Психологические и социально-психологические теории и концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Содержание работы

1 Теоретические вопросы 5
1.1 Психологические и социально-психологические теории и концепции. Психологическая теория деятельности. Теория психоанализа. Бихевиоризм.
5
1.2 Практика использования моделей организационного поведения. 9
1.3 Деловое поведение. Личностное деловое поведение. 12
1.4 Понятие и виды групп в организации. Формирование групп. Индивид и группа.
15
1.5 Глоссарий 19
2 Практическая часть 24
2.1 Ситуация для анализа «Важное решение» 24
2.2 Упражнение 5. Оцените каждое утверждение: этично или неэтично?
26
2.3 Управленческое задание №5 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

контрол.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Поддерживающая модель опирается не на деньги или власть, а на руководство, или лидерство, когда менеджеры создают климат, помогающий индивидуальному росту работников и использованию их способностей в интересах организаций. В тех случаях, когда лидер поддерживает усилия работников, у них появляется ощущение причастности к решению задач организации, возрастает мотивация работников к труду, поскольку их потребности в статусе и признании удовлетворяются на более высоком уровне. Вследствие чего у работников пробуждаются внутренние импульсы к работе.

И не смотря на то, что  исследования Мэйо-Ротлисберга подвергались критике, основная идея ученых выдержала  проверку временем.

Поддерживающая модель получила широкое признание в  США (по крайней мере как философия) и достаточно популярна и в настоящее время.

Однако, необходимо заметить, что поддерживающая модель эффективна в странах с высоким уровнем благосостояния, поскольку в развивающихся странах не всегда удовлетворены даже материальные потребности работников.

Коллегиальная модель представляет собой дальнейшее развитие поддерживающей модели организационного поведения.

Широкое распространение  данная модель получила в исследовательских лабораториях, организациях, где работники заняты интеллектуальным трудом. Возможности ее применения в традиционном (конвейерном) производстве ограничены жесткими рамками организации труда.

Успех коллегиальной  модели определен возможностью формирования (под руководством менеджмента) у  работников чувства партнерства, ощущения своей полезности и необходимости. Управление такой организацией ориентировано на командную работу, когда к руководителю относятся как к тренеру, создающему команду-победительницу.

Результаты – формирование самодисциплины работников, чувства исполненного долга, умеренного энтузиазма при выполнении рабочих заданий. В таблице 2 представлена сравнительная характеристика рассмотренных моделей.

 Таблица 2 - Модели организационного поведения

 

Авторитарная

Опеки

Подерживающая

Коллегиальная

Базис

модели

Власть 

Экономические ресурсы

Руководство

Партнерство

Ориентация менеджмента

Полномочия

Деньги

Поддержка

Работа в команде

Ориентация работников

Подчинение

Безопасность, льготы

Выполнение рабочих 

заданий

Ответственное

поведение

Психологический результат для работника

Зависимость от непосредственного начальника

Зависимость от организации

Участие в управлении

Самодисциплина

Удовлетворение потребностей

работников

В существовании

В безопасности

В статусе и признании

В самореализации

Участие работников в  процессе труда

Минимальное

Пассивное сотрудничество

Пробужденные

стимулы

Умеренный

энтузиазм


 

1.3 Деловое поведение. Личностное деловое поведение.

 

Деловое поведение - система  поступков индивида, связанная с  реализацией его деловых интересов  и включающая взаимодействие с партнерами, клиентами, руководителями, подчиненными, коллегами. Деловое поведение реализуется через деловое общение, установление взаимоотношений и принятие решений, способствующих деловому успеху, а также через уважение к собеседнику.

Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Уважение включает в себя вежливость, соблюдение статусных различий, сочетание равенства (паритета) и преимущества (приоритета). Степень жесткости нормативных требований зависит от ситуации и может сильно меняться в зависимости от культурно-исторического контекста.

Эффективность делового поведения определяется умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. взгляд партнера, его мимику, жесты, а также тембр и темп речи. Однако не все в полной мере могут контролировать собственные жесты, мимику, позы. Глаза, движения часто выдают человека, являются своего рода каналами утечки информации.

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие:

1. Жестовый контакт, выражающийся в разнообразных формах — толчки, похлопывания, поглаживания и т. п.

2. Дистанция между общающимися. Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре.

3. Ориентация, то есть положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества.

4. Внешний вид. Основная цель — сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.п.

5. Поза тела. Поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. 6. Кивок головой — используется для одобрения или подтверждения чего-либо, а также как сигнал, дающий партнеру основание вступить в диалог.

7.  Выражение лица (мимика) — дает возможность широкой интерпретации, сокрытия или демонстрации эмоций, помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, сигналит об отношении к кому-то или чему-то.

8.  Жесты — могут быть не очень выразительны, например движения головы или тела, но используются параллельно с речью, чтобы что-то в ней выделить, подчеркнуть, а иногда и заменить ее.

9.  Взгляд — позволяет считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или к чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией.

10. Паравербальные и экстравербальные сигналы. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости.

Тот факт, что человек  способен молчать, но не может полностью контролировать движения своего тела, позволяет деловому партнеру, умеющему «считывать» невербальную информацию, адаптировать свою коммуникационную тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника.

На всех стадиях развития организации личностное деловое поведение ее лидера (его личные вера, ценности и стиль) во многом может определять поведение организации в целом.

В очень большой степени  влияние лидера или основателя компании на формирование организационного поведения проявляется, если он является сильной (ярко выраженная управленческая культура) личностью, а организация только создается.

В самом общем виде организационное поведение определяет поведение руководителей не только во время их пребывания в организации, но и за ее пределами. Иными словами, организационное поведение формирует образ (имидж) руководителя.

Понятие «имидж» допускает  достаточно широкое толкование. В  социологии имидж обозначает статус и социальную роль личности. В психологии — образ, набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной личностью.

 

    1. Понятие и виды групп в организации. Формирование групп. Индивид и группа.

 

Социальный процесс  взаимодействий индивидов в малых группах определяют как групповую динамику.

Официально организация представляет собой сочетание различных, профессиональных групп, имеющих определенные цели, т.е. формальных групп. Кроме того, в составе любой организации на основе общих интересов индивидов  возникают неформальные группы. В таблице 3 приведена характеристика различных видов групп.

Установки – это ощущения, чувства и убеждения, определяющие восприятие работниками внешней среды, побуждающие их к планированию определенных действий и поступкам.

Установки работников имеют  огромное значение для  организации.

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Характеристика групп

Вид

социальной 

группы

Характеристика группы

Степень

сплоченности 

людей в группе

1

2

3

Формальная группа

Формальная структура организации  призвана в наибольшей степени, соответствовать рабочей среде, технологиям и стратегиям. Именно она при помощи правил, процедур позволяет разработать последовательность предписаний, которым обязаны следовать работники организации.

Сплоченность коллектива основана на совместном выполнении работ, предусмотренном  регламентом, приказом и т.д.

Неформальная группа

Каждый сотрудник обычно взаимодействует с другими людьми не только  по утвержденным правилам; системы отношений, верований и предпочтений рабочих могут быть существенно, отличны от ожиданий менеджмента.

Высокая, есть предпосылки к сотрудничеству

и кооперации

Конгломерат

Группа компаний, объединенных в единую организацию, имеющую финансовые интересы в разных отраслях промышленности, оперирующую в разных сферах деятельности (на разных рынках). Входящие в конгломерат предприятия не обязательно связаны производственно-технологической кооперацией или принадлежностью к той или иной отрасли (хотя и такие случаи возможны). К. часто выступают в форме холдинговых компаний (таких, в которых одна компания — холдинг — владеет частью акций других, дочерних, компаний и через нее способна оказывать на них влияние).

Невысокая, ввиду масштаба деятельности и размера объединения

Ассоциация

добровольное объединение (союз) предприятий, организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, научной или какой либо другой цели. В хозяйственную ассоциацию на добровольных началах могут входить научные, конструкторские, проектные организации, экспериментальные, производственные и транспортные предприятия, снабженческие и сбытовые организации. В отличие от других объединений в рамках ассоциации не обязательно должен завершиться процесс создания и реализации конечного продукта. В их задачу в большей мере входит деятельность по координации работ и концентрации сил и средств.

Участие в ассоциации накладывает на предприятие менее жесткие ограничения, нежели в концерне. Любой участник ассоциации без согласования с другими ее участниками может входить в другие договорные объединения предприятий.


Продолжение таблицы 3

 

1

2

3

Кооперация

Кооперация (лат. cooperatio — сотрудничество) — 1) форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда; 2) система кооперативов и их объединений, целью которой является содействие членам кооперации в сфере производства, торговли и финансов.

Высокая, поскольку, деятельность участников направлена на достижение единого результата, кроме этого, как правило, члены  кооператива принимают непосредственное участие в его трудовой деятельности.

Корпорация

широко распространенная форма  организации предпринимательской  деятельности, предусматривающая долевую  собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

Высокая, члены корпорации состоят между собой в отношениях взаимной зависимости и обязываются, в известных случаях, к определенному образу действий независимо от своей воли, а по воле других членов — по постановлению большинства, выраженному в общем собрании корпорации

Коллектив

разновидность малой социальной группы, ее особое качество, проявляющееся  в совместимости, сработанности, сплоченности, согласованности общественных, групповых  и личных целей, интересов, ценностей.

Высокий уровень развития сплоченности. В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:

1) высокая сплоченность  2) самоопределение  коллективное;

3) идентификация коллективная;

4) высокая референтность членов  коллектива по отношению друг к другу;

Команда

небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны  для совместного решения задач  в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность

Высокий уровень сплоченности, так  как команды формируются для  решения конкретных задач на определенный период с учетом совместимости различных  ее членов.


 

Негативные установки  – это симптом возникших проблем и в то же время причина грядущих трудностей. Последствия ухудшающихся установок  - забастовки, снижение интенсивности труда, прогулы высокая текучесть кадров.

Информация о работе Психологические и социально-психологические теории и концепции