Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 09:42, курсовая работа
Термин «персонал» объединяет всех участников организации.
К персоналу относят всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда.
Кроме постоянных работников, в деятельности предприятия могут принимать участие другое трудоспособное население на основе кратковременного трудового договора.
В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала, в зависимости от профессии и должности работника, уровня управления, категории работников.
Вполне очевидно, что обучение
кадров необходимо в эпоху прогресса для
повышения квалификации работников, для
повышения уровня профессиональной подготовки.
Подавляющее большинство
директоров компаний, как показывают опросы,
готовы инвестировать средства в развитие
персонала.
Но все ли руководители знают,
чему именно обучать персонал, с какой
целью и как это обучение сделать действительно
эффективным? Обучение «чему-нибудь и
как-нибудь» может стоить компании немало
времени и средств, а в итоге принести
лишь мизерный результат. Являясь главным определяющим
элементом системы управления, кадры управления
оказывают решающее влияние на ее формирование
и совершенствование.
Сущность управления
персоналом раскрывается с помощью таких
понятий, как трудовые ресурсы, персонал
предприятия, кадры.
В рыночной экономике действует
закон спроса, который существенно влияет
на состояние трудовых ресурсов и их развитие.
На спрос и предложение труда влияет государственное
регулирование труда и трудовых отношений,
основными инструментами которого является
конституционное право на труд и образование:
уровень минимальной заработной платы;
регламентированная продолжительность
труда и отдыха; разные социальные гарантии.
Коллектив предприятия
разделен на социальные, профессиональные
и квалификационные слои и группы, которые
по-разному участвуют в создании конечного
продукта, или влияют на его величину.
Поэтому в составе коллектива можно выделить
такую его часть, которая обеспечивает
производства основной доли продукта,
т.е. " ядро". Таким "ядром" может
являться наиболее стабильная часть коллектива,
т.е. лица, имеющие наибольший стаж работы
на предприятии или наиболее квалифицированная
его часть.
К трудовым ресурсам
относиться население в трудоспособном
возрасте (для мужчин в возрасте от 16 до
59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно);
за исключением неработающих инвалидов
войны и труда, и группы, и лиц, получающих
пенсию по возрасту на льготных условиях,
а также лица в нетрудоспособном возрасте
(подростки и население старше трудоспособного
возраста), занятые в экономике. Также
под трудовыми ресурсами предприятия
в условиях рыночной экономики необходимо
понимать всю совокупность работающих
лиц, как по найму, так и собственников,
которые вкладывают свой труд, физические
и умственные способности, знания и навыки,
а также денежные сбережения в проведение
хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия. Трудовой потенциал предприятия
должен быть соответствующим его производственному
потенциалу и обеспечивать довольно высокие
показатели эффективности хозяйствования.
Трудовые ресурсы являются объектом управления
на уровне государства, региона, отрасли,
предприятия.
Персонал – это полный
личный состав организации, работающий
по найму и обладающий определенными признаками: квалификация, компетенция, способности, установки, главным, из которых является
наличие трудовых отношений с работодателем.
Термин «персонал»
объединяет всех участников организации.
К персоналу относят всех работников,
выполняющих производственные или управленческие
операции и занятых переработкой предметов
труда.
Кроме постоянных работников,
в деятельности предприятия могут принимать
участие другое трудоспособное население
на основе кратковременного трудового
договора.
В теории управления
существуют различные подходы к классификации
персонала, в зависимости от профессии
и должности работника, уровня управления,
категории работников.
Различия в степени
квалификации рабочих отражаются в тарифном
разряде – более высокий разряд соответствует
более высокой квалификации.
В современных условиях конкуренции
на российском рынке услуг выбор клиента
нередко зависит от качества сервиса,
предоставляемого компанией, и соответственно
от уровня подготовки тех работников,
которые его обеспечивают.
