Программы введения руководителя в должность (менеджер)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цели работы- исследование .
Задачи работы-изучить программы введения в должность руководителя.
Для выполнения части курсовой работы по дисциплине «управленческая психология», я выбрал тему «Нововведения и типы психологических барьеров». Эта тема актуальна так как: психологические барьеры охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….……..2
Раздел 1: «Программы введения руководителя в должность»………………….3
1.1 Программы введения в должность руководителя ……………………………...3
1.2 Организация процедуры ……………………………………………………..……4
1.3 Перечень необходимых действий ………………………………………….…….5
Раздел 2.«Нововведения и типы психологических барьеров»……………….…8
2.1 Нововведения ………………………………………………………………………8
2.2Понятие психологический барьер и его виды……………………….…………..14
2.3 Пути преодоления социально – психологических барьеров общения……....16
2.4 Преодоление сопротивления персонала к нововведениям……………………..20
Практическая часть: ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ…………....25
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсавая 2 2.docx

— 65.42 Кб (Скачать файл)

Естественно, что это предполагает высокий уровень социально-психологической  культуры. Это касается не только случаев  замещения психологических барьеров другими более тонкими средствами контроля той или иной ситуации. Сама стратегия нацеленности на преодоление излишних психологических барьеров возможна лишь на основе более высокой социально-психологической культуры.

Факт существования психологических  барьеров в процессе общения не является, таким образом, абсолютно неодолимым препятствием на пути к достижению взаимопонимания взаимодействующих  индивидов. Преодоление же психологических  барьеров представляет собой существенное условие повышения уровня эффективности  общения и лежит на путях развертывания  и реализации огромного потенциала возможностей, которые предоставляют  человеку язык и речь, его мимика и пантомимика.

За принципиальную достижимость максимального взаимопонимания  людьми друг друга говорит достаточное  потенциальное богатство выразительных  средств, которыми в состоянии овладеть человек.

Вместе с тем тот  огромный духовный потенциал возможностей преодоления психологических барьеров, которым располагает человек, не тождествен его эффективной реализации.

Во-первых, преодоление любых  психологических барьеров предполагает проникновение в сложную природу  последних, учет, в частности, той  многоструктурной и многофункциональной  основы, на которой они могут развиться и которая представлена механизмом многократной опосредованности психической деятельности человека.

Во-вторых, успешное решение  данной задачи предполагает не только знание системы и механизмов психологических  барьеров личности и ее деятельности, но и способов мобилизации огромных внутренних ресурсов индивида, его  величайшего духовного потенциала как неповторимой индивидуальности.

 

Формирование  здорового климата коллектива — предпосылка преодоления психологических барьеров. Одним из надежных путей мобилизации внутренних ресурсов личности является создание оптимального социально-психологического климата общения в группах и коллективах.

Оптимизация и совершенствование  социально-психологического климата  коллектива, в рамках которого осуществляется общение индивидов, представляет собой  вместе с теми эффективный способ снятия психологических барьеров на пути взаимодействия людей, Одним из методов создания оптимального климата и преодоления психологических барьеров общения является суггестия (внушение).

В экспериментальной практике Г. Лозанова и его последователей можно видеть, что суггестия как способ преодоления психологических барьеров выполняет четыре качественно различные функции. Она выступает: во-первых, в качестве эффективного средства снятия психического напряжения.  Во-вторых, средства активизации психологической включенности общающихся индивидов в деятельность (игровые ситуации, распределение ролей). В третьих, она восстанавливает непосредственную связь стремления личности к эффективному действию с ее реализацией (практика разговорного языка, активного владения словарным фондом). В-четвертых, она активизирует и непосредственный контакт между самими участниками языковой коммуникации  (игровой характер общения, преодоление возрастных и статусных дистанций и т.д.). Весь комплекс средств, направленных на преодоление психологических барьеров, консервирующих психологический потенциал обучающихся, сводится в данном случае,  по  существу,  к восстановлению  между ними  того естественного общения, которое дано человеку уже на самых первых порах его социализации — в детстве. Как известно, детское общение всегда носит игровой характер. Нет в этой игре и обременительных задании на дом. Нет в ней никаких дистанций (возрастных или статусных). Нет в ней и разрыва между желанием игрока и реализацией этого желания.

