Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:50, контрольная работа
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
1 Теоретические вопросы 5
1.1 Психологические и социально-психологические теории и концепции. Психологическая теория деятельности. Теория психоанализа. Бихевиоризм.
5
1.2 Практика использования моделей организационного поведения. 9
1.3 Деловое поведение. Личностное деловое поведение. 12
1.4 Понятие и виды групп в организации. Формирование групп. Индивид и группа.
15
1.5 Глоссарий 19
2 Практическая часть 24
2.1 Ситуация для анализа «Важное решение» 24
2.2 Упражнение 5. Оцените каждое утверждение: этично или неэтично?
26
2.3 Управленческое задание №5 27
Список литературы 30
Воронежский государственный технический университет
Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения
по курсу «Организационное поведение»
Руководитель __________________
Дата защиты__-_______2012 г.
Федеральное агентство по образованию РФ
Воронежский государственный технический университет
Факультет вечернего и заочного обучения
Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения
ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
по дисциплине «Организационное поведение»
Студент группы ______________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
Вариант № __5__
Перечень заданий, подлежащих выполнению:
1.Теоретическая часть
Вопросы по темам 1, 2, 3, 4
Глоссарий по темам 5, 6, 7, 8
2.Практическая часть
Ситуация № _5____
Упражнение № __5____
Управленческое задание № _5______
Срок сдачи контрольной работы
___________________________
Руководитель ______________________________
(подпись, дата, инициалы, фамилия)
Задание принял студент
______________________________
Лист замечаний
Содержание
1 |
Теоретические вопросы |
5 |
1.1 |
Психологические и социально-психологические теории и концепции. Психологическая теория деятельности. Теория психоанализа. Бихевиоризм. |
5 |
1.2 |
Практика использования моделей организационного поведения. |
9 |
1.3 |
Деловое поведение. Личностное деловое поведение. |
12 |
1.4 |
Понятие и виды групп в организации. Формирование групп. Индивид и группа. |
15 |
1.5 |
Глоссарий |
19 |
2 |
Практическая часть |
24 |
2.1 |
Ситуация для анализа «Важное решение» |
24 |
2.2 |
Упражнение 5. Оцените каждое утверждение: этично или неэтично? |
26 |
2.3 |
Управленческое задание №5 |
27 |
Список литературы |
30 |
1 Теоретические вопросы
1.1 Психологические и социально-психологические теории и концепции. Психологическая теория деятельности. Теория психоанализа. Бихевиоризм.
Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.
Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.
Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.
Однако можно обобщить
и выделить свойственные всем людям
основные виды деятельности. Они будут
соответствовать общим
Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.
Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 60 лет. Она обязана работам советских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.
Психологическая теория
деятельности начала
Психоанализ существует
уже более 100 лет. Это одно из наиболее
теоретически и практически разработанных
направлений современной
В 1899 году З.Фрейд
описал топографическую модель
психического аппарата. В ней
психика рассматривается как
неоднородная по своему
Самая глубокая
и отдаленная от нашего
Другая, более близкая
к поверхности, часть
Предсознательное отделено от Бессознательного проницаемым барьером первичного вытеснения (подавления), который выполняет роль психического стража - цензора, делающего невозможным непосредственный прорыв импульсов инстинктивных влечений к поверхности нашего сознательного опыта. В Предсознательном осуществляется важная работа по сдерживанию и регуляции влечений и аффектов. В этой области наши чувства соприкасаются и связываются со словами - символами, здесь возникают грезы и сновидения, а также находят решения различные проблемы.
Бихевиоризм — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Бихевиористы предлагали в изучении поведения идти от простого к сложному. Они различали наследственные, или врожденные реакции (к ним относились безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные реакции (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы и др.). Кроме того, реакции делились (по степени их «скрытости» от наблюдателя) на внешние и внутренние. Первые открыты для наблюдения невооруженным глазом (речь, эмоции, двигательные реакции и т. п.), вторые доступны лишь для наблюдения, опосредствованного специальными приборами (мышление, многие физиологические реакции и пр.).
Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара врожденных реакций на безусловные стимулы, т.е. стимулы, которые с рождения автоматически вызывают тот или иной ответ.
Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником — интроспективной концепцией — утрачивалось при решении конкретных научных проблем. И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма.
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).
1.2 Практика использования моделей организационного поведения.
Теория х и теории у – это два типа предположений о человеческой природе. Каждый менеджер имеет свою систему убеждений, которая и определяет его действия. Теория х – это традиционный набор предположений о человеческой природе, а теория У опирается на более гуманистический и поддерживающий подход к управлению трудовой деятельностью людей.
Таблица 1 - Основные положения теории х и теории У Д. Макгрегора.
Теория Х |
Теория У |
|
|
Авторитарная – основанная на власти модель управления людьми доминировала в эпоху Промышленной революции.
В условиях автократии работники ориентированы на подчинение руководителю, в силу чего возникает психологическая зависимость подчиненного от начальника. Уровень зарплаты в организации находится на низком уровне вследствие того, что и результаты труда работников минимальны. Как правило наемные работники стремятся удовлетворить прежде всего свои основные потребности.
В определенных условиях данная модель демонстрировала высокую эффективность, но в наше время как правило приносит очень скромные плоды. Ее принципиально слабой стороной является человеческие издержки.
В 1930-х г.г. и в США совместными усилиями работодателей, правсоюзов и правительства родилась модель опеки, которая позволила добиться повышения степени защищенности рабочих.
В данном случае руководство
стремится удовлетворить
Модель опеки предполагает, что сотрудникам компании постоянно внушаются мысли об экономических поощрениях и льготах. Однако чувство удовлетворения не является сильным стимулом, но вызывает пассивное сотрудничество. Работники удовлетворены материально, но многим из них не хватает возможностей для самореализации. И не смотря на то, что данная модель не имеет существенно слабых сторон, ее эффективность лишь ненамного превосходит показатели производительности, достигаемые при авторитарном подходе.
Поддерживающая модель организационного поведения базируется на принципе Лайкерта, утверждающего следующее: «Управление и другие организационные процессы должны обеспечивать максимальную вероятность того, что при всех взаимодействиях и всех взаимосвязях с организацией каждый сотрудник, обладающий собственными опытом, значимостью, ожиданиями, ощущает поддерживающий подход, вызывающий у него и помогающий ему сохранить чувства собственного достоинства и значимости».
В 1920-1930-е г.г. и изучением человека в процессе труда занимались такие ученые как Ф. Ротлисберг и Э. Мэйо, которые также пришли к выводу, что организация – это социальная система, важнейшим элементом которой является человек. При этом отношение к работнику как к фактору производства некорректно, рабочий – личность, мотивы поведения которой – предмет научного анализа.
Информация о работе Психологические и социально-психологические теории и концепции