ……………………………………………….………….……...…. 28
Список используемых источников ….………………..……………...…..…. 30

Файлы: 1 файл

Профессиональная ориентация1.docx

— 92.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

Необходимо консолидировать  всех специалистов, как реально работающих в области профориентации, так  и готовых в перспективе включиться в эту работу. Первый, наиболее реальный шаг к такой консолидации - создание «Ассоциации профориентаторов». Понятно, что уже в рамках такой ассоциации возможны дискуссии и согласованные решения по наиболее спорным вопросам. Объединять членов ассоциации должно стремление вывести отечественную профориентацию на более качественный уровень развития.

Поскольку системность и  комплексность профориентационной работы предполагает участие в ней  самых разных специалистов, то членство в ассоциации не должно ограничиваться только психологами и  педагогами. Но одновременно, нельзя допускать, чтобы проблематика, обсуждаемая в рамках ассоциации, была слишком размытой. Поэтому важно с самого начала определить, для достижения каких целей  создается ассоциация.

Таким образом, изменившиеся требования к профессиональной компетентности современного специалиста, вызванные  глобальными проблемами и динамическими переменами в любой социально-экономической сфере, делают необходимым внесение соответствующих изменений как в сфере образования, так и в области профессиональной ориентации школьников и других категорий молодежи, как важнейшей ее составляющей, с одной стороны, и с другой, как специальной деятельности, направленной на оказание комплексной поддержки (психологической, педагогической, медицинской, информационной) и, как правило, длительной в становлении социально-профессионального самоопределения.

В условиях рынка труда  прослеживается и актуализируется  не только в России, но и в мировом  сообществе в целом тенденция  развития среднего образования - усиление его взаимосвязи с профессиональным образованием и профессиональной ориентацией. Свидетельством этому служат:

  • Дифференциация обучения (профильное обучение), направленная на адаптацию к потребностям учащихся и согласование их с потребностями общества и рынка труда.
  • Направленность содержания образования на индивидуализацию (индивидуальные учебные программы, портфолио и др.).
  • Увеличение в содержании образования практико-ориентированной составляющей (социальные практики, проектная, исследовательская деятельность).
  • Формирование, развитие у обучающихся обобщенных действий (социальные и профессиональные компетенции, востребованные в любой практической, в том числе, и в профессиональной деятельности).
  • Акцентирование внимания на профессиональной ориентации обучающихся, т. е. на оказании им психолого-педагогической помощи в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, в приобретении профессии и трудоустройстве (специальные ориентационные курсы, центры психологической поддержки и профессиональной карьеры).
  • Привлечение к решению проблем образования широкого круга социальных партнеров - представителей различных профессий с целью создания более разнообразной образовательно-информационной среды (создание адаптационных рабочих мест, мастерских на производстве, «инкубаторов»; полевые практики; участие школьников совместно со специалистами в выполнении социальных заказов и проектов).

 

 

Список используемых источников

Учебники, монографии, брошюры

  1. Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.  - 176с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 240с.
  3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 . - 480с.
  4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 496с.
  5. Черноусенко Т.И., Боброва И.А., Сабельникова-Бегашвили Н.Н., научный редактор Игропуло И.Ф. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования: учебно-методическое пособие. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.- 193с.

Электронные ресурсы

  1. PsiMaster тесты профориентации. Режим доступа: http://psimaster.ru/tests/proftest
  2. Административно-управленческий портал. Режим доступа:  http://www.aup.ru
  3. Фиштан С.М. Управление персоналом. Режим доступа:  http://www.hrfaq.ru/
  4. Электронно-правовая библиотека. Режим доступа: http://www.vuzlib.org/beta3/

 

 

Приложение 1

1. ЗНАКОМСТВО:

1) представление себя  клиенту;

2) просмотр карточки клиента,  уточнение неясных моментов

|

2. ВСТУПЛЕНИЕ (ввод в профессиональное  общение):

1) очерчивание границ (начала  и конца) консультации (45 минут);

2) оговаривание конфиденциальности  беседы;

3) проговаривание целей  и задач беседы

|

3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ  И ЗАПРОСОВ:

1) получение информации  о прежней работе клиента (были  ли удовлетворены запросы и  какие, что не устраивало)

2) выявление круга его  потребностей в настоящем и  будущем, ранжирование их по  предпочтению (запись на листе  перед клиентом)

|

4. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ (информационный  поиск и расклад карточек)

4. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДИК (проведение и обработка  данных)

|

|

5. ВЫБОР ПРОФЕССИЙ ИЗ  СПИСКА ВАКАНСИЙ (отложенных информкарт)

5. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО  АНАЛИЗА

|

|

6. ПРОСМОТР КАРТ ОПИСАНИЯ  ВЫБРАННЫХ ПРОФЕССИЙ (соотношение  возможностей клиента и противопоказаний)

6. ПРОСМОТР ПРОФКАРТ И  ВЫБОР ПРОФЕССИИ (отвечающей желаниям  и возможностям клиента)

|

|

7. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ  ПРОФЕССИЙ (отвечающих запросу  клиента)

7. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ И  ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО РАБОЧЕГО  МЕСТА

|

|

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ  и направление клиента:

1) на оформление к инспектору  по трудоустройству

2) на переобучение

3) на консультацию к  юристу

4) на обдумывание предложенных  вариантов


Рис. 1. Схема проведения профориентационной беседы.

