Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 14:34, курсовая работа
Цель курсового проекта разработать и оценить реализацию компенсационной политика в организации. Для достижения цели проекта можно выделить ряд решаемых задач: Обобщить и исследовать теоретические основы компенсационной политики. Описать структуру и этапы разработки компенсационного пакета; Проанализировать структуру организации и персонала; Исследовать формы осуществления компенсационного пакета в Управлении Пенсионного Фонда по Советскому району г. Владивостока; Разработать меры по совершенствованию политики вознаграждения.
Введение 3
1. Теоретические подходы к определению и разработке компенсационного пакета 5
1.1 Основные компенсационные экономические теории 5
1.2 Компенсации и компенсационный пакет: понятие и структура 9
1.3 Этапы разработки компенсационного пакета 13
2. Исследования построения компенсационной политики, разработки компенсационного пакета на примере Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока. 17
2.1 Пенсионный фонд РФ – как орган социальной политики государства 17
2.2 Исследование численности персонала и анализ структуры ПРФ на примере Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока. 21
2.3 Основные принципы построения и разработки компенсационного пакета в Управлении. 27
2.3.1. Материальная часть компенсационного пакета 27
2.3.2. Нематериальная (социальная) часть компенсационного пакета 34
2.4 Рекомендации по совершенствованию политики вознаграждения персонала в организации. 35
Заключение 38
Список литературы 40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
Кафедра управления персоналом и экономики труда |
РАЗРАБОТКА КОМПЕНСАЦИОННОГО ПАКЕТА ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление персоналом»
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
Заочной формы обучения
Студент группы С1413музБ__________ Игнатов В.А | ||
Руководитель Савинкина Л.А______________ _____________________ (подпись) (и.о.ф) | ||
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 20__г. |
Консультант (если имеется) ____________________
(подпись) «_____» ________________ 20__г.
Оценка _________________________ ______________________________ _______________ ____________________
(подпись) «_____» ________________ 20__г. |
г. Владивосток
2013г.
Содержание
Это не зарплата!
Это денежная компенсация за потерянное на работе время! [14]
Данный эпиграф точно и емко отражает чувства нынешнего россиянина в этот день зарплаты. Актуальность исследования заключается в решение вопроса разработки компенсационной политики и должна занимать умы руководителей и днем и ночью, чтобы их сотрудники могли с гордостью и счастьем сказать: «Я рад, что я работаю в этой организации» или «Я ни за что не уйду из этой компании». Человек – это главный ресурс любой организации и его работа напрямую зависит от того насколько честно и объективно, а главное, заслуженно оценивается его труд.
Цель курсового проекта разработать и оценить реализацию компенсационной политика в организации.
Для достижения цели проекта можно выделить ряд решаемых задач:
Объектом исследования выступает компенсационная политика.
Предметом исследования является способы разработки и внедрения компенсационного пакета в одной из наиболее важных и значимых структур, реализующих социальные права граждан – Пенсионный фонд Российской Федерации.
В ходе написания работы был изучен ряд теоретических работ, среди которых можно выделить работы следующих авторов: Егоршин А.П [4]; Кибанов А.Я [5]; Самоукина Н.В [6]; Ветлужских Е. Н - [7]; Армстронг [8], Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. [9], а также статьи Бабыниной Л. С. [10,11] и другие источники.
Таким образом, говоря о практической значимости данной работы, я бы хотел сперва сказать словами из фильма: «Я не волшебник, а только учусь», но как, мне показалось, стратегия кадровой политики любой организации должна в первую очередь решать проблемы мотивации и компенсации человеческого труда. Ведь, любая компания – она как «пчелиный улей и от руководства и непосредственных начальников будет зависеть, будет ли он полон меда или злых, агрессивных пчел».
В первой главе я проанализировал историю развития компенсационных теорий, дал определение компенсационного пакета, рассмотрел его структуру, этапы разработки. В общем рассмотрел полностью теоретические аспекты такого понятия, как компенсационный пакет.
Разрабатываемые в различных странах мира на протяжении ряда столетий экономические теории оказали значительное влияние на теорию и практику компенсаций за труд. Огромное многообразие практических реализаций компенсационных систем, которые встречаются в реальном мире, можно выделить в следующие компенсационные экономические теории: теории социального заработка, теории контролируемых заработков, теории оправданных заработков, экономические теории поведения, организационно экономические теории - это пять больших групп теорий. Рассмотрим каждую из них более подробнее, чтобы иметь общее представление, о компенсационной политике организации, ее зарождении и эволюции.
1. Теории социального
заработка являются классическими теориями заработков,
объясняющие, почему общество должно платить
его членам, исходя из их потребностей
или прав. При этом во внимание не принимается
способности работников, количество и
качество выполняемыми ими работы.
