Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:58, курсовая работа
Цель работы – изучить понятие конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм–конкурентов.
Исходя из поставленной цели были
- изучить понятие конкуренции;
- изучить методы изучения фирм-конкурентов;
- проанализировать конкурентную стратегию ООО «ВладВтормет»
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов.
Понятие конкуренции………………………………………………………5
Методы изучения фирм-конкурентов……………………………….…….7
Анализ конкурентных стратегий фирм – конкурентов на рынке….........10
Глава 2. Анализ конкурентоспособности и оценка конкурентов ООО «ВладВтормет»
2.1. Краткая характеристика организации………………………………….....14
2.2. SWOT-АНАЛИЗ и оценка конкурентоспособности ООО «ВладВтормет»………………………………………………………………….16
2.3. Сравнительный анализ основных конкурентов ООО «ВладВтормет»………………………………………………………………….26
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «ВладВтормет»…………………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………...….36
Список литературы………………………………
Прямым следствием принципа компенсации является множественность путей достижения успеха в конкурентной борьбе, т. е. множественность маркетинговых конкурентных стратегий фирм. Маркетинговая конкурентная стратегия, как уже отмечалось, определяется исходя из3:
- внешних факторов (анализа условий среды);
- внутренних факторов (имеющиеся ресурсы фирмы).
Несмотря на то, что поведение фирмы на рынке характеризуется некоторой только ей одной свойственной комбинацией стратегических, выбор маркетинговой стратегии диктуется определенными правилами.
В первую очередь, он зависит от того, в рамках стандартного или специализированного бизнеса лежит рыночная ниша фирмы (продуктовая дифференциация). При стандартном бизнесе компания занимается выпуском стандартных товаров, и тогда важной характеристикой, определяющей содержание её стратегии, становится масштаб дела: от глобального до локального (рыночная дифференциация).
Во втором случае фирма сосредотачивается на производстве редко встречающихся (или вообще отсутствующих на рынке) товаров и/или услуг (продуктовая дифференциация). При этом она может либо придерживаться маркетинговой стратегии адаптации к особым запросам рынка, либо придерживаться противоположной линии - вместо приспособления себя к требованиям рынка попытаться изменить сами эти требования (рыночная дифференциация).
Таким образом, существует, по меньшей мере, четыре основных типа маркетинговой стратегии конкурентной борьбы, каждый из которых ориентирован на разные условия маркетинговой среды и разные ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия: виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты (происхождение этой терминологии восходит к трудам русско-советского теоретика конкуренции Л. Г. Раменского). Придерживающиеся их фирмы каждая по-своему, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка, и все они нужны для нормального функционирования экономики.
Конкурентная борьба строится на дифференциации ниш, состоящей в том, что фирмы в силу своей неодинаковой приспособленности к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех сегментах рынка, где они сильнее конкурентов.
По терминологии Портера, фирмы ориентирующиеся на одну нишу, называются стратегической группой. Дифференциация ниш ослабляет конкурентную борьбу между различными стратегическими группами и усиливает её внутри таких групп.
Естественный рост фирмы в ходе цикла жизни часто сопряжен с последовательной сменой стратегий. Простое увеличение в размерах без смены стратегии маркетинга обречено на неудачу, чтобы продолжать развитие фирма должна менять конкурентные стратегии.
Необходимость анализа особенностей и характера маркетинговой стратегии конкурентов связана с тем, что это дает возможность оценить их вероятные действия при продвижении на рынок своих товаров и/или услуг.
Прогноз поведения конкурентов обычно опирается на учет следующих факторов4:
- размера и темпов увеличения прибыльности предприятия-конкурента;
- мотивов и целей производственно-сбытовой политики;
- текущей и предшествующей стратегии сбыта;
- структуры затрат на производство;
- системы организации производства и сбыта;
- уровня управленческой культуры.
Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке.
Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме имеющегося положительного опыта работы. Для выявления слабых и сильных сторон предприятий-конкурентов можно воспользоваться методикой анализа закрепления, которая учитывает представление потребителей о продукции компании и её конкурентов. Обычно эта методика используется для проведения анализа на рынках потребительских товаров. На основе анализа закрепления целесообразно проводить внутренний анализ, нацеленный на выявление несоответствия сложившихся представлений в компании о внешней действительности, с тем, чтобы заставить персонал внутри организации понять и принять необходимость изменений.
В результате оценки сильных и слабых сторон каждого конкурента (их стратегий и целей) конкуренты ранжируются по «ключевым факторам успеха» (КФУ), под которыми подразумеваются наиболее существенные характеристики рынка, фирмы, конкурентов.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности и оценка конкурентов ООО «ВладВтормет»
2.1. Краткая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «ВладВтормет» организовано в ноябре 2002. ООО «ВладВтормет» осуществляет следующие виды деятельности:
Приоритетным видом деятельности ООО «ВладВтормет», согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), является 51.57 – «заготовка, переработка и реализация лома черных металлов». Этот вид деятельности является лицензируемым, и ООО «ВЛАДВТОРМЕТ» согласно Законодательству РФ имеет необходимую разрешительную документацию.
Перерабатываемые лом и отходы черных металлов используются (т.е. поставляются) в качестве сырья для металлургических предприятий.
Одним из видов деятельности ООО «ВладВтормет» является закупка лома чёрных металлов для поставки на металлургические заводы. Регионами сотрудничества ООО «ВладВтормет» являются Ростовская область, Нижегородская область, Свердловская область, Волгоградская и Воронежская области, а также Ленинградская область (стружка 16А на экспорт, Новый порт).
В некоторых случаях
у поставщиков возникает
Основными поставщиками черного металлолома являются предприятия различных форм собственности, имеющие в основных фондах списанные (т.е. прошедшие полную амортизацию и подвергшиеся неремонтопригодному эксплуатационному износу) металлоемкие конструкции, содержащие сталь, чугун или их сплавы. Среди таких предприятий, прежде всего, выделяются котельные, заводы с кузнечно-прессовым оборудованием, предприятия пищевой промышленности, химической промышленности с ленточно-конвейерными технологиями. В отдельном ряду стоят комбинаты по сбору бытового металлолома от населения, которые выполняют лишь первичную сортировку, но не осуществляют переработку, прессование и пакетирование вторичного металла.
Основными заказчиками,
куда поставляется металлолом являются:
Белокалитвенское металлургическое ПО,
ОАО «Новочеркасский
При рассмотрении производственной структуры ООО «ВладВтормет» важно отметить, что данное предприятие является самостоятельной хозяйствующей организацией и не входит в состав каких-либо холдинговых образований.
Производственная структура ООО «ВладВтормет» с входящими в нее подразделениями (департаментами, службами и отделами) представлена в приложении 1.
Организационная структура ООО «ВладВтормет» отражает кадровое обеспечение основных производственных и коммерческих процессов на предприятии, а также позволяет оценить штатную укомплектованность организации, что наглядно отражено в приложении 2.
Производство ООО «ВладВтормет», как отмечалось ранее, связано с переработкой и заготовкой лома черных металлов, где основными технологическими процессами являются сортировка, прессование и пакетирование. Процесс сортировки осуществляется в соответствии с общими техническими условиями ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные», согласно которому вторичные черные металлы подразделяются:
а) по содержанию углерода – на два класса: стальные лом и отходы и чугунные лом и отходы;
б) по наличию легирующих элементов - на две категории: А - углеродистые, Б - легированные;
в) по показателям качества - на 28 видов;
г) по содержанию легирующих элементов - на 67 групп.
Объемы производства по результатам 2010 года и 2011 года представлены в приложении 3, по результатам которых можно сделать вывод об увеличении объема производства ООО «ВладВтормет» за 2011 года по сравнению с 2010 годом с 189507 тонн до 196449 тонн, т.е. прирост производства составил 9,6%.
2.2. SWOT-АНАЛИЗ и оценка конкурентоспособности ООО «ВладВтормет»
На первом этапе SWOT-анализа рассмотрим слабые и сильные стороны ООО «ВладВтормет», а также угрозы и благоприятные возможности.
Сильные стороны ООО «ВладВтормет» определяются относительно широким территориальным охватом деятельности предприятия. В то время, как около 80% предприятий-конкурентов работают в пределах одного максимум трех близлежащих регионов.
Второй сильной стороной ООО «ВладВтормет» является широкий ассортимент заготавливаемых вторичных черных металлов, насчитывающий 28 видов стального и чугунного лома.
Строгое следование ГОСТу 2787-75 «Металлы черные вторичные» на всех
этапах заготовительно-
Четвертой сильной стороной ООО «ВладВтормет» является географически диверсифицированный портфель постоянных заказчиков, среди которых крупные предприятия металлургической промышленности Ростовской области, Волгоградской области, Краснодарского края, Курской области, Калужской области, Свердловской области, Белгородской области.
Нельзя не упомянуть
о высокой штатной
Однако, наряду с сильными сторонами деятельность ООО «ВладВтормет» имеет некоторые недостатки, которые формируют слабые стороны предприятия.
Первая слабая сторона – это отсутствие маркетинговых подходов в управлении, и соответственно, производственно-сбытовая ориентация бизнес-процессов, а не рыночная.
Вторая слабая сторона – отсутствие ясных стратегических направлений развития бизнеса ООО «ВладВтормет».
Третья слабая сторона – отсутствие на предприятии информационной системы принятия управленческих решений. Иными словами, на ООО «ВладВтормет» не налажен мониторинг факторов внешней среды – отсутствует постоянный сбор сведений о конкурентах, потребностях рынка, его тенденциях и др.
Четвертая слабая сторона – низкая коммуникативная активность на рынке, т.е. отсутствие на ООО «ВладВтормет» единой концепции продвижения продукции и услуг потенциальным партнерам – поставщикам металлолома и заказчикам-потребителям вторичных черных металлов. Из системы менеджмента предприятия, таким образом, полностью выпадают маркетинговые функции.
Пятая слабая сторона
– отсутствие свободных денежных
средств для дальнейшего
Возможности определяются как некие факторы, дающие ООО «ВладВтормет» шанс реализовать какие-либо новые бизнес-процессы, задачи и т.п. Среди возможностей для анализируемого предприятия могут быть отмечены следующие.
Первая возможность – это развитие (наращение объемов производства) металлургического комплекса – основных потребителей вторичных металлоресурсов. С этим ростом очевиден и рост потребности таких предприятий в продукции ООО «ВладВтормет»
Вторая возможность – укрепление взаимоотношений с партнерами – поставщиками черного металлолома и заказчиками.
Третья возможность – выход на новые рынки сбыта.
Влияние внешней среды на бизнес ООО «ВладВтормет» формирует не только ряд возможностей, но и угроз, т.е. таких факторов, которые могут нанести ущерб деятельности предприятия и лишить его имеющихся преимуществ.
Среди существующих угроз ООО «ВладВтормет» можно выделить следующие:
Первая угроза – жесткая конкуренция. Здесь особенно заметна сдерживающее влияние на бизнес ООО «ВладВтормет» предприятий из стратегической группы конкурентов, которые «забирают» на аналогичных географических рынках возможных поставщиков черного металлолома, так и клиентов-заказчиков вторичных металлоресурсов.
Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности ООО «ВладВтормет»