 

Приложение 2

Таблица 1. Проблемы и риски, связанные с совершенствованием профориентации на современном этапе.

Риски

Описание

Риск «поспешности»

когда от профконсультантов-новаторов  требуют «быстрых результатов», не желая выделять время и средства для более обстоятельных исследований, для серьезных разработок и для  более обоснованных рекомендаций со стороны профконсультантов-практиков. Сюда же можно отнести и стремление решить все проблемы самоопределяющегося  школьника как можно быстрее (поскорее выбрать профессию, дальнейший вариант  обучения и т. п.). Хотя известна закономерность, чем совершеннее (цивилизованнее) общество, тем больше времени оно дает молодежи для размышления о своем будущем  и на подготовку к самостоятельной  жизни. В таких обществах даже период детства удлиняется по отношению  ко времени всей жизни.

Риск «забалтывания» сложных  проблем

когда появляются слишком  много «авторитетов», между которыми возникают непрекращающиеся дискуссии. Смысл подобных дискуссий часто  связан с борьбой за финансирование (за получение денежных грантов и  т. п.). При этом часто не учитывается, что в данной сфере уже давно  и эффективно работают специалисты, которые сумели многого добиться даже в крайне неблагоприятных для отечественной профориентации условиях 90-х - начала 2000-х годов. Новые «авторитеты» могут упрекать заслуженных работников профориентации прежних времен в том, что «они ведь ничего не смогли раньше изменить». При этом не учитывается, что в то время не было ни организационных, ни финансовых возможностей для успешного развития профориентации.

Риск неразберихи (показухи)

когда может возникнуть много  показушной суеты, но реального продвижения  в создании системы профориентационной работы на уровне страны и регионов так и не сложится. Такая суета  может показаться руководству, от которого зависит поддержка тех или  иных псевдо-специалистов, признаком  успешной работы и тогда это сильно дезорганизует работу других профессионалов. К сожалению, это один из самых  серьезных рисков. Главное здесь, чтобы у самих ответственных  чиновников были добросовестные эксперты, которые помогут им определить, где  «эффектная показуха», а где, действительно, важные и перспективные направления  работы.

Риск некомпетентности

когда профориентационной работой  начнут заниматься плохо подготовленные специалисты. Понятно, что вопрос подготовки и мотивации кадров-профориентаторов становится одним из решающих.

Риск ориентации

Ориентация на решение только текущих вопросов без учета перспективы развития страны, рынка труда и личности каждого конкретного клиента.

Риск перевода профконсультационных услуг исключительно в сферу  коммерции

переход только к платной  профориентации,  консультированию. Или полного отказа от платных профконсультационных услуг. Мы считаем, что на данном этапе общественного развития важно стремиться к разумному сочетанию платных и бесплатных услуг во всех учреждениях, занимающихся профориентацией. Хотя в перспективе можно было бы порассуждать и о том, что все виды образовательной,  психологической и медицинской помощи населению должны быть бесплатными, но пока приходится быть реалистами.

Риск сужения проблематики профориентационных услуг

когда все ограничивается только профдиагностикой или профинформированием. Как уже отмечалось, помощь должна носить комплексный характер, т. е. включать: профдиагностику, профотбор и профподбор, профинформирование (профрекламу, профпропаганду), морально-эмоциональную поддержку  человеку в сложной жизненной  ситуации, помощь в конкретных выборах, помощь в планировании карьеры (в  контексте планирования всей жизни  и своего личностного развития).

Риск разобщенности в  ответственности за профориентацию со стороны разных государственных органов, бизнеса. 

С одной стороны, сейчас о профориентации любят порассуждать все и как-то даже «поучаствовать» в соответствующих разработках, а с другой стороны, мало кто хочет взять на себя ответственность за профориентацию и заняться реальной   работой по созданию системы профориентации. Нам представляется, что в идеале, необходимо создать специальную межведомственную структуру (или комитет) по вопросам кадровой политики страны, которая курировала бы и школьную профориентацию, и вопросы занятости, и разные вопросы управления человеческими ресурсами. Понятно, что в содержательном плане чиновники такого комитета должны опираться на современные и перспективные разработки авторитетных ученых и практиков.

Риск построения работы по принципу «латания дыр»

построения работы без  учета перспективы развития рынка  труда в стране. Например, даже упоминавшаяся служба занятости, больше реагирует на конкретные проблемы, складывающиеся в период экономического кризиса в тех или иных регионах и городах. В этом плане, школьная профориентация (и профориентационная работа в профессиональных учебных заведениях) должна быть больше ориентирована на перспективу развития российской экономики.

Риск неквалифицированного контроля

Осуществление неквалифицированного контроля за работой профконсультантов со стороны некомпетентных лиц. Для снижения вероятности подобного риска необходимо:

  • раз<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times N


Информация о работе Профессиональная ориентация