Прогнозирование как одна из составляющих управленческого процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении понятия прогнозирования относительно управленческих решений.
Задачами работы является: изучение понятия прогнозирования, его видов, функций и места в управленческом процессе, выявление основных принципов и методов прогнозирования, а также анализ применения прогнозирования в рамках развития Камчатского края.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………..3
Глава 1. Роль прогнозирование в процессе принятия управленческих решений………………………………………………………..………………....5
1.1. Понятие и сущность прогнозирования…………………………...…5
1.2. Виды прогнозов, задачи и функции прогнозирования………...…..8
Глава 2. Методы прогнозирования управленческих решений…......….14
2.1. Принципы методов прогнозирования………………………………14
2.2.Классификация основных методов прогнозирования……………...16
2.3. Организация работ по прогнозированию…………………………...21
Глава 3 Прогнозирование социально-экономического развития в системе управления Камчатским краем………………………………………..25
3.1. Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития региона…………………………………………………………………25
3.2. Прогноз социально–экономического развития Камчатского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов……………………………….29
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………….……………35

Файлы: 1 файл

Прогнозирование как одна из составляющих управленческого процесса.docx

— 128.15 Кб (Скачать файл)

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов.

Возможны два принципиально  различных подхода к прогнозированию  экономических объектов:

    • генетический;
    • телеологический.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности  развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого  объекта в будущем. Этот подход в  большей мере присущ «сторонним наблюдателям»  происходящих процессов. Целевые установки  социально-экономического развития при  этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного  подхода в нашей стране являлся  Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Телеологический подход (от греч. telos — цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.

Методологические и методические проблемы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех  организаций, которым правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует две цели. Во-первых, он должен предоставить правительству региона информацию для принятия решений в области  экономической и социальной политики. Во-вторых, его показатели служат основой  для разработки показателей проекта  государственного бюджета региона.

Государственное прогнозирование  базируется на информации, пре­доставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере — Центральный банк, по исполнению бюджета — Министерство финансов, по таможенной статистике — Государственный таможенный комитет, и т.д.).

Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Региональная система национальных счетов обеспечивает целостное видение  экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность про­исходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.

Каждой стадии воспроизводства  соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров  и услуг, а также добавленной  стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.

Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может  применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и  в процессе обобщения отдельных  разделов прогноза в единое целое.

3.2. Прогноз социально–экономического  развития Камчатского края на 2013 год и плановый период 2014 и  2015 годов

Прогноз представляет собой  сбалансированную систему ожидаемых  в перспективе основных показателей  экономического и социального развития Камчатского края для получения исполнительными органами государственной власти края информации, используемой при выработке управленческих решений. Прогноз разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год и на плановый период.

Разработка прогноза осуществляется поэтапно:

Первый этап - разработка основных параметров прогноза;

Второй этап - разработка прогноза;

Третий этап - разработка уточненного прогноза.

Основные параметры прогноза разрабатываются Министерством  экономического развития и торговли края совместно с органами исполнительной власти края в соответствии с этапами  составления проекта краевого бюджета  на очередной финансовый год и  на плановый период и направляются Министерством в исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований  в крае.

Прогноз основных показателей  социально–экономического развития Камчатского  края в 2013 году и плановый период 2014 и 2015 годов выполнен в двух вариантах, разработанных на основе сценариев  социально–экономического развития Российской Федерации, предоставленных Министерством  экономического развития Российской Федерации, с учетом региональных особенностей функционирования экономики Камчатского  края.

Консервативный вариант (1 вариант) разработан в условиях проведения более жесткой бюджетной политики, связанной со стагнацией государственного инвестиционного спроса и более низкими темпами роста заработных плат бюджетников и военнослужащих.  Вариант предполагает сохранение низкой конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей и сокращение реальных государственных расходов на социально-экономическое развитие региона.

Годовые темпы прироста экономики  Камчатского края по 1 варианту оцениваются  в 2,3 - 4,3%.

Умеренно-оптимистичный  вариант (2 вариант - основной) отражает развитие экономики в условиях улучшения  инвестиционного климата, повышения  конкурентоспособности и эффективности  бизнеса, стимулирования экономического роста и модернизации, повышения  эффективности расходов. В 2013-2015 годах  реализуется более активная государственная  политика, направленная на развитие транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного  строительства и жилищно-коммунального  хозяйства.

Умеренно-оптимистичный  вариант является более инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в секторе развития человеческого капитала и науки, направленных на развитие инноваций. Вариант основан на осуществление мер, заложенных в государственных программах развития образования, здравоохранения, науки и технологий, а также традиционных секторов экономики.

В связи с изменением системы  регулирования сектора и прогноза тарифов предусматривается ограничение  роста цен и тарифов субъектов  естественных монополий до уровня близкого к прогнозу инфляции.

Основным вариантом прогноза предусматривается сохранение оказываемых  за счет средств краевого бюджета мер поддержки и стимулирования развития экономики: компенсация сниженного теплотарифа для населения, сниженного энерготарифа, поддержка малого бизнеса, субсидирование авиаперевозок на местных авиалиниях, поддержка агропромышленного комплекса. Предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции.

