Разработка инновационной стратегии (на примере ОАО «Русская страховая компания»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является изучение проблем выбора стратегии инновационной компании, а также их анализа и оценки эффективности выбранной стратегии.

Файлы: 1 файл

Русская страховая компания.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

В современной экономике инновации становятся важнейшим фактором перспективного роста и развития предприятий. Новые продукты, прогрессивные технологии во многом определяют лидерство, обеспечивают эффективное долгосрочное функционирование и конкурентоспособность предприятий. Вместе с тем, инновационная направленность деятельности предприятий вызывает необходимость совершенствования механизмов управления их развитием. Инновационное развитие руководители предприятий чаще всего отождествляют с производственно-хозяйственным характером их деятельности, а не с корпоративным уровнем принятия решений. На практике у большинства предприятий стратегии инновационного развития не считаются приоритетными. В результате на освоение инноваций выделяется недостаточное количество ресурсов, а потенциал новых технологий используется неполноценно. Управление инновационным потенциалом предприятия является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы формирования и реализации инновационных стратегий. Формирование инновационных стратегий осуществляется на основе оценки потенциальных возможностей предприятия и его инновационного потенциала.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что без четкого выбора стратегии невозможно определить дальнейшие пути развития компании. Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Четко сформулированная стратегия важна для продвижения новшеств. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.

Цель работы является изучение проблем выбора стратегии инновационной компании, а также их анализа и оценки эффективности выбранной стратегии.

Задачами исследования являются:

1.              изучить теоретические основы разработки стратегий инновационной стратегии;

2.              определить проблему контроля инновационного процесса;

3.              изучить особенности инновационного развития страховой деятельности.

Предмет исследования – организационные и социально-экономические отношения между участниками инновационных процессов в сфере страхования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  РАЗРАБОТКИ  ИННОВАЦИОННОЙ    СТРАТЕГИИ

 

1.1                  Этапы разработки стратегии

Основной базовой моделью разработки стратегического плана принято считать модель Гарвардской школы бизнеса, лидером которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают проектирование стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Схема разработки стратегии предложенная Гарвардской школой бизнеса

Согласно этой модели, процесс стратегического планирования представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию.

Вполне понятно, что возможности внешней деловой окружающей среды могут быть востребованы за счет реализации сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней окружающей деловой среды, а слабые стороны ресурсного потенциала свести к минимуму.

Руководство процессом формирования стратегии развития фирмы должен осуществлять топ-менеджер. Исполнительный директор должен быть своеобразным «архитектором» стратегии, а также определять, кто конкретно еще будет привлекаться к процессу стратегического планирования.

Модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной.

Любая стратегия развития фирмы уникальна и рассматривается в качестве результата созидательного проектирования. Последнее означает, что стратегия должна содержать в себе концептуальные, отличительные цели данной фирмы, особенности ее развития, а не формироваться по некоему шаблону.

Процесс формулирования стратегии должен завершаться лишь тогда, когда альтернативные стратегии имеют полное описание и осуществлен окончательный выбор лучшей из них. В этой связи оценку стратегий в одном из блоков модели Гарвардской группы необходимо понимать как процесс принятия решения по выбору лучшей из них.

Любая стратегия развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту выражения, а также описываться ясным и доступным языком.

Стратегия развития любой фирмы должна предусматривать разработку определенного механизма ее реализации. В соответствии с этим все элементы структуры предприятия в лице его руководства должны обладать определенными знаниями и ресурсами, а главное, желанием реализовать выбранную стратегию.

К. Эндрюс как лидер Гарвардской группы сконцентрировал свое внимание на исследовании роли внешнего руководства предприятия в процессе разработки и реализации стратегии его развития.

Кроме того, был предложен весьма интересный подход к формированию системы оценки стратегий:

Последовательность: стратегия развития предприятия не должна содержать противоречивых целей и программ.

Согласованность: стратегия должна предусматривать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.

Преимущество: стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности.

Осуществляемость: стратегия не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем.

 

1.2                  Методы выбора инновационной стратегии

 

Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, вида производимого на фирме товара, а также внешних факторов.

Но существуют некоторые основополагающие подходы или принципы выработки инновационных стратегий и осуществления стратегического управления инновациями (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Схема организации процесса стратегического управления

«Стратегическое управление организацией - это основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды, ожесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии развития организации.»[1]

«Стратегическое управление - это такое управление инновационной фирмой (организацией), которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и позволяющие добиться преимуществ, что в совокупности дает возможность фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.[2]»

Другие авторы рассматривают стратегию как детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации и достижения ее целей. Различая понятия стратегии и тактики, они видят особенности второй в том, что она разрабатывается в процессе развития стратегии, часто формируется на уровне среднего звена, рассчитана на более короткий период времени и имеет быстро проявляющиеся результаты.