Объектом исследования
курсовой работы будет
Глава 1
Теоретическое обоснование вопроса профессиональной подготовки, обучения и коучинга
1.1 Коучинг
Коучинг (англ. coaching —
Четыре базовых этапа коучинга [9]:
1.постановка цели
2.проверка реального положения вещей
3.выстраивание путей достижения цели
4.достижение (он именуется также этапом воли)
Виды коучинга [10]:
По области применения различают карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучи
Карьерный коучинг в последнее время называют карьерным консультированием. Оно включает в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т.п.
Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями фирмы и с командами сотрудников.
Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).
По участникам коучинга различают индивидуальный коучинг, командный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг[10].
С точки зрения формата коучинг может быть: очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) [12].
Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание — это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность — ещё одна ключевая концепция и цель коучинга. Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для: развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности; ускорения развития талантливых сотрудников.[11]
1.2Организация и методика производственного обучения
Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами (рис. 1.1.). Прежде всего, обращает на себя внимание, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами. Во вне заводском обучение роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах на подготовку. Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования.
Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.[7]
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации [6]:
1. выработка стратегии
в формировании
2. определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
3. правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
4. выбор программно-
5. изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством.
Существует еще одна разновидность задач производственного обучения, которая делится следующим образом:
при подготовке новых рабочих:
а) привитие обучающимся людям профессиональных навыков;
б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств;
в) освоение норм выработки, достижение качественных показателей;
г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии.
при повышении квалификации рабочих.
Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс.[7]
Рис. 1.1. Классификация обучающих функций предприятия
В техническом обучении кадров на предприятии приняты следующие методы [6]:
1.методы сообщения новых знаний:
а) объяснение;
б) рассказ;
в) беседа;
г) лекция;
2.методы закрепления материала
а) лабораторная работа;
б) экскурсия;
в) упражнение;
г) выполнение домашнего задания;
3.методы проверки и оценки знаний
а) устный опрос;
б) письменная проверочная работа;
в) контрольная работа;
г) экзамен.
I стадия – анализ производства
с точки зрения человеческого
фактора (работа творческая, благоприятный
социально-психологический
ІІ стадия – описание должностных операций;
ІІІ стадия – список знаний, умений, навыков;
IV стадия – определение
критериев профессионального
V стадия – определение учебных целей (что знать, что уметь, что делать, в какой степени нужно знать и уметь);
VI стадия – разработка учебных программ;
VII стадия – оценка процесса обучения.
1.3 Управление профессиональным обучением кадров
Профессиональное обучение делится на производственное и теоретическое.
Все работы выполняемые рабочим любой профессии и квалификации, можно разделить на несколько групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы. Комбинируя типичные операции или приемы, рабочий выполняет работу по своей специальности.
Этим определяется структура производственного обучения. В начале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.
В связи с этим производственное обучение делится на три периода:
период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;
Период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;
Период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационным испытанием.
При производственном обучении инструктор передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.
Производственной обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы.
Для теоретических знаний организуются группы рабочих, обучающихся одной или родственным специальностям.
Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры или техники по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончание теории к моменту начала третьего периода производственного обучения. Обучаемый выполняет самостоятельную работу, понимая ее теоретические основы, приучается использовать полученную теорию на практике.
Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, являются учебная программа. Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.
Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ. Право на утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру, или лицу, исполняющему его обязанности.
Учебные программы могут, разрабатываются как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.
Заводские программы для рабочих, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования должны согласовываться с технадзором. Для того, чтобы обучение было для обучаемого посильным, программа в целом и каждый ее раздел, построены так, что все новое основывается на уже известном, и обучаемый постепенно переходит от простого к сложному.
Каждая программа содержит:
1.объяснительную записку;
2.производственно-
3.тематический план и программу теоретического обучения;
4.тематический план и программу производственного обучения;
5.перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.[7]
1.3 Повышение квалификации. Подготовка и переподготовка рабочих.
Подготовка новых рабочих – это профессиональное первоначальное обучение лиц, ранее не имевших рабочей специальности.
Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. Подготовка новых рабочих осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающих не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.
При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.[7]
Информация о работе Профессиональная подготовка, обучение и коучинг