Разработка должностных инструкций специалистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

В специальной литературе сложилось неоднозначное отношение к вопросу о необходимости разрабатывать должностные инструкции. Ряд специалистов утверждает, что должностные инструкции обязательны по каждой должности, профессии, специальности, предусмотренным штатным расписанием организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Цели и функция профессиограмм и должностных инструкций. Обзор методов разработки должностных инструкций. Методы разработки профессиограмм и должностных инструкций на основе модели деятельности специалиста……………………………………...5
2. Разработка профессиограммы и должностной инструкции для бухгалтера………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Управление персоналом - копия.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

функционально-структурный  анализ, предполагающий психологический  анализ функциональной структуры трудовой деятельности (на основе предшествующего  структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные  и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в  процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т. е. выявляются психологические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс)6.

Можно выделить различные  конкретные схемы профессиографирования:

а) Е. М. Иванова выделяет две основные составляющие: субъект  и объект труда 7.

Субъект труда: 1) объективные  характеристики субъекта труда; 2) социальная когнитивно-мотивационная структура; 3) профессиональная когнитивно-мотивационная  структура; 4) операторная психологическая  структура «отдельной» деятельности; 5) эмоционально-волевая структура  субъекта труда.

Объект труда: 1) история  и перспективы развития данного  трудового процесса; 2) социальная структура  и направленность объекта труда; 3) сама структура трудового процесса; 4) операционально-техническая структура  труда.

б) Схема описания профессиональной деятельности на основе профессиографического  анализа, т.е. анализа работы исполнителя, выявление основных задачи, результатов, процессов, схем взаимодействия, максимально  полно описывающих деятельность.

При такой схеме процедура  профессиографического анализа  деятельности, как правило, начинается с ознакомления с целями, структурой и схемой информационных сетей организации. Затем осуществляется сбор информации о содержании описываемой деятельности с точки зрения, как исполнителей, так и их руководителей. В качестве метода, как правило, используется структурированное  интервью с исполнителем и его  непосредственным руководителем. Далее  по итогам сбора первичной информации производиться схематизация анализируемой деятельности и экспертиза полученных результатов.

в) Е.А. Климов предлагает схему, характеризующую цели, орудие труда, организацию и условия деятельности

г) Некоторые разработчики предлагают очень подробные схемы  профессиограмм, глубокого изучения профессии .

 

 

 

 

 

  1. Разработка профессиограммы и должностной инструкции для бухгалтера

История профессии

Профессия бухгалтера относится  к одной из старейших. Уже в  Древней Индии существовали бухгалтеры по учету ведения сельскохозяйственного  производства. Первые печатные книги  появились в XIV-XV веках, и среди  них «Трактат о счетах и записях» итальянского математика Луки Пачоли — первая книга по бухгалтерскому учету. В России должность бухгалтера была официально учреждена Петром I в начале XVIII века. В переводе с немецкого слово «бухгалтер» означает «книговед», так как раньше поступление и расход товарно-материальных ценностей и денежных средств записывали в специальную книгу.

Профессиограмма Бухгалтер

Наименование профессии

бухгалтер

Доминирующий способ мышления

приложение — регуляция

Область базовых знаний № 1 и их уровень

финансовый менеджмент, бухгалтерский  учет, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний № 2 и их уровень

математика и статистика, уровень 2, средний (практическое использование  знаний)

Профессиональная область

экономика

Межличностное взаимодействие

частое по типу «рядом»

Доминирующий интерес

конвенциональный

Дополнительный интерес

предпринимательский

Условия работы

в помещении, сидячий


Доминирующие  виды деятельности:

  • учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, учет реализации продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности (определение размера прибыли), расчет с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.д.;
  • осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета (проверка законности их составления, полноты записей, правильности указанных измерителей, верности подписей) и подготовка их к счетной обработке;
  • группировка полученных документов по определенным признакам;
  • проведение экономического анализа хозяйственной деятельности и предоставление информации о деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом;
  • выявление резервов предприятия и источников потерь на базе отчетов;
  • ликвидация потерь и непроизводственных расходов;
  • начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в фонды экономического стимулирования и др.;
  • осуществление функции предварительного контроля (выяснение целесообразности и необходимости совершения операций по выдаче и приему денег, товарно-материальных и других ценностей);
  • составление ежемесячных, ежеквартальных, годовых отчетов по результатам работы и оформление их в балансовую таблицу;
  • участие в инвентаризациях (сопоставление наличных материалов, денежных средств, расчетов и платежных обязательств с данными бухгалтерских документов);
  • обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
  • использование в работе современной компьютерной техники.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

Способности:

  • высокий уровень математических (счетных) способностей;
  • способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
  • хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете, заниматься определенным видом деятельности, а также способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
  • хорошие мнемические способности (хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти);
  • способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонностьк работе с документами и цифрами)
  • техническая подготовка (навыки работы на персональном компьютере)
  • высокая помехоустойчивость;

 

Личностные качества, интересы, склонности:

  • усидчивость, терпеливость;
  • обязательность;
  • ответственность;
  • аккуратность;
  • эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю);
  • настойчивость;
  • «педантизм» в работе;
  • честность;
  • справедливость.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие математических способностей;
  • отсутствие аналитических способностей;
  • быстрая утомляемость;
  • невнимательность, рассеянность;
  • отсутствие склонности к работе с цифрами;
  • недисциплинированность;
  • отсутствие морально-этических норм.

