Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка инновационной программы развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».
Задачи исследования:
рассмотрение инновации и инновационного потенциала организации в современных условиях;
изучение основных мотивов создания и внедрения инноваций на предприятии;
анализ и оценка целесообразности реализации инновационного потенциала ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника»;
формирование стратегии и разработка инновационной программы выбранной компании.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегии нововведений…………………………….. 6
1.1. Рассмотрение основных инновационных понятий……………………….6
1.2. Факторы и причины инноваций……………………………………………9
2. Анализ инновационных подходов развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» 12
2.1 Характеристика компании ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» и оценка его инновационного потенциала 12
2.2 Формулирование инновационной цели организации 17
2.3. Выбор инновационной стратегии 18
3. Разработка инновационной программы её развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» 27
3.1 Построение дерева инновационных стратегических изменений 27
3.2 Обновление технологии производства и управления 27
3.3. Оценка эффективности инновационного проекта 30
Заключение 36
Библиографический список 38
Содержание
В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.
Для управления инновационной деятельностью необходимо привлекать менеджеров, имеющих комплексное образование, хорошо знающих предметную область инноваций, умеющих решать технические и производственные вопросы с учетом экономической целесообразности, коммерческой выгоды.
Такие руководители могут управлять как отдельными этапами инновационной деятельности - научными исследованиями, проектированием новых объектов и процессов, внедрением новых технологий, освоением новых изделий и их сбытом, так и обеспечивать согласованность, непрерывность, динамику инновационной деятельности предприятия на всем ее протяжении - от идеи до реализованного материального продукта.
Актуальность
данного исследования заключена
в том, что политика государства
в инновационной сфере по-
Несмотря на принятие в годы реформ десятков правовых актов Правительства и Президента Российской Федерации, нескольких сотен нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, так или иначе относящихся к сфере инновационной деятельности или затрагивающих ее, отсутствие целевой системы комплексного федерального нормативного правового регулирования этой деятельности является одним из важных сдерживающих факторов ее развития.
Объектом исследования выступает ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».
Предметом исследования является изучение инновационного потенциала ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».
Несмотря на стабильность существования ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» и все возможные перспективы, руководство предприятия сталкивается с множеством проблем, связанных, прежде всего, с развитием рынка, экономическим кризисом и другими изменяющимися внешними условиями. Поэтому необходимо проанализировать инновационный потенциал компании и разработать эффективную инновационную программу развития.
Целью данной курсовой работы является разработка инновационной программы развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».
Задачи исследования:
Теоретическую базу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам разработки стратегии управления предприятиями в рыночной экономике, а также стратегического и бизнес-планирования их деятельности. Методологическую основу исследования составляет диалектический подход к изучению различных явлений, процессов и закономерностей хозяйственного развития в условиях формирования рыночной экономики. Использовались методы прогнозирования, финансово-экономического и маркетингового анализа производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятий, приемы статистического и сравнительного анализа, инструменты теории управления.
Новация – (синоним – новшество) - какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т. п. С точки зрения применимости в бизнесе новация является «полуфабрикатом» или компонентом, с помощью которого можно создать товар, обладающий потребительской ценностью и пользующийся спросом у потребителей. Самостоятельной ценностью новация является только для инноваторов [1].
Нова́ция (лат. novatio — изменение, обновление):
- в широком смысле применения, любое качественно новое дополнение или изменение отражающееся на конечных действиях (в деятельности) или свойствах конечного продукта с переналадкой, изменениями или даже заменой алгоритма деятельности, новыми технологиями или устройствами (конструкциями);
- в юридических взаимоотношениях — одно из оснований прекращения обязательства, заключающееся в замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;
- новшество, которого не было ранее: новое теоретическое знание, новый метод, принцип и т. д. Новация в мировоззрении и идеологии, в формировании новых отраслей и новых направлений, в радикальном изменении системы управления относят к революционным изменениям, когда сами новации требуют ломки стереотипов мышления, смены кадрового состава, подготовки новых специалистов, изменения норм и регламента, программ и проектов, законом и даже конституционные нормы гражданского общества. Поэтому новации часто носят революционный характер и являются основой научно-технических и любых революций.
Новация (юридич.) — соглашение о замене одного обязательства другим (гражданское право/обязательственное право). В соответствии со ст.414 ГК РФ под новацией понимается соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. Не допускается заключение новации в отношении обязательств по возмещению вреда жизни и здоровью, и по уплате алиментов. Новация прекращает все первоначальные обязательства.
Инновация (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [2].
Более общее это понятие может
применяться также и к
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [3].
Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.
Понятие инновация относится как
к радикальным, так и постепенным
(инкрементальным) изменениям в продуктах,
процессах и стратегии организа
Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающее внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934) .
В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду, и принесла ли она позитивный эффект.
При изучении литературы, посвященной вопросам, связанным с инновациями, инновационной деятельностью, можно встретить несколько описаний мотивов и методов оценки инновационной деятельности.
Мотивы - побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под воздействием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага [4].
Инновационную
деятельность необходимо рассматривать
как объект инновационного менеджмента.
Вследствие этого результатом
Инновационная деятельность рассматривается как вид деятельности, связанный с трансформацией идей в технологические инновации - новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, новые и усовершенствованные технологические процессы или способы производства услуг, использованные в практической деятельности.
В свою очередь, инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Организация инновационной деятельности осуществляется согласно следующих принципов:
Как известно, инновационная деятельность предполагает выполнение работ и этапов, которые до сих пор не имели места на предприятии. Объем и содержание работ, в свою очередь, зависят от вида инновации и имеющегося потенциала предприятия.
Инновационную деятельность поэтому необходимо рассматривать, как процесс принятия и реализации решений по всем фазам. Этот процесс координируется при помощи таких инструментов и средств, как организационная структура, распределение обязанностей, делегирование полномочий, контроль, централизация при принятии решений, группы, компоненты, комиссии, коммуникативные связи, план хода реализации проекта, интегрированный план, сетевые графики, формализованная документация, санкции, системы стимулирования, традиции, стиль, миссия предприятия.
Известны многочисленные исследования относительно мотивов инновационной деятельности. Основные мотивы представлены в таблице 1 [5].
Таблица 1 - Мотивы приобретения предприятий - инноваторов
Факторы |
Основные мотивы |
Проведение активной политики по освоению новых технологий |
Доступ к новым технологиям Двухсторонний обмен ноу-хау Использование возможностей роста производительности труда исследователей Расширение продуктовой программы Долгосрочный рост доли на мировом рынке Лучшее совместное использование мощностей по производству и продвижению товара на рынке |
Защита собственных позиций на рынке |
Защита собственных интересов на рынке как реакция на прямые инвестиции иностранных партнеров Перенос собственных технологий Улучшение возможностей по защите собственных технологий |
Ориентация на новые стратегические единицы и сегменты рынка |
Реакция на ограничения на импорт Возможность региональной диверсификации Защита позиций на рынке Расширение собственной сети Долгосрочный рост доли рынка |
Финансовая ориентация |
Краткосрочный рост оборота Выгодное финансовое вложение |
Информация о работе Разработка инновационной программы её развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника»