Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель работы: выявить современные наиболее эффективные пути передачи информации в организации с возможностью максимально снизить потери.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить сущность коммуникационных процессов, их виды и особенности;
Исследовать роль коммуникаций в системе управления;
Рассмотреть методы повышения эффективности коммуникаций;
Рассмотреть коммуникационные процессы на примере компании «Nestle»;
Обосновать основные направления совершенствования коммуникаций в организации «Nestle».
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакции на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться.
В устных коммуникациях одним из основных условий правильного декодирования является умение эффективно слушать собеседника.
Коммуникация происходит
только тогда, когда адресат получил
сообщение и понял именно то, что
намеревался сказать ему
На пути коммуникации возникает множество барьеров. Получатель может не получить предназначавшееся ему сообщение, может забыть прочесть его или не полностью с ним ознакомиться, может быть слишком занят, чтобы обдумать его, и отложит, так и не осознав смысла послания, может понять совсем не то, что хотел сказать отправитель.
На восприятие сообщение
оказывает влияние процесс
Обратная связь необходима для того, чтобы отправитель убедился, что сообщение получено, а его смысл понят адресатом так, как это было задумано отправителем. Обратная связь осуществляется различными способами и принимает самые разнообразные формы. Неправильно поставленные вопросы создают шум, мешающие восприятию информации.
Шум (рис. 2) – это все то, что искажает смысл передаваемой информации по каналам прямой и обратной связи. Шум создает преграды на пути движения и восприятия информации. Шумы бывают:
Семантика приводит к ограниченной базе используемых в коммуникациях символов. Особенно сложные проблемы могут возникнуть при построении коммуникаций между представителями разных культур. В маркетинговой практике «General Motors» был случай полного провала новой модели автомобиля на рынке, единственной причиной которого было отсутствие коммуникационной политики по отношению к культурным различиям. Выпущенная новая модель на латиноамериканский рынок была названа специально для латиноамериканцев «Чеви Нова». Однако модель не внедрилась на рынке.Последующее исследование рынка показало, что слово «нова» по-испански означает «она не едет».
1.4. Коммуникационные сети.
В каждой организации формируются коммуникационные каналы и сети Линия связи между двумя индивидами или организациями называется коммуникационным каналом. Коммуникационные сети формируются тогда, когда несколько объектов связываются вместе несколькими каналами. Коммуникационная сеть устанавливает связь между индивидами, а также между высшим руководством и каждой производственной единицей в организации. Коммуникационные сети могут иметь разную конфигурацию. Основные типы коммуникационных сетей приведены на рисунках 3, 4, 5.
Задача выбора вида коммуникационных сетей состоит в том, чтобы используемый вариант их построения отвечал конкретным условиям организации и характеру решаемых ею проблем.
Каждая компания должна периодически оценивать рациональность своих коммуникационных сетей. При этом внимание обращается на следующие вопросы:
1.5. Роль коммуникаций в управлении организацией.
Работа менеджера любого уровня невозможна без отлаженной системы коммуникаций. Менеджер обменивается информацией с руководителями, коллегами, подчиненными и потребителями. Он ставит резолюции на документах и записывает свои замечания, отправляет и получает сообщения по электронной почте, просматривает отчеты, готовит презентации, проводит собрания групп, произносит речи и сообщает о своих решениях другим людям. Путем коммуникаций информация передается руководителям, а решения – их исполнителям. Без коммуникаций не может быть организации, так как без них невозможно обеспечить координацию деятельности людей
Оценки показывают, что до 80% времени руководителей всех уровней расходуется на те или иные коммуникации.3
Коммуникации являются важнейшим связующим процессом в менеджменте. Благодаря коммуникациям обеспечивается связь между организацией и средой, взаимодействие всех функций управления и согласованность принимаемых решений.
Процесс управления, эффективность совместного труда во многом зависят от того, как менеджер может принять и интерпретировать поступающие к нему данные, и отправить необходимую информацию всем, кто с ним связан общей деятельностью. В целом эти требования сводятся к тому, что менеджер должен уметь строить эффективные процессы коммуникаций в организации
Управление организацией должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:
1.6. Эффективность коммуникаций.
Коммуникации являются неотъемлемым компонентом любых процессов взаимодействия, но чтобы они стали эффективными, требуется определенный управленческий навык. Для этого руководителю, во-первых, важно знать механизм развития коммуникационных процессов, характер влияния внешних условий на достигнутые результаты и, во-вторых, иметь навыки, необходимые для эффективного обмена информацией. В сложных ситуациях может потребоваться даже специальный сотрудник в организации, на которого следует возложить обязанности изучать и совершенствовать системы коммуникаций в организации.
Хорошо налаженные коммуникации
содействуют обеспечению
Эффективность коммуникаций может быть различной. По данным зарубежных исследований результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных – 20–25% (такое количество исходящей от руководителей информации доходит до работников и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.
Недостаточную эффективность вертикальных (как восходящих, так и нисходящих) коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих, покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации. Коммуникации снизу вверх еще более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о том, что не используются все возможности в организации коммуникаций.
Важно помнить и то, что успех коммуникационных процессов органически связан с соблюдением этических норм как со стороны получателя, так и со стороны отправителя информации. Эффективность коммуникаций зависит и от того, как построено сообщение. При создании его необходимо соблюдать такую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от уточнения деталей к возражениям и вопросам, далее – к заключению и призыву к действию.
Эффективность обмена информацией зависит от вербальных и невербальных средств общения. Вербальные средства общения – это словесные средства общения. Альберт Мейерабиан установил, что передача информации лишь на 45% осуществляется за счет вербальных средств (только слов) и звуковых (включая тон голоса, интонации голоса, звуки).
В остальном, передача информации зависит от невербальных средств (55%).4 Невербальная коммуникация – передача информации посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.). К ним относятся:
Соблюдение зон и
границ взаимодействия является элементом
делового этикета. Знание зон позволит
правильно построить
Тип личности человека имеет также большое значение в процессе коммуникации. Своевременное распознавание типа личности собеседника позволит адаптировать свои предложения и даст дополнительную возможность добиться успеха в переговорах.
Поразительные различия были выявлены на основе идентификации образцов коммуникаций мужчин и женщин. Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, а женщины большее внимание уделяют доверительным взаимоотношениям. Мужчины стремятся замаскировать неуверенность в отличие от часто сомневающихся женщин. Мужчины отличаются прямолинейностью, тогда как женщины предпочитают обходные маневры. Женщины стремятся задать больше вопросов, проясняющих проблему, а мужчины считают лишние вопросы подтверждением некомпетентности.
Эффективность коммуникаций
самым непосредственным образом
связана с рациональностью
Глава 2. Коммуникационные процессы в компании «Nestle».
2.1. Деятельность компании.
Nestle S.A. — швейцарская компания, крупнейший в мире производитель продуктов питания. Также Nestle специализируется на выпуске кормов для домашних животных, фармацевтической продукции и косметики. Главный офис компании находится в швейцарском городе Веве (фр. Vevey).
Девиз компании: Качество продуктов, качество жизни (Good food, good life).
Компания была основана в 1866 году швейцарским фармацевтом Анри Нестле. Анри Нестле, осознавая важность торговой марки в продвижении товара на рынке, решил использовать в качестве торгового знака свой фамильный герб — гнездо с птицами.
Председатель совета директоров — Петер Брабек-Летмате (Peter Brabeck-Letmathe), главный управляющий — Пауль Бульке (Paul Bulcke).
Ассортимент продукции Nestle за время существования компании насчитывает свыше 8000 торговых марок продуктов широкого потребления.
Компании принадлежат 456 фабрик и промышленных предприятий в 84 странах мира (14 предприятий находятся на территории России). Численность персонала — 280 тыс. человек (2010).
Nestle производит растворимый кофе, минеральную воду, шоколад, мороженое, бульоны, молочные продукты, детское питание, корм для домашних животных, фармацевтическую продукцию и косметику.
В России компания выпускает
широкий спектр пищевой продукции
под торговыми марками «
Представительство Nestlé в России действует с 1995 года. Генеральный директор представительства — Стефан Де Локер.
Nestle контролирует (по данным самой компании) в России 40 % рынка растворимого кофе, 40 % кулинарной продукции, 50 % готовых завтраков и 20,5 % рынка шоколада.
2.2. Коммуникации в компании «Nestle».
В настоящее время в компании существует департамент по корпоративным вопросам. Одним из основных направлений деятельности департамента являются корпоративные коммуникации (внутренние и внешние).