Иными словами, оптимизация  социально-психологического климата  общения в данном случае сводится к совокупности методов, направленных на преодоление тех барьеров, которые  порождены, в конечном итоге, процессом  человеческой социализации в условиях современной научно-технической  революции.

С этим же связана и задача преодоления тех психологических  барьеров общения, которые проявляются  в форме стереотипов и штампов  и которые также во многом порождены  специфическим для условий современной  жизнедеятельности человека фактором дефицита времени.

 

Чувство юмора как средство преодоления  барьеров шаблонного мышления. Поскольку языковой стереотип является продуктом и носителем шаблонного мышления, постольку и борьба с такими барьерами лежит на путях поощрения творческого нешаблонного мышления и речи.

В повседневной практике вербального  общения это проявляется в  чувстве юмора, в способности  по-новому, с неожиданной стороны  подойти к той или иной жизненной  ситуации или предмету обсуждения. Здесь же и один из существенных источников оздоровления социально-психологического климата общения.

В оценке роли юмора как  фактора преодоления речевого и  интеллектуального шаблона нельзя не согласиться с Эдвардом де Боно, который писал: «Юмор возникает там и тогда, где и когда наиболее вероятностный взгляд на вещь вдруг сменяется другим, новым (и неожиданным) взглядом на эту же вещь. Однако в отличие от «эвристического момента», при котором новый взгляд на вещи сразу же становится наиболее вероятным, здесь не происходит внезапной переоценки ценностей, так как наиболее вероятный взгляд на вещи не утрачивается. Мысль в данном случае колеблется между очевидным взглядом на вещь и неожиданным, но забавным взглядом».

 

Интонирование речи как инструмент преодоления  психологических барьеров общения. Наряду с чувством юмора эффективным средством преодоления психологического барьера невосприимчивости или недостаточной восприимчивости субъекта к речевому обращению является смысловое интонирование последнего. Богатство и разнообразие интонации речи способны преодолеть самые высокие барьеры невосприимчивости к речевому воздействию в процессе общения.

Поучительным в этом отношении  является опыт А. С. Макаренко, который  придавал большое значение культуре своего обращения с воспитанниками колонии, где степень подчинения его требованиям как руководителя определялась целиком полностью  не административными санкциями, а  лишь мерой эффективности его  личного контакта с подростками. «Я сделался настоящим мастером,—  писал А. С. Макаренко, — только тогда, когда научился говорить «иди сюда»  с 15 — 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что  кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно»,

Наряду с методами преодоления  психологических барьеров в ситуации группового общения не меньшую значимость представляют и способы решения  этой задачи в режиме внутриличностной коммуникации.

Так, преодоление психологического барьера на пути творческого самовыражения  личности, вызванного состоянием ее крайней  напряженности, предполагает развитие навыков релаксации, то есть умения и опыта снятия психического напряжения через физическое расслабление.

 

Культура  психической саморегуляции личности как предпосылка преодоления барьеров общения. Однако как само овладение навыками релаксации, так и способности их совмещения с одновременным контролем за активным выполнением других функций возможны лишь при достаточно высоком уровне культуры психической саморегуляции.

По существу, здесь происходит расширение поля психи ческой деятельности, контролируемого вниманием. Это становится возможным за счет распределения внимания индивида сразу на два различных вида действия — релаксацию в одной зоне и целенаправленную активность в другой. Простой пример для оценки способности к такому действию. Дайте задание вашему слушателю полностью расслабить левую руку и одновременно правой рукой написать какой-то текст! мелом на доске. Проверка степени релаксированности левой руки показывает, как правило, трудность выполнения такого задания. Преодоление же психологической установки, связанной с недооценкой индивидом своего потенциала и являющейся барьером на пути его творческой самореализации, возможно лишь на путях радикальной коррекции его самоотношения в целом.

Это означает замещение сомнения в своих силах установкой твердой  уверенности и веры в себя. Это  уже глобальная внутриличностная операция. Она предусматривает новый уровень культуры самосознания, высокую степень развития интегрального «Я».

 

Роль  социально-психологического тренинга в преодолении барьеров общения. Еще более высокие требования предъявляет к человеку необходимость преодоления психологических барьеров в ситуации межличностного или функционального общения. Этим целям служат активные методы обучения.

