Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ конфликтов в ОАО «УЖХ Сипайловский» и характеристика предложений по совершенствованию процесса управления конфликтной ситуацией на предприятии.
Достижения цели требует постановки и решения следующих задач: уточнить понятие конфликта;
рассмотреть основные виды конфликтов;
описать процесс конфликта в ОАО «УЖХ Сипайловский»;
выявить причины и источники конфликтов в организации;
предложить основные направления совершенствования работы с конфликтами.
Введение……………………………………………………..................4
1.Теоретические основы конфликтов в организации
1.1.Понятие и основные элементы конфликта…………………...6
1.2. Классификация конфликтов…………………………………..9
1.3. Виды конфликтов…………………………………………….10
1.4.Источники и причины конфликтов………..............................13
1.5. Методы управления конфликтами…………………………..17
1.6. Последствия конфликта……………………………………...23
2. Управление конфликтной ситуации в ОАО «УЖХ Сипайловский».
2.1. Краткая характеристика ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г.Уфы РБ»…………………………………..26
2.2. Причины и виды конфликтов в ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г.Уфы РБ»……………………………………28
2.3. Особенности и способы разрешения конфликтов в
организации…………………………………………………………31
3.Основные направления совершенствования работы в конфликтной ситуации.
3.1 Основные способы разрешения конфликтов…………………32
Заключение………………………………………………………….34
Список литературы…………………………………………………..36
Существуют
четыре основных типа
Наиболее
часто возникающий
Когда требования предъявляемые работнику руководителем противоречивы, нечетки, неконкретны(низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей);
Когда
имеются должностные и
Между
руководителем и подчиненным
в организации возникают
Возникают также обстоятельства при которых в отношениях между руководителем и подчиненным появляется социальная напряженность, способная перерасти в конфликт.
По требованию директора предприятия
ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района
г.Уфы РБ», но против своей совести и воли,
начальник аварийной службы должен уволить
сотрудника.
Неисполнение грозит задержкой продвижения
по службе или даже увольнением. В данном
случае имеют место два возможных решения
и оба имеют негативные последствия. Здесь
также налицо противоречия, способствующие
рождению конфликта между руководителем
и подчиненным.
Примером конфликта между личностью и
группой в организации может служить конфликт
между руководителем и коллективом.
Коллектив является сложным сочетанием
разнонаправленных мыслей и действий.
Формирование коллектива сотрудников
может продолжаться и не один год. Но
после того, как это произошло, можно
констатировать наличие в
коллективе
единого психологического начала. Отдельный
человек, даже если это руководитель, обычно
вынужден учитывать фактор «коллективного
разума»; в противном случае коллектив
его отторгает. Примером конфликта между
руководителем и коллективом в рассматриваемой
организации может служить следующая
ситуация. На должность начальника ЖЭУ
№ 59 пригласили руководителя, привыкшего
к жесткой исполнительной дисциплине.
Он столкнулся с коллективом, в котором
царила неформально-семейная атмосфера,
и в которой привыкли оценивать больше
человеческие качества, чем результат
работы .
Когда новый руководитель делал замечания
нерадивому работнику или грозил ему увольнением,
обиженный шел к коллегам, жаловаться,
что не понимает, почему его хотят уволить.
Сотрудники, проработавшие вместе длительное
время, всегда поