Введение
Создание организации, совершенствование
организационного порядка, его ценностно-целевой
подструктуры организационных отношений,
информационно-коммуникативной подструктуры,
управление всей повседневной деятельностью
организации возможны лишь при активном
воздействии на него и его персонал субъекта
управления, руководителя, с привлечением
к этой работе и других руководителей
и сотрудников. Управленческая деятельность
зависит от многих факторов: от положения
дел в управляемой сфере, от состояния
трудового коллектива, от кадрового обеспечения
и т.д. Кроме того, управление предъявляет особые требования
к личностным качествам
руководителя, к его умственным способностям,
к его умениям прогнозировать и анализировать
складывающиеся управленческие ситуации.
Еще одним важным аспектом принятия управленческого
решения является получение и использование
информации в ситуациях общения.
Профессиональная жизнь любого
руководителя, любого менеджера протекает
в условиях интенсивного общения.
Как правило, руководители со стажем являются
настоящими мастерами общения, знающими
и использующими механизмы продуктивных
взаимоотношений и взаимодействий.
Для руководителя, как правило,
представляет ценность социальный порядок,
в том числе и в его собственном коллективе.
Поэтому большинство руководителей уважает
и учитывает в своей работе ролевые ожидания,
статусные позиции, различные
социальные нормы и правила труда и поведения
среди людей. Сохранение авторитета –
так же важная особенность руководителей.
Эта тема актуальна потому, что многие
руководители со "стажем" не уделяют
достаточного внимания психологическим
аспектам своей деятельности. Не смотря
на то, что они достаточно долго находятся
на руководящих должностях, они не понимают
причин, по которым их деятельность неэффективна,
а причина этому недостаточные знания
в области психологии управления.
Чтобы успешно принимать решения,
нужно использовать весь арсенал управленческой
деятельности, умело подбирать нужные
психологические аспекты, правильно их
сочетать.
Цель курсовой работы – анализ различных
психологических аспектов принятия управленческих
решений. Объектом изучения становится управленческое
решение. Предметом –
личность управляющего как фактор принятия
управленческих решений.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть совокупность
черт, свойств личности и характеристик
поведения, от которых зависит
успешность принятия решений руководителем
- выявить методы и этапы
принятия управленческого решения
- определить стили управленческой
деятельности
- исследование мотивации власти
руководителя
- определить различные проблемы
и ошибки при принятии управленческих
решений
Цели и задачи определили структуру данного
исследования: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и библиографического
списка.
Глава 1 курсовой работы освещает
положение дел в исследовании данной сферы
к настоящему моменту. Рассматриваются
основные факторы, воздействующие на принятие
управленческих решений. Глава 2 посвящена
выявлению личностных особенностей руководящих
работников, влияния этих характеристик
на принятие управленческих решений.
Анализируя литературу, использованную
для написания курсовой работы можно прийти
к выводу, что стоит обращать внимание
как на литературу конца прошлого века,
так и на новые, актуальные идеи, изложенные
в современной научной литературе.
1. Принятие управленческих решений
1.1.Психологическая
теория принятия управленческих
решений
Принятие решений – центральное
звено многогранной деятельности руководителя.
Функция «принятия решений» задана его
социальным статусом, предписывающим
использовать объективные возможности
и субъективные качества, как собственные,
так и окружающих, для влияния на ход событий;
руководитель несет ответственность
за последствия выбора возможностей. В
связи с этим в рамках социальной психологии
управления активно ведется поиск совокупности черт,
свойств личности и характеристик
поведения руководителя, от которых зависит
успешность руководства. Поведение в процессе
принятия решения, особенно в условиях
неопределенности, является результатом
отражения общественных требований в
индивидуальной деятельности профессионального
руководителя.
Итак, Управленческое
решение — это результат системной
деятельности
людей и продукт когнитивной
(опосредованной познавательными
факторами), эмоциональной,
волевой, мотивационной природы —
синтеза психических
процессов, имеющих исходную регулятивную
направленность. Это
волевой акт лиц, принимающих решения,
оформленный в виде
документа.
Выработанные решения
должны соответствовать функциям организации
и решаемым ею задачам, сложности складывающейся
обстановки, кооперативным интересам
тех, кто совместно достигает
согласованные цели,
а также удовлетворять требованиям объективных
законов управления.1
«Социально-психологические
аспекты иллюстрируют различные
стороны деятельности
людей в процессе принятия решения. К ним
относятся совершенствование
структуры внутриколлективных связей, изучение поведения личности
в коллективе и взаимоотношений
его членов в процессе
принятия решения.
Основные проблемы
психологии принятия решения:
• определение главных
психологических особенностей процессов
принятия управленческих
решений;
• анализ управленческих
решений с точки зрения системы их
эмпирико-феноменологических
функциональных особенностей,
процессуальной организации
;
• функционально-структурный
анализ управленческой деятельности в
процессе принятия решений;
• социально-психологический
анализ управленческих коллективов;
• исследование психологии
руководителя, его отношений с исполнителями»2
Выявляется потенциал способностей к
руководству, мотивационный профиль, способности идти
на риск. Поведение руководителя выражает
его психическую организацию и жизненный
опыт. Оно опосредовано социальными установками,
нормами и традициями, господствующими
в социуме отношениями, что в значительной
степени определяет содержание и стиль
принимаемых решений. Стиль принятия решений оказывает
определяющее влияние на формирование
норм и традиций, ожиданий, социальных
установок и межличностных отношений
в социальных группах. По характеру принимаемых
решений, по умению разрешать проблемные
ситуации можно строить прогнозы относительно
способности человека работать с людьми,
выполнять функции руководства в целом;
можно оценивать, как осуществляются отдельные
шаги в реализации решения, которые протекают
в основном в актах общения и организационных
отношениях.