Концепция и практика социально-психологического тренинга, получившая широкое развитие как у нас в стране, так и  за рубежом, нацелена на совершенствование  психологической культуры коррекции  и самокоррекции как личности, так и группы, А это позволяет успешно преодолевать те психологические барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной деятельности, Этим целям соответствуют такие, например, виды социально-психологического тренинга, как тренинг коммуникативной компетенции, индивидуального стиля, самореализации личности, делового и партнерского общения, когнитивный, постдиагностический тренинг — коррекция, тренинг конкурентоспособности и др. .

Как практически и с  успехом реализовать уникальный дар вашей индивидуальности в  деловых и межличностных отношениях? Как преодолеть скованность и  напряженность, наиболее ярко выразить себя и свой стиль в общении  с другими?

Эти и многие другие вопросы, связанные с индивидуальным развитием личности и с ее профессиональным ростом, можно успешно решить на основе применения таких активных методов, как названные выше разновидности социально-психологического тренинга.

 

         2.4 Преодоление сопротивления персонала к нововведениям

Для понимания сущности причин сопротивления персонала рассмотрим типы психологических барьеров в  условиях внедрения нововведений.

1. Барьер профессиональной  некомпетентности. Он связан с непониманием сущности нововведения ввиду низкой экономической и юридической подготовленности.

2. Барьер перестраховки. Сущность данного барьера заключается в том, что члены коллектива опасаются, что нововведение может дать отрицательные последствия. Поэтому они предпочитают оставаться на имеющихся позициях и не рисковать.

3. Барьер привычки. Одной из важнейших субъективных трудностей при принятии нововведения персоналом является необходимость изменения существующих способов деятельности, адаптации своей системы ценностей, в том числе системы социально-экономических ценностей к новым формальным условиям деятельности. Данный барьер тем более выражен, чем более длительное время человек был включен в конкретную социальную, организационную систему. Поскольку молодые люди легче осваивают нововведения, то этот психологический барьер наиболее выражен у членов коллектива, имеющих больший стаж работы.

4. Барьер инноватора. Сущность психологического барьера инноватора проявляется в недоверии к людям, целью которых является преобразование коллективного хозяйства.

Для преодоления этих психологических  барьеров, то есть для создания условий, способствующих формированию готовности к принятию новой формы собственности, необходимо выполнение экспериментаторами следующего ряда задач:

а)

формирование доверия  к предстоящему нововведению. Для  обеспечения доверия к предстоящему нововведению важно со стороны инициатора изменений подтвердить свою компетенцию (свой социальный статус), а также  создать позитивный имидж в глазах сотрудников.

 

высказывании суждений, с которыми собеседник согласен;

 

представлении себя в качестве человека, осведомленного в конкретном вопросе;

 

уверенном преподнесении информации;

б)

повышение юридической компетентности членов организации. Для то-го, чтобы человек принял решение относительно какого-то явления, прежде всего, необходимо, чтобы он имел достаточное представление о нем. В частности, степень информированности определяет степень уверенности человека в сделанном выборе. Для этого необходимо, чтобы человек хорошо ориентировался в вопросе аутстаффинга. Ввиду этого юридическая грамотность сотрудника является необходимым условием для возможности принятия решения о преобразовании;

в)

преодоление страха перед  изменением (опасения потерять работу, страха перед новым). Навязывание  нововведения может привести к росту  тревоги в связи со страхом  потерять рабочее место, взаимными  претензиями и недоверием. Страх  преодолевается разъяснениями и  демонстрацией примеров позитивного  влияния нововведений на карьеру  работника;

г)

показ преимуществ и выгоды предстоящих инноваций. Эта задача заключается в создании позитивного  образа предстоящей реорганизации. Поскольку для каждого сотрудника актуальна личная выгода в результате преобразования, то необходимо показать ему выигрышные стороны. Работников нужно информировать о преимуществах  и выгодах, получаемых в результате перемен, и о том, каким образом  будет преодолеваться разрыв между  реальным и желаемым состоянием;

д)

дискредитация настоящего социального  статуса. Необходимо, используя способы  убеждения, показать человеку и подвести его к выводу о необходимости  изменения. Следует привести ряд  показательных примеров со сходными начальными условиями;

е)

сплочение сторонников преобразования. Нужно создавать условия, которые  бы способствовали более тесному  общению сторонников нововведений, взаимопониманию, обмену опытом, чувствами  и переживаниями, а также немедленно включать этих работников в процесс  реализации проекта.

Информация о работе Программы введения руководителя в должность (менеджер)