Теория заработков, обеспечивающих
прожиточный минимум, была предложена
Давидом Риккардо в 1817 году. Основная мысль
теории заключается в том, что каждый член
общества помимо жилья должен быть обеспечен
минимальным и достаточным для существования
набором продуктов, одежды и т.д. В случае
превышения доходов работника уровня
прожиточного минимума, он сможет произвести
потомство, что автоматически приведет
к увеличению количества рабочей силы
и, соответственно, к снижению уровня его
доходов.
Теория справедливой цены
была разработана в Древней Греции Платоном
и Аристотелем и говорила о том, что общество
обязано представить каждому родившемуся
человеку такой уровень компенсации за
труд, какой был у его родителей в момент
рождения данного человека.
Теория справедливого заработка упрочилась
в средневековой Европе. Ее возникновение
связывают с Фомой Аквинским. Она позволяла
работникам, выполнявшим более интеллектуальную
работу (зодчие, художники, ремесленники,
врачи и др.) иметь уровень компенсаций
и выше прожиточного минимума, и выше того
уровня, который был на момент их рождения.
Теория фонда заработков,
выдвинутая Джоном С. Миллом в 1830-е годы,
утверждала, что заработки наемных работников
общественных организаций выплачиваются
всем работникам в равных долях из некоего
фонда, который накапливается в предыдущий
период.
В конце XIX столетия Френсис
Э. Уолкор предложил теорию остаточного
претендента. В основе теории лежит гипотеза
о том, что фонд заработной платы формируется
как разница доходов и издержек. Труд является
остаточным претендентом и в случае превышения
издержек над доходами он не оплачивается.
Теория прибавочной стоимости
Карла Маркса говорит о том, что труд является
единственным источником экономической
стоимости и ему должно принадлежать главенствующее
право на доходы. Весь прибавок между затратами
на труд и стоимостью продукции должен
принадлежать не капиталисту, а рабочим,
поскольку он получен в результате их
эксплуатации.
2. Теории контролируемых
заработков утверждают, что государство
должно осуществлять определенную степень
косвенного контроля над уровнями заработков.
Кроме этого, эти теории увязаны с практикой
занятости.
В 1930-х годах Джон М. Кейнс
разработал теорию заработков при полной
занятости, где высказывалась мысль о
том, что полная занятость является функцией
национального дохода. В качестве национального
дохода выступает общий размер компенсаций
плюс частные и общественные инвестиции.
Таким образом, чтобы поддерживать полную
занятость в стране правительственные
органы должны управлять компенсациями
и инвестициями через монетарную и налоговую
политику.
Теория общего уровня заработков
расширяет теорию Джон М. Кейнса. Она объясняет,
как добиться полной занятости без снижения
эффективности деятельности государственных
и общественных институтов. Теория допускает
то, что в краткосрочном аспекте общий
уровень заработков может определяться
решением работодателей, при этом размеры
окладов работников определяются посредством
переговоров между работодателем и работниками.
Теория потребления Генри
Форда состоит в том, что работники, получая
больший размер компенсаций, смогут покупать
больше товаров, что в свою очередь позволит
предпринимателям получать большую прибыль,
расширять бизнес, а это будет способствовать
увеличению занятости.
3. Теории оправданных
заработков разъясняют, как складывается
уровень компенсации отдельного работника.
Теория инвестиций Джитлмана
рассматривает гипотезу, существо которой
выражается в том, что компенсация за труд
отдельного работника определяется ставкой
прибыли на инвестиции этого работника.
При этом инвестициями работника считается
образование, профессия и опыт работы.
Теория учрежденческих заработков
предлагает определять уровень компенсации
работника в рамках определенной системы.
Такая система предполагает учитывать
влияние коллективного договора, изменчивость
взаимосвязей уровней компенсации различных
категорий работников, а также многообразие
выбора лиц, принимающих решение об уровне
компенсаций.
Теория предложения и спроса
утверждает, что если рабочих мест немного,
а предложение рабочих рук велико, то уровень
компенсаций будет снижаться. И наоборот,
если рабочих мест в избытке, а рабочих
недостаточно, то заработки будут увеличиваться
до той точки, в которой кривые спроса
и предложения пересекаются.
В 1876 году Иоганн Тюрен заложил
основы теории предельной продуктивности.
Согласно этой теории, заработок, который
выплачивается наемному работнику, должен
быть равен стоимости его производительности,
которую он добавляет к продукции в целом.
Теория предельной эффективности
представляет собой усиление теории предельной
продуктивности, согласно которой каждому
работнику предоставляется благоприятная
возможность увеличить размер компенсации
через повышение собственной производительности.
Теория переговоров описана
Джоном Дэвидсоном в конце 1890-х годов и
говорит о том, что размер компенсации
регулируется в процессе переговоров
между работодателем и наемным работником
в определенном диапазоне. Верхний предел
этого диапазона определяется наивысшим
заработком, который работодатель в состоянии
выплачивать, а нижний предел – это самый
низкий заработок, за который наемный
работник не откажется работать.