Особенно значим вес управленческой
деятельности в напряженных социально-психологических
ситуациях. Такого рода ситуации побуждают
к ускоренному принятию решений при дефиците
информации и времени.
Если система работает нормально, то принятие
решений рутинизируется и руководитель
осуществляет функции контроля. Но
есть ситуации, предполагающие быструю
смену схем принятия решений, поиск мало
изведанных альтернатив. В этих ситуациях
статус предписывает руководителю вмешательство.
Таким образом, руководство сопровождается
высокой поисковой активностью
еще до того как возникнет необходимость
осуществлять специальную профессиональную
деятельность по принятию решения.
Даже если ни одна из альтернатив
развития событий не удовлетворяет руководителя
полностью, он должен принять решение,
то есть осуществить «волевой акт»,
выбрав одну из возможностей, полагаясь
на свой профессионализм, интеллект, интуицию.
«Выбор осуществляется тогда, когда невозможно
свести к единому критерию предпочтительность,
по крайней мере, двух из существующих
альтернатив поведения. Если предпочтительность
может быть раскрыта человеком непосредственно,
то допустимо говорить о типичной задаче
нахождения правильного решения, а не
принятии решения, при котором интеллект
человека играет важнейшую роль»3.
Выбор, представляющий собой
основу управленческого решения не может
осуществляться исключительно на основе
интеллектуального анализа. Необходим
учет ценностей руководителя и подчиненных,
которых будет касаться решение, взаимодействие
ума и воли, не исключающее принятия непредсказуемых
решений. Учитывая то, что руководитель
постоянно находится в ситуации конфликта
мотивов и выбора, он будет выступать стрессоустойчивым
человеком, способным решать даже в условиях
психологического напряжения. Оценка
и выбор руководителем поведения связаны
с отношениями
и ролевыми ожиданиями субъектов управленческих
отношений, социальными установками. Предвидение
и прогноз наилучшего возможного поведения
тесно связаны с процессами социальной
перцепции, интерпретации, атрибуции.
«При этом сознанием руководителя отражается
сам выбор и реализуемая возможность,
но никак не субъективные факторы этого
выбора». 4
Каждый руководитель вне зависимости
от сферы его деятельности должен выполнять
при решении своих специфических проблем
похожие действия. Для понимания причин
снижения эффективности деятельности
руководителя необходимо рассмотреть
процесс формирования управленческого
решения. Существует несколько подходов
к выделению этапов выработки управленческого
решения. 5
Чаще всего к ним относят следующее:
формулировку ограничений и
критериев для принятия решений;
выявление и оценка альтернатив;
По мнению А.Г.Ковалева важнейшими
этапами принятия управленческого решения
являются начальные, так как они связаны
со сбором информации
и ее распределением и соотнесением. Руководители
высшего звена вообще предпочитают информационный
тип власти. Первые гипотезы и модели,
являющиеся по сути информационными возникают
именно на ранних этапах управления.
«Первый, начальный этап – это
осознание проблемы...Для того, чтобы осознать
проблему необходимо иметь много качественной
информации.
Вторая стадия – сбор всей информации.
Для того, чтобы выяснить причины трудностей
или для того чтобы ставить новые вопросы,
необходимо иметь информацию, как внутреннюю,
касающуюся объективных факторов, так
и внешнюю – опыт родственных предприятий,
научные данные по организации труда и
управления, технологии, экономике и т.д.
Третий этап решения – выдвижение
гипотезы. Гипотеза – это модель возможного
решения, предварительное решение, принимаемое
на основе первичной информации».6
Для оптимизации процесса принятия
решения используются коллективные формы
работы. Предпосылками эффективности
в этом случае являются сложившиеся в
группе навыки рефлексии, то есть отражение
и осознание того, что происходит в процессе
совместной деятельности. Рефлексируются
роли партнеров, их отношения, промежуточные
результаты в отношении с поставленной
задачей, условия самой задачи. За счет
рефлексии удается повысить эффективность
реализации всех этапов выработки решения,
компенсировать проявления неоптимального
стиля отдельных участников, сгладить
влияние их индивидуально-психологических
особенностей.7Преимущество группового принятия
решения заключается:
в лучшем понимании существа
проблем и путей их решения;
привлечение знаний и опыта,
которыми отдельный человек не обладает
в более быстром и «гладком»
воплощении принятых решений в практическую
деятельность;
в эффективном взаимодействии,
в установлении атмосферы сотрудничества;
психологически решение группы
принимается более доброжелательно, чем
индивида;
в росте самосознания, самоутверждении
членов коллектива;
в возможности оптимально совместить
цели индивидуума, группы и организации
в целом.8 «Однако следует помнить, что
групповые решения имеют и отрицательные
моменты: они открывают достаточно широкое
поле для возникновения взаимного непонимания,
дезинформации, групповых стереотипов,
ложной групповой солидарности и др. Так,
что принятие групповых решений в совместной
управленческой деятельности совсем не
однозначно оптимально».9Для преодоления негативных
последствий групповых решений рекомендуется
организовать деятельность, способствующую
стимулированию критического мышления.
Руководитель должен - по крайней мере
перед принятием решения – занимать нейтральную
позицию. Большое значение также имеет
независимое мнение людей, которые не являются членами группы, принимающей решение.10
1.2.Методы принятия управленческих
решений
К настоящему времени накоплено
достаточно большое число методов выработки
управленческих решений. Так, В.А. Лисичкин
выделял три класса методов: