Разделение труда в управлении. Департаментизация в управлении. Виды департаментизации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые общие функции менеджмента. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д. Наряду с этим функциональное разделение труда предполагает выделение из общего состава менеджеров специалистов, которые отвечают за процесс управления в целом, а не за какую-то одну функцию. Этих менеджеров называют общими (англ. general manager) и их главная задача состоит в обеспечении целостности функционирования организации.

Содержание работы

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ. ДЕПАРТАМЕНТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ. ВИДЫ ДЕПАРТАМЕНТИЗАЦИИ.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ СТИЛИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. РОЛЬ РУКОВАДИТЕЛЯ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ,ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,ПРИНЦИПЫ,МЕТОДЫ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ МЕНЕДЖМЕНТ ВЕСНА.docx

— 269.34 Кб (Скачать файл)

Менеджером  можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные  решения или реализует их через  других людей. Принятие решений - одна из составных частей любой управленческой функции. Необходимость принятия решений  пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений важно для всякого, кто  хочет преуспеть в искусстве  управления.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в  последнюю очередь от процедуры  принимаемых решений и их практического  воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно  соблюсти определенные методологические основы.

 Для того  чтобы принять управленческое  решение, каждый менеджер должен  хорошо разбираться не только  в понятийном аппарате, но и  достаточно квалифицированно при  этом применять на практике:

·       методологию управленческого решения;

·       методы разработки управленческих решений;

·       организацию разработки управленческого  решения;

·       оценку качества управленческих решений.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление  логических схем выполнения операций.

Методы разработки управленческих решений включают в  себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся  способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

Организация разработки управленческого решения  предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных  работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством  регламентов, нормативов, организационных  требований, инструкций, ответственности.

Технология  разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям  рациональности их осуществления, использования  специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

Качество  управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или  иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В  частности, объектом принятия решения  являются следующие виды деятельности:

·        техническое развитие;

·        организация основного и вспомогательного производства;

·        маркетинговая деятельность;

·        экономическое и финансовое развитие;

·        организация заработной платы и  премирования;

·        социальное развитие;

·        управление;

·        бухгалтерская деятельность;

·        кадровое обеспечение;

·        прочие виды деятельности.

Решение - результат  выбора из множества вариантов, альтернатив  и представляет собой руководство  к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все  виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:

·        на входящую и исходящую;

·        обрабатываемую и необрабатываемую;

·        текстовую и графическую;

·        постоянную и переменную;

·        нормативную, аналитическую, статистическую;

·        первичную и вторичную;

·        директивную, распределительную, отчетную.

Ценность  получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

Все принимаемые  в любой сфере деятельности решения  можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии  предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование  прибыли.

Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные  решения, способствующие претворению  в жизнь поставленной задачи.

Принятие  решения, как правило, сопряжено  с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает  на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической  подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.

Принятию  решения предшествуют несколько  этапов:

·       возникновение проблем, по которым  необходимо принять решение;

·       выбор критериев, по которым будет  принято решение;

·       разработка и формулировка альтернатив;

·       выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

·       утверждение (принятие) решения;

·       организация работ по реализации решения - обратная связь 

Критерии  для оценки возможностей организационной  структуры управления:

Определение степени способности применяемой  организационной структуры управления обеспечить получение нормы прибыли.

Степень способности  существующей структуры управления создавать условия для повышения  нормы прибыли за счет мероприятий  НТП.

Степень способности  быстро реагировать на изменение  спроса и в соответствии с этим осуществлять действия.

Степень способности  организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда  за счет по детальной специализации  общественного труда и производства.

Степень эффективности  системы производственного контроля при данной организационной структуре  управления.

Объектом  для возникновения проблем могут  служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия  стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение  себестоимости продукции, снижение роста производительности труда  и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные  ситуации, высокая текучесть кадров.

Применительно к управлению все решения можно  классифицировать как:

·       общие;

·       организационные;

·       запрограммированные;

·       незапрограммированные;

·       рациональные;

·       нерациональные;

·       вероятностные;

·       решения в условиях неопределенности;

·       интуитивные;

·       на основе компромисса;

·       альтернативные.

Управленческое  решение устанавливает переход  оттого, что имеется, к тому, что  должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения  выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается  его утверждение. Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.

Организационные решения принимаются на всех уровнях  управления и являются одной из функций  работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.

Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.

Чтобы найти  правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически  и невозможно, а должен принять  соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся  внутренней и внешней информации.

Рассматривая  процессы принятия решений, следует  учитывать два момента. Первый заключается  в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решений - это психологический процесс. Все мы по опыту знаем, что поведение  человека не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда - чувства. Поэтому  неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Рациональный подход к принятию решений описан ниже, но здесь важно помнить, что руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности. Далее я рассмотрю влияние некоторых поведенческих факторов на процесс принятия управленческих решений.

Хотя любое  конкретное решение редко относится  к какой - то одной группе, можно  утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.

Чисто интуитивное  решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение не занимается при этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании  ситуации. Просто человек делает выбор. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что "в то время как изучение количества информации о проблеме может оказать заметную помощь при принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего уровня власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отнимают освященного временем управленческого интуитивного ноу - хау. "Значительную зависимость руководителей от интуиции подтвердил в своих исследованиях и профессор Минцберг.

Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку  логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный  знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях  раньше, чтобы спрогнозировать результат  альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Рациональное  решение проблем. Решение проблем, как и управление, - процесс, ибо  речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающем из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов.

Роль руководителя в процессе принятия решений

В процессе подготовки и принятия решения участвуют  три основных типа работников: системные  аналитики, собственно руководители, а  также эксперты, привлекаемые для  решения отдельных вопросов по определенным  проблемам, в тех случаях, когда  системные аналитики не в состоянии  в процессе выработки решения  самостоятельно ответить на возникающие  вопросы.

Основную  работу по выработке решения осуществляют системные аналитики. Понятие системного аналитика трактуется в широком  смысле и включает сотрудников аппарата управления, подготавливающих решение, специалистов информационно-аналитических  служб, экономических и других подразделений  организации. Системные аналитики  должны владеть в полном объеме современными методами анализа; руководители должны владеть системным подходом к  принятию решений и иметь общее  представление о методах и  средствах, используемых в процессе подготовки и принятия решения.

 В принятии  решений руководитель выполняет  основную роль. Он принимает решения  на основе своих предпочтений  и несет за них ответственность. 

В процессе принятия решения можно выделить следующие основные функции руководителя.

Во-первых, руководитель должен управлять процессом выработки  решения, организуя данный процесс, привлекая нужных специалистов, обеспечивая  их работу требуемыми ресурсами, определяя  сроки принятия решения, контролируя  их работу.

Во-вторых, руководитель выдвигает задачу для решения, участвует  в ее конкретизации и выборе оценочных  критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно  сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы.

Информация о работе Разделение труда в управлении. Департаментизация в управлении. Виды департаментизации.