4. Экономические
теории поведения начали развиваться
во второй половине ХХ столетия в первую
очередь под влиянием развития мотивационных
поведенческих теорий. Недостатком ранних
экономических теорий было отсутствие
поведенческих допущений.
Лейбенштейн в разработанной в 1980 году
им теории Х-эффективности утверждал,
что на производительность существенно
влияет структура компенсационного пакета,
личностные качества работника и система
менеджмента организации. Дополнительные
объемы продукции можно получить через
оптимизацию внутренних процессов.
Разработанная Симоном теория
недостаточной оптимизации утверждает,
что менеджеры работают, ограничиваясь
целесообразностью, и это их удовлетворяет.
При этом, как правило, они не находят оптимального
решения проблем в силу недостатка знаний,
информации, опыта.
5. Организационные
экономические теории возникли в конце
ХХ столетия.
Экономическая теория операционных
затрат ассоциируется с трудами Оливера
Уильямсона. Центром внимания этой теории
является природа обмена между работником
и работодателем. Теория допускает сложность
и неопределенность процессов обмена,
а также потенциальную возможность конфликтного
поведения сторон. Операционные затраты
состоят из переговорных, мониторных и
подкрепляющих затрат, которые необходимо
понести, чтобы состоялся обмен между
двумя сторонами. Правильно сконструированная
система компенсаций уменьшает операционные
затраты.
Теория агенства сконцентрирована
на проблеме устранения отличий интересов
акционеров, менеджмента (агентов) и наемных
работников компании. Главной темой теории
агентства и эффективной компенсационной
политики является то, что оптимальная
система компенсаций может создать условия,
при которых менеджеры и наемные работники
ведут себя таким образом, чтобы способствовать
повышению благосостояния держателей
акций.
Таким образом, даже кратко
представленная в моей курсовой эволюция
экономических теорий впечатляет разнообразием
подходов к компенсациям и может использоваться
при конструировании компенсационных
пакетов современной организации в различных
комбинациях и сочетаниях.
Согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ, компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.1
Компенсационный пакет - понятие более объемное, объединяющее в своей структуре как набор социальных льгот, предусмотренных законодательством и дополнительно предлагаемых организацией, так и денежное вознаграждение сотрудника, выражающееся в фиксированной или переменной форме.2
Таким образом, подводя общий итог можно отметить, что любое вознаграждение за труд, в том числе зарплата, и есть компенсация за предоставление своего времени, здоровья и результатов работы.
Какие же функции преследует создание и внедрение компенсационного пакета? Перечислим их:
— привлечение квалифицированных работников в организацию;
— удержание сотрудников в компании;
— стимулирование профессиональных достижений сотрудников;
— оптимизация затрат на управление персоналом;
— административное воздействие на работников.
Формирование компенсационного пакета зависит от целей организации, ее внутренней структуры, потенциала и резервов, но можно выделить основные и фундаментальные структурные элементы, которые должны содержаться в этом пакете.
Согласно все той же ст. 165 Трудового кодекса РФ, сотрудник имеет право на компенсации при:
При предоставлении
гарантий и компенсаций
В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
В традиционном понимании компенсационный пакет состоит помимо компенсаций, закрепленных в Трудовом кодексе РФ и прочих гос. нормативных документах, в дополнительном получении сотрудниками компенсаций, положенных и закрепленных во внутренних документах любой организации: положениях, указах, штатных расписаниях. Эти компенсационные выплаты складываются из основной и дополнительной частей. Такое вознаграждение остается постоянным в течение довольно долгого периода.
В качестве постоянной части компенсации, получаемой работником, выступает зарплата или оклад.
Зарплата—это денежное вознаграждение, периодически выплачиваемое компанией сотруднику за выполнение возложенных на него обязанностей.
Должностной оклад — величина заработной платы, выраженная в деньгах и соответствующая определенному рабочему месту.
Дополнительная часть (социальный пакет) - это различные льготы, получаемые сотрудником в компании.
Льготы — часть компенсации работникам в виде получения услуг, повышающих уровень их жизни. Льготы могут составлять порядка 50% совокупного дохода сотрудника. К числу льгот относят:
- добровольное медицинское страхование (ДМС);
- материальную помощь;
- страхование жизни;
- дополнительный отпуск;
- бесплатное питание;
- использование служебного автомобиля и др.
При использовании системы компенсации изменение зарплаты происходит в строго определенных случаях:
- при иерархическом перемещении сотрудника;
- при изменении общего уровня зарплаты в компании;
- при стандартном периодическом пересмотре уровня оплаты труда каждого сотрудника.
При формировании
дополнительной части
Также в каждой прагматичной организации существуют и нетрадиционные компоненты компенсационного пакета, к которым можно отнести:
- групповую зарплату;