Годовые темпы прироста экономики  Камчатского края по основному варианту оцениваются в 3,6 - 5,1%. Прогнозируемые темпы роста ВРП предусматривают бюджетное субсидирование предприятий электро- и теплоэнергетики, поставляющих энергию по сниженным тарифам.

Предусматривается, что в  рамках реализации Плана мероприятий  по реализации Стратегии Дальнего Востока  сформируется концепция развития северо-восточных  депрессивных регионов Дальнего Востока, комплекс специальных мер стимулирования инвестиционной деятельности на Дальнем  Востоке, на основе которых будут  сформированы программы развития регионов, в которых будет обеспечен  баланс федеральных и региональных интересов, и бизнеса. Основные направления  развития Стратегии Камчатского  края будут учтены в проекте Государственной  программы «Социально-экономическое  развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» и  Федеральной целевой программе  «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года», реализация которых  позволит активизировать социально–экономического развитие Камчатского края и Дальнего Востока и будет способствовать преодолению накопленных диспропорций. Продолжится реализации Стратегии развития энергетики Камчатского края на период до 2025 года и Программы газификации Камчатского края.

Согласно 1 варианту прогноза демографические процессы характеризуются  незначительным естественным приростом  населения и незначительным миграционным оттоком трудоспособного населения  из Камчатского края  в другие регионы, сохранением уровня смертности. Данный вариант прогноза рассматривается  в условиях замедления темпов социально-экономического развития, снижения уровня и качества жизни населения. Все эти факторы  предполагают негативное воздействие  на естественное движение населения в виде отложенного деторождения, снижения суммарного коэффициента рождаемости.

По сценарным условиям 2 варианта (умеренно-оптимистического) демографического прогноза предполагается увеличение численности населения  Камчатского края. В результате исполнения сценарных условий второго варианта демографического прогноза среднегодовая  численность населения Камчатского  края в 2015 году составит 321,23 тыс. человек, превысив среднегодовую численность  населения 2011 года на 0,3 тыс. человек.

В результате исполнения сценарных  условий первого варианта демографического прогноза среднегодовая численность  населения Камчатского края в 2015 году составит 319,4 тыс. человек и  уменьшится по сравнению с 2011 годом  на 1,5 тыс. человек за счет миграционной убыли.

В прогнозе до 2015 года предусмотрен рост как номинальной, так и реальной заработной платы. К 2015 году заработная плата, выплачиваемая работникам, составит  51 786,0 рублей. Её рост к уровню средней  оплаты труда 2011 года составит порядка 13,2%.

Ровно в таких же темпах ожидается увеличение денежных ресурсов, выдаваемых населению в виде заработной платы. В 2015 году фонд оплаты труда по отношению к 2011 году увеличится в 1,2 раза и составит 78 611,2 млн. рублей.

Таким образом, реализация основного варианта развития позволит последовательно обеспечить достижение опережающих темпов экономического развития в целом, динамичный рост производства валового регионального продукта, значимый прирост реальных доходов населения, преодоление тенденции естественной и миграционной убыли населения, снижение сложившейся существенной территориальной дифференциации показателей социально-экономического развития региона от среднероссийского уровня до уровня незначительных различий.

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы, как понятие прогнозирования, его виды, функции, а также основные принципы и методы.  Можно сделать вывод, что функция управленческого прогнозирования ориентирована на предвидение будущего, на выработку научно обоснованных прогнозов, каждый из которых может стать управленческим решением.

Прогнозирование является специфическим  видом научно-прикладного анализа. Отличие его от обычного анализа  заключается в том, что он нацелен  на будущее; вторая важная черта –  учет неопределенности, связанный с  этим будущим. Неопределенность обусловлена  отсутствием знаний о точном значении тех или иных экономических параметров, отражающих влияние основных или  дополнительных факторов, о действительных условиях, в которых будет развиваться  отслеживаемый процесс.

Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано  с планированием. План и прогноз  представляют собой взаимодополняющие  друг друга стадии планирования при  определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе  управления является предплановой разработкой  многовариантных моделей развития объекта управления.

Таким образом, целью прогнозирования  управленческих решений  на уровне региона является отражение будущего развития экономики и состояния региона в целом.

Анализ социально-экономического положения Камчатского края, разработка региональных прогнозов и программ социально-экономического развития территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития данного региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации, что еще раз доказывает важность прогнозирования в процессе принятия управленческих решений.

Разрабатываемые и утверждаемые комплексные прогнозы и программы  СЭР региона являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического  плана. Для эффективной реализации прогнозов и программ в современных  условиях необходимо налаживание системы  государственного регулирования на основе усиления экономических функций  государства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления.

Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам региона.

Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как  достоверность, полнота, своевременность  и точность.

Несмотря на положительные  моменты, связанные с применением  на региональном уровне различных методов  прогнозирования и программирования социально-экономического развития, на мой взгляд, отсутствует четко проработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. В настоящее время не разработаны конкретные критерии эффективности того или иного прогноза или программы, что сказывается на качестве их разработки и реализации условий.

Информация о работе Прогнозирование как одна из составляющих управленческого процесса