Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:51, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении понятия прогнозирования относительно управленческих решений.
Задачами работы является: изучение понятия прогнозирования, его видов, функций и места в управленческом процессе, выявление основных принципов и методов прогнозирования, а также анализ применения прогнозирования в рамках развития Камчатского края.
Введение………………………………………………….………………..3
Глава 1. Роль прогнозирование в процессе принятия управленческих решений………………………………………………………..………………....5
1.1. Понятие и сущность прогнозирования…………………………...…5
1.2. Виды прогнозов, задачи и функции прогнозирования………...…..8
Глава 2. Методы прогнозирования управленческих решений…......….14
2.1. Принципы методов прогнозирования………………………………14
2.2.Классификация основных методов прогнозирования……………...16
2.3. Организация работ по прогнозированию…………………………...21
Глава 3 Прогнозирование социально-экономического развития в системе управления Камчатским краем………………………………………..25
3.1. Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития региона…………………………………………………………………25
3.2. Прогноз социально–экономического развития Камчатского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов……………………………….29
Заключение………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………….……………35
В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов.
Возможны два принципиально
различных подхода к
Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».
Телеологический подход (от греч. telos — цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г. Струмилин.
Методологические и
Разработка комплексного
экономического прогноза региона преследует
две цели. Во-первых, он должен предоставить
правительству региона
Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере — Центральный банк, по исполнению бюджета — Министерство финансов, по таможенной статистике — Государственный таможенный комитет, и т.д.).
Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Региональная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность происходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой.
Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.
Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.
3.2. Прогноз социально–
Прогноз представляет собой сбалансированную систему ожидаемых в перспективе основных показателей экономического и социального развития Камчатского края для получения исполнительными органами государственной власти края информации, используемой при выработке управленческих решений. Прогноз разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год и на плановый период.
Разработка прогноза осуществляется поэтапно:
Первый этап - разработка основных параметров прогноза;
Второй этап - разработка прогноза;
Третий этап - разработка уточненного прогноза.
Основные параметры прогноза
разрабатываются Министерством
экономического развития и торговли
края совместно с органами исполнительной
власти края в соответствии с этапами
составления проекта краевого бюджета
на очередной финансовый год и
на плановый период и направляются
Министерством в исполнительно-
Прогноз основных показателей социально–экономического развития Камчатского края в 2013 году и плановый период 2014 и 2015 годов выполнен в двух вариантах, разработанных на основе сценариев социально–экономического развития Российской Федерации, предоставленных Министерством экономического развития Российской Федерации, с учетом региональных особенностей функционирования экономики Камчатского края.
Консервативный вариант
(1 вариант) разработан в условиях проведения
более жесткой бюджетной
Годовые темпы прироста экономики Камчатского края по 1 варианту оцениваются в 2,3 - 4,3%.
Умеренно-оптимистичный
вариант (2 вариант - основной) отражает
развитие экономики в условиях улучшения
инвестиционного климата, повышения
конкурентоспособности и
Умеренно-оптимистичный вариант является более инновационно ориентированным, предполагает проведение преобразований в секторе развития человеческого капитала и науки, направленных на развитие инноваций. Вариант основан на осуществление мер, заложенных в государственных программах развития образования, здравоохранения, науки и технологий, а также традиционных секторов экономики.
В связи с изменением системы
регулирования сектора и
Основным вариантом прогноза предусматривается сохранение оказываемых за счет средств краевого бюджета мер поддержки и стимулирования развития экономики: компенсация сниженного теплотарифа для населения, сниженного энерготарифа, поддержка малого бизнеса, субсидирование авиаперевозок на местных авиалиниях, поддержка агропромышленного комплекса. Предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции.
Годовые темпы прироста экономики Камчатского края по основному варианту оцениваются в 3,6 - 5,1%. Прогнозируемые темпы роста ВРП предусматривают бюджетное субсидирование предприятий электро- и теплоэнергетики, поставляющих энергию по сниженным тарифам.
Предусматривается, что в
рамках реализации Плана мероприятий
по реализации Стратегии Дальнего Востока
сформируется концепция развития северо-восточных
депрессивных регионов Дальнего Востока,
комплекс специальных мер стимулирования
инвестиционной деятельности на Дальнем
Востоке, на основе которых будут
сформированы программы развития регионов,
в которых будет обеспечен
баланс федеральных и региональных
интересов, и бизнеса. Основные направления
развития Стратегии Камчатского
края будут учтены в проекте Государственной
программы «Социально-
Согласно 1 варианту прогноза
демографические процессы характеризуются
незначительным естественным приростом
населения и незначительным миграционным
оттоком трудоспособного
По сценарным условиям
2 варианта (умеренно-оптимистического)
демографического прогноза предполагается
увеличение численности населения
Камчатского края. В результате исполнения
сценарных условий второго
В результате исполнения сценарных условий первого варианта демографического прогноза среднегодовая численность населения Камчатского края в 2015 году составит 319,4 тыс. человек и уменьшится по сравнению с 2011 годом на 1,5 тыс. человек за счет миграционной убыли.
В прогнозе до 2015 года предусмотрен рост как номинальной, так и реальной заработной платы. К 2015 году заработная плата, выплачиваемая работникам, составит 51 786,0 рублей. Её рост к уровню средней оплаты труда 2011 года составит порядка 13,2%.
Ровно в таких же темпах ожидается увеличение денежных ресурсов, выдаваемых населению в виде заработной платы. В 2015 году фонд оплаты труда по отношению к 2011 году увеличится в 1,2 раза и составит 78 611,2 млн. рублей.
Таким образом, реализация основного варианта развития позволит последовательно обеспечить достижение опережающих темпов экономического развития в целом, динамичный рост производства валового регионального продукта, значимый прирост реальных доходов населения, преодоление тенденции естественной и миграционной убыли населения, снижение сложившейся существенной территориальной дифференциации показателей социально-экономического развития региона от среднероссийского уровня до уровня незначительных различий.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены такие вопросы, как понятие прогнозирования, его виды, функции, а также основные принципы и методы. Можно сделать вывод, что функция управленческого прогнозирования ориентирована на предвидение будущего, на выработку научно обоснованных прогнозов, каждый из которых может стать управленческим решением.
Прогнозирование является специфическим
видом научно-прикладного
Прогнозирование управленческих
решений наиболее тесно связано
с планированием. План и прогноз
представляют собой взаимодополняющие
друг друга стадии планирования при
определяющей роли плана как ведущего
звена управления. Прогноз в системе
управления является предплановой разработкой
многовариантных моделей
Таким образом, целью прогнозирования управленческих решений на уровне региона является отражение будущего развития экономики и состояния региона в целом.
Анализ социально-
Разрабатываемые и утверждаемые комплексные прогнозы и программы СЭР региона являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана. Для эффективной реализации прогнозов и программ в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления.
Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам региона.
Для улучшения качества прогноза
необходимо улучшить качество информации,
необходимой при его
Несмотря на положительные
моменты, связанные с применением
на региональном уровне различных методов
прогнозирования и
Информация о работе Прогнозирование как одна из составляющих управленческого процесса