Ряд авторов исследует вопросы формирования непосредственно инновационных стратегий.

«Разработка инновационной политики предполагает определение целей и стратегий его развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами.[3]»

Рассматривая цели как некое предвосхищение результата, на которые направлены усилия инновационного менеджера, их подразделяют на:

-функциональные (поддержание достигнутого состояния системы);

-новые (приобретение нового качественного состояния системы).

На каждой из стадий жизненного цикла инновационной фирмы происходит определенное сочетание тех и других.

Например, на стадии «текущая деятельность» ставятся в основном функциональные цели, направленные на поддержание баланса достигнутого ранее состояния системы, а на других - обычно только новые цели.

Они требуют выхода на новые ориентиры и критерии равновесия в системе, новые решения и организационные структуры, т.е. вызывают необходимость разработки и осуществления комплекса действий, которые определяются как стратегии.

В новых целях должны быть учтены научно-технический и производственный потенциал предприятия и его рыночно-сбытовые возможности.

«Важнейшими задачами управления инновационным процессом являются разработка и реализация инновационной стратегии данного хозяйственного образования, которые подчинены общей стратегии. Инновационная стратегия задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.[4]»

В стратегическом управлении оперируют сложными целями, которые призваны решать следующие задачи:

-ознакомление с проблемой путем сопоставления существующего состояния с желаемым - функция инициативы;

-выработка руководящих требовании к действиям - инструмент управления;

-определение критериев оценки информации и выбора альтернатив - принятие решений;

-обеспечение бесконфликтного сосуществования лиц, принимающих решения, - инструмент координирования;

-создание предпосылок для последующего контроля - инструмент контроля.

«Цели предприятия в целом - ожидаемое состояние совокупности стратегических хозяйственных единиц (продуктово-рыночных комбинаций) и соответствующие качественные и количественные показатели.[5]»

Цели стратегических хозяйственных единиц - целевые установки для отдельных стратегических хозяйственных, на которые распределены предприятия.

Цели функциональных сфер деятельности - директивные задания для функциональных подразделений предприятия, которые закладываются в основу разработки стратегий, планов мероприятий и программ в этих сферах и подразделениях.

Стратегические цели фирмы характеризуют количественную или качественную сторону ожидаемого результата. К количественным относятся цели: рыночные (оборот, рост, доля рынка), экономические (прибыль, рентабельность), финансовые (структура капитала, ликвидность).

К качественным - стандарт качества продукции, независимость фирмы, стратегический облик фирмы (миссия), инновационное поведение, постановка сервисного обслуживания клиентов, уровень управления фирмой, политическое и общественное влияние.

Стратегические инновационные цели формируются в виде деклараций о намерениях, на основе которых определяются предпринимательская концепция, базовые и функциональные стратегии, реализующие эту концепцию, а также разрабатывается система оперативных планов, обеспечивающих реализацию стратегий.

В общем виде технология разработки стратегии может быть представлена следующей схемой (рис. 1.3).

 

Рисунок 3 - Порядок разработки стратегии фирмы

Стратегический диагноз - это распознание ситуации на ранней стадии, слежение за ситуацией.

Стратегический анализ - это определение стратегических зон, анализ окружающей среды.

Формулирование стратегии - выбор стратегии, разработка программ.

Оценка программ - каждая программа оценивается и встраивается в общую политику предприятия.

Реализация стратегии - функциональный, проектный, продуктовый менеджмент.

Стратегический контроль - контроль за реализацией стратегий.

«При окончательном выборе и формулировании стратегии инноваций важно выявить возможности предприятия (организации). Поэтому необходим анализ сильных и слабых сторон его деятельности. Сильной стороной предприятия может быть научный потенциал и уровень технических разработок, а слабой - уровень издержек производства и себестоимости продукции.[6]»

В таких случаях стратегию инновационного развития целесообразно базировать на разработке и выпуске принципиальных новшеств. Если сильной стороной предприятия является изученность рынка, завоевание его определенной доли, то стратегия инновационного развития скорее всего будет базироваться на росте доли рынка или расширений рынка за счет ассортиментных сдвигов, достигнутых созданием модификаций освоенной продукции, внесением функциональных изменений в конструкцию изделий и др.

Предварительно выявленные и обоснованные пути достижения целей и сопоставление прогнозов экономической обстановки, внешней среды с результатами анализа внутренней среды, внутренних возможностей дают основание для окончательного выбора инновационной стратегии.

Классификация инновационных стратегий представлена в следующем параграфе курсовой работы.

 

1.3                  Сущность и задачи инновационной стратегии

Информация о работе Разработка инновационной стратегии (на примере ОАО «Русская страховая компания»)