Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ различных психологических аспектов принятия управленческих решений. Объектом изучения становится управленческое решение. Предметом – личность управляющего как фактор принятия управленческих решений. Цель конкретизируется в следующих задачах:
- рассмотреть совокупность черт, свойств личности и характеристик поведения, от которых зависит успешность принятия решений руководителем
- выявить методы и этапы принятия управленческого решения
- определить стили управленческой деятельности
- исследование мотивации власти руководителя
- определить различные проблемы и ошибки при принятии управленческих решений
Рассматривая структуру качеств личности руководителя, Ф.Генов выделяет следующую классификацию:
«Управленческая деятельность – это сознательная деятельность. Она связана с преодоление большого числа самых разнообразных трудностей на пути достижения целей. В преодолении этих трудностей проявляется воля коллектива и воля руководителя. Поэтому руководитель должен быть
личностью волевой. Управленческая деятельность направлена, прежде всего, на изменение действительности. А это невозможно без наличия самой широкой гаммы волевых качеств, проявляемых со стороны руководителя».
Современные менеджер выступает в системе общественного производства как управляющий – дипломат – лидер – воспитатель – организатор - инноватор – человек.
Функция управляющего считается традиционной. Осуществляя её, менеджер становится лицом, облечённым властью.
Дипломат. Установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок и т.д.
Менеджер-лидер. Американский лозунг: «Каждый менеджер должен быть лидером». Однако в России держится традиция разделять функции менеджера и лидера. Функция первого - профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса, вторые должны вести за собой людей, обеспечивая бесперебойную работу человеческой подсистемы бизнеса.
Менеджер-воспитатель. Техническое совершенствование работников, нравственное воспитание непосредственно влияют на экономический рост.
Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, поэтому несоответствие современным технологиям может отбросить производство далеко назад.
Менеджер-человек. Менеджер - это личность, сложная совокупность врождённых и приобретённых качеств. Они спаяны воедино, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.
В результате исследований вычленены требования, предъявляемые к психике руководителя:
1. Желание и интерес заниматься деятельностью менеджера
2. Умение работать с людьми, умение общаться, убеждать, влиять на людей.
3. Гибкость, нестандартность, способность
находить нетривиальные
4. Оптимальное сочетание
5. Способность предвидеть
6. Высокая профессиональная
Как видно, эти важнейшие качества преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества, влияющие на принятие управленческих решений и последующий за ними результат.
В русском языке понятия «воля» и «власть» во многом сливаются. Проявить свою волю означает направить властный процесс. «Это понятие не просто имеет непосредственное отношение к психической жизни людей, но является фактором, оказывающим определяющее влияние на их поведение и деятельность».19 Прежде всего, власть проявляется в межличностном взаимодействии, и, конечно же, в управленческих отношениях.
Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), стремление индивида влиять на людей, определять и регламентировать их деятельность.
Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, то есть не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.
Наиболее непосредственной формой удовлетворения потребности во власти является возможность распоряжаться ресурсами и руководить людьми, влияя на их чувства, отношения и поведение. Как правило, именно властолюбивая личность стремится взять инициативу в свои руки. Такой человек постоянно ищет пути к занятию руководящих постов в организации, на которых он может постоянно реализовывать свое влияние. Как правило, люди с высокой потребностью во власти проявляют авторитаризм и макиавеллизм в отношениях с подчиненными. А мужчины-руководители еще и к агрессивному поведению и нарушению социальных норм, чего не встречается у женщин с высокой потребностью во власти. Правильно социализированная потребность во власти позволяет осуществлять ее в формах высокой заботы о людях и деле, ответственности, понимании людей, их желания быть руководимыми и направляемыми.20
Несмотря на то, что стремление к власти и ее получение – не одно и то же, при занятии управленческого кресла доступ к возможности выносить управленческие решения, направляя властный процесс, получают все же люди с достаточно высокой мотивацией влияния. Этот факт говорит о том, что повышенная властная мотивация является предпосылкой карьеры в управленческой сфере.
Результируя содержание Главы 2, можно отметить:
- чрезвычайно значимыми в процессе руководства и принятия решений являются волевые качества личности руководителя;
- Существуют определённые требования, предъявляемые к психике руководителя, непосредственно влияющие на принятие управленческих решений:
1) желание и интерес заниматься деятельностью менеджера;
2) умение работать с людьми, умение общаться, убеждать, влиять на людей;
3) гибкость, нестандартность, способность находить нетривиальные решения;
4) оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере;
5) способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция;
Информация о работе Психологические аспекты управленческой деятельности