Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка инновационной программы развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».
Задачи исследования:
рассмотрение инновации и инновационного потенциала организации в современных условиях;
изучение основных мотивов создания и внедрения инноваций на предприятии;
анализ и оценка целесообразности реализации инновационного потенциала ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника»;
формирование стратегии и разработка инновационной программы выбранной компании.
Введение 3
1. Теоретические основы стратегии нововведений…………………………….. 6
1.1. Рассмотрение основных инновационных понятий……………………….6
1.2. Факторы и причины инноваций……………………………………………9
2. Анализ инновационных подходов развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» 12
2.1 Характеристика компании ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» и оценка его инновационного потенциала 12
2.2 Формулирование инновационной цели организации 17
2.3. Выбор инновационной стратегии 18
3. Разработка инновационной программы её развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» 27
3.1 Построение дерева инновационных стратегических изменений 27
3.2 Обновление технологии производства и управления 27
3.3. Оценка эффективности инновационного проекта 30
Заключение 36
Библиографический список 38
Основными мотивами создания и продажи инноваций обычно являются:
Основными мотивами покупки инноваций являются:
ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» представляет собой группу компаний, являющихся ведущим производителем светотехнического оборудования на территории СНГ. Это российское (единственное в России) предприятие, на котором организован полный технологический цикл производства полупроводниковых источников света — от исходных гетероструктур до готовых светодиодных светильников У предприятия существует множество возможностей и перспектив для дальнейшего развития. Прежде всего, это связано с тем, что для России на сегодняшний день вопрос энергосбережения является крайне актуальным и важным, поэтому существует хорошая почва для развития технологий и производства энергосберегающих источников света. Предприятие образовано в 1997 году.
Основная сфера деятельности группы компаний – производство и сбыт световых приборов общего и специального назначения. Уникальное сочетание высокого качества продукции и широкого ассортимента обеспечивает лидерство торговой марки «Светлана» на имеющихся рынках.
На сегодняшний день под торговой маркой «Светлана» на собственном производстве выпускается более 50 модификаций светильников для 49 областей применения от административных и офисных зданий до промышленных объектов и стадионов.
Работа с ассортиментом выпускаемой продукции торговой марки «Светлана» ведется в двух направлениях – увеличение числа моделей и их модификаций и вывод на рынок новинок, пока еще не очень известных в странах СНГ, но уже популярных в Европе.
На рис. 1 приведена организационная структура компании.
Рисунок 1 – Организационная структура компании ЗАО
«Светлана-Оптоэлектроника»
По своим должностным обязанностям весь персонал разделяется на управленческий персонал (руководители), инженерно-технические работники (специалисты), служащие и рабочие.
Основная
часть производственного
Структура группы компаний включает в себя: два производства – предприятия в России; подразделения в Москве и Екатеринбурге, созданные для реализации продукции марки «Светлана».
Производственные мощности завода в Екатеринбурге в настоящее время занимают более 20 тыс. кв. м. На этих площадях расположен станочный парк, регулярно пополняемый самым современным отечественным и импортным оборудованием. Инвестиции позволили создать производство, которое по уровню и разнообразию технологического оборудования не уступает европейским аналогам.
Достигнутый на заводе компании уровень управления, отвечает требованиям международных стандартов ведения бизнеса. В 2005 году производство компании получило сертификат, подтверждающий соответствие системы менеджмента качества международному стандарту ISO 9001:2000.
Для того чтобы провести анализ инновационного потенциала предприятия построим таблицу 2, в которой отразим основные экономические показатели фирмы.
Таблица 2 - Оценка инновационного потенциала фирмы
Наименование показателей |
Данные, руб. |
1. Нематериальные активы |
6420000 |
2. Прочие внеоборотные активы |
102099000 |
3. Численность работников |
450 |
4. Численность работников, занятых в сфере НИОКР |
95 |
5. Стоимость оборудования опытно- |
15300000 |
6. Стоимость оборудования экспериментального назначения |
112000 |
7. Стоимость оборудования |
146700000 |
8. Стоимость нового оборудования |
40806000 |
9. Стоимость новых |
14060000 |
10. Среднегодовая стоимость фондов основного производственного назначения |
62550000 |
11. Среднегодовая стоимость |
93465700 |
12. Среднегодовая стоимость |
13352200 |
13. Выручка от реализации новой продукции |
37898000 |
14. Выручка от реализации |
107040000 |
15. Выручка от реализации прочей продукции |
190100000 |
16. Стоимость договоров на |
2870000 |
17. Стоимость собственных опытно-к |
4378000 |
18. Стоимость маркетинговых |
3200000 |
19. Стоимость обучения персонала |
872300 |
20. Прочие инвестиционные расходы |
20050000 |
1) Рассчитаем интеллектуальный потенциал нашей компании:
П и = П н / Ч р = 95 / 450 = 0,21
Данный показатель у предприятия находится в пределах нормы (для инновационного предприятия является нормой, если этот показатель лежит в пределах 0,20 – 0,25).
2) Рассмотрим научно-технический задел по инновациям:
Пнт = Си / Авн = 6420000 / 102099000 = 0,06
Данный показатель не входит в рамки нормы (0,10 – 0,15), это означает, что предприятие не обладает интеллектуальной собственностью, необходимой для инновационного развития.
3) Рассмотрим показатель
Пм = Он / Осг = (15300000 + 112000) / 146700000 = 0,1
Исходя из значения этого показателя (норма 0,25 – 0,30), можно сделать вывод, что хоть на предприятии и есть творческие люди, они работают на производственном оборудовании.
4) Рассчитываем удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий в общем количестве:
Пно = Офн / ОФср = (40806000 + 14060000) / (62550000 + 93465700 + 13352200) = 0,32
Предприятие немного не дотягивает до нормы по этому показателю (0,35 – 0,40), следовательно, оборудование устарело, но мы можем его использовать, так как не исчерпался производственный потенциал.
5) Показатель инновационного
Пр = Иис / Иоб = (2870000 + 4378000 + 3200000 + 872300) / 20050000 = 0,56
Норма для инновационного предприятия: 0,55 – 0,60, следовательно, предприятие выделяет достаточно средств на инновационную деятельность.
6) Также необходимо рассчитать
удельный вес новых видов
Пд = ВРнд / ВРоб = (37898000 + 107040000) / (37898000 + 107040000 + 190100000) = 0,43
Для инновационного предприятия является нормой, если этот показатель лежит в пределах 0,55 – 0,60, следовательно, рассматриваемое предприятие производит устаревшую продукцию.
Миссия
организации звучит следующим образом:
«Мы призваны обеспечивать максимально
комфортную и безопасную среду для
жизни людей путём
Мы – инновационное предприятие, ориентирующееся на передовые научные достижения в области электроники и нанотехнологий. Уникальность наша состоит в широте охвата научных и производственных задач в области оптоэлектроники. Мы единственное предприятие нашей отрасли в стране с замкнутой технологической цепочкой: от создания исходного материала до готового изделия.
Профессионализм наших сотрудников – основа движущей силы предприятия. Создавая новые рабочие места, мы привлекаем лучших специалистов. Мы приветствуем и ценим как личную инициативу, стремление к новым знаниям и творческое отношение к делу, так и отлаженную работу в команде.
Высокое
качество нашей продукции, нестандартность
разработок, конструкторских и
Компания «Светлана-Оптоэлектроника» призвана улучшить качество света на Земле».
Миссия
звучит довольно громко, однако, исходя
из рассчитанных ранее показателей,
следует обратить внимание на то, что
не все пункты миссии на данный момент
соответствуют
Таким образом, можно сформулировать следующие инновационные цели:
Модернизировать оборудование предприятия, внедрить производственные линии, позволяющие, во-первых, частично заменить человеческий труд на машинный (избавиться от затрат на оплату труда производственным рабочим), во-вторых, сократить потери от брака.
Усовершенствовать продукцию предприятия. Здесь возможны несколько вариантов: либо внести изменения в уже существующую продукцию, либо расширить ассортимент новыми видами светотехнических изделий.