Области применения профессиональных знаний:

  • сфера банковской деятельности;
  • финансовые организации (налоговые инспекции, пенсионные фонды, 
    страховые агентства);
  • любые государственные учреждения, не относящиеся к сфере экономики и финансов (сфера промышленности, сельского хозяйства, медицины и здравоохранения, сфера торговли, сфера транспорта и т. д.);
  • негосударственные предприятия малого и крупного бизнеса.

Некоторые профессии  конвенционального и предпринимательского типов:

Нотариус, торговый агент, секретарь, архивариус, кассир, страховой агент, экспедитор.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию бухгалтера можно получить в средних специальных  и высших учебных заведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                            __________________________

                                                    (Ф.И.О.)

 

                                                  Директор предприятия

                                            __________________________

                                            (наименование предприятия)

 

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Бухгалтера

(примерная форма)

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная  инструкция определяет функциональные  обязанности, права и ответственность  Бухгалтера.

1.2. Бухгалтер назначается  на должность и освобождается  от должности в установленном  действующим трудовым законодательством  порядке приказом директора предприятия.

1.3. Бухгалтер подчиняется  непосредственно _____________________.

1.4. На должность Бухгалтера  назначается лицо, имеющее:

1.4.1. Бухгалтер I категории:  высшее профессиональное (экономическое)  образование и стаж работы  в должности Бухгалтера II категории  не менее 3 лет.

1.4.2. Бухгалтер II категории:  высшее профессиональное (экономическое)  образование без предъявления  требований к стажу работы  или среднее профессиональное (экономическое)  образование и стаж работы  в должности Бухгалтера не  менее 3 лет.

1.4.3. Бухгалтер: среднее  профессиональное (экономическое) образование  без предъявления требований  к стажу работы или специальную  подготовку по установленной  программе и стаж работы по  учету и контролю не менее  3 лет.

1.5. Бухгалтер должен знать:

- законодательные акты, постановления,  распоряжения, приказы, руководящие,  методические и нормативные материалы  по организации бухгалтерского  учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций и  составлению отчетности;

- формы и методы бухгалтерского  учета на предприятии;

- план и корреспонденцию  счетов;

- организацию документооборота  по участкам бухгалтерского учета;

- порядок документального  оформления и отражения на  счетах бухгалтерского учета  операций, связанных с движением  основных средств, товарно-материальных  ценностей и денежных средств;

- методы экономического  анализа хозяйственно-финансовой  деятельности предприятия;

- правила эксплуатации  вычислительной техники;

- экономику, организацию  труда и управления;

- рыночные методы хозяйствования;

- законодательство о труде;

- правила и нормы охраны  труда.

1.6. В период временного  отсутствия Бухгалтера его обязанности  возлагаются на ___________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

2.1. Функциональные обязанности  Бухгалтера определены на основе  и в объеме квалификационной  характеристики по должности  Бухгалтера и могут быть дополнены,  уточнены при подготовке должностной  инструкции исходя из конкретных  обстоятельств.

2.2. Бухгалтер:

2.2.1. Выполняет работу  по ведению бухгалтерского учета  имущества, обязательств и хозяйственных  операций (учет основных средств,  товарно-материальных ценностей,  затрат на производство, реализацию  продукции, результатов хозяйственно-финансовой  деятельности, расчетов с поставщиками  и заказчиками, а также за  предоставленные услуги и т.п.).

2.2.2. Участвует в разработке  и осуществлении мероприятий,  направленных на соблюдение финансовой  дисциплины и рациональное использование  ресурсов.

2.2.3. Осуществляет прием  и контроль первичной документации  по соответствующим участкам  бухгалтерского учета и подготавливает  их к счетной обработке.

2.2.4. Отражает на счетах  бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных  средств, товарно-материальных ценностей  и денежных средств.

2.2.5. Составляет отчетные  калькуляции себестоимости продукции  (работ, услуг), выявляет источники  образования потерь и непроизводительных  затрат, подготавливает предложения  по их предупреждению.

2.2.6. Производит начисление  и перечисление налогов и сборов  в федеральный, региональный и  местный бюджеты, страховых взносов  в государственные внебюджетные  социальные фонды, платежей в  банковские учреждения, средств  на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

Информация о работе Разработка должностных инструкций специалистов