Также немаловажной задачей для предприятия «Светлана-Оптоэлектроника» в последнее время является снижение себестоимости продукции за счёт использования более дешёвого сырья и при этом поддержание качества на прежнем уровне.
Исходя из первой инновационной цели и возможностей предприятия, в качестве направления развития можно предложить внедрение автоматизированных технологических линий (освоение нового оборудования) на участках производства, где используется ручной труд. Это позволит снизить издержки на производство продукции, а, следовательно, и снизить её себестоимость, а также решит существующую проблему высокой доли брака в общем объёме выпускаемой продукции. К тому же, это решит проблему неблагоприятного воздействия работы на некоторых производственных участках на здоровье рабочих (работа с мелкими деталями оказывает серьёзное влияние на зрение рабочих).
Следующей нашей целью является усовершенствование продукции предприятия. Эта цель является актуальной в сложившейся ситуации на рынке: в связи с бурно развивающей отраслью светодиодной продукции с каждым годом появляется всё больше конкурентов, как отечественных, так и зарубежных, поэтому необходимо бороться за получение конкурентных преимуществ путём расширения ассортимента либо усовершенствования своей продукции. Несмотря на то, что ассортимент выпускаемой нашим предприятием продукции довольно широк, существует очень серьёзная проблема со сбытом, так как объемы производства находятся в зависимости от объёмов государственных заказов. Эту проблему можно решить путём создания новой сбытовой сети. В качестве новой сбытовой сети могут выступать как конечные потребители, так и небольшие фирмы. Для этого не потребуется делать крупные финансовые вложения, так как необходимое оборудование у предприятия уже есть, а технологию производства необходимо будет лишь немного подкорректировать. Внедряя данную стратегическую инновацию, мы избавим предприятие от проблемы скачков спроса, связанных с государственными потребностями в нашей продукции.
Как мы выяснили ранее, существует также проблема высокой себестоимости продукции. На данный момент «Светлана-Оптоэлектроника» закупает сырьё, в основном, у японских и немецких поставщиков. Это даёт значительное преимущество по качеству среди конкурентов, но также отражается и на стоимости продукции, что является недостатком в конкурентной борьбе. Проблему можно решить с помощью использования в производстве инновационного, более дешёвого сырья, которое можно закупить в Китае; но нужно учитывать, что, решая эту проблему, мы отказываемся от нашего конкурентного преимущества по качеству.
Выбирая одно инновационное направление, будем учитывать тот факт, что наиболее актуальной и острой проблемой на данный момент является то, что основным заказчиком и потребителем продукции предприятия «Светлана-Оптоэлектроника» является государство. Государство является главным заказчиком крупных проектов по освещению подъездов жилых домов, освещению пассажирских перронов железнодорожных станций, по подсветке мостов, городских зданий, фонтанных комплексов и т.д. Поэтому размер прибыли напрямую зависит от потребностей государства. Но государственные заказы поступают нестабильно, что приводит к простою производственных мощностей, к снижению средней ежемесячной прибыли предприятия. Ассортимент ориентирован, в основном, на государство и на крупные предприятия.
Поэтому в качестве инновационного направления мы выбираем создание новой сбытовой сети. Для этого предварительно усовершенствуем нашу продукцию. В качестве инновационных стратегий будут рассматриваться следующие:
Алгоритм работы такого светильника представлен в схематическом виде на рисунке 2.
Рисунок 2 – Алгоритм работы интеллектуального светильника
Идея данного нововведения заключается в следующем: ещё в 2008 году немецкие учёные обнаружили, что интенсивный видимый свет, испускаемый светодиодами, может разглаживать морщины и повышать эластичность кожи. О лечебных свойствах излучения видимого спектра, излучаемого светодиодами известно довольно давно - так, например, его в течение длительного времени применяли, чтобы ускорить заживление ран. Однако до сих пор механизмы такого действия света оставались неизвестными. Исследователи из Германии обнаружили, что при воздействии интенсивного света светодиодных источников освещения, ежедневно в течение нескольких недель кожа становится более эластичной и выглядит моложе, цвет лица улучшается, а глубина морщин значительно уменьшается.
Информация о работе Разработка инновационной программы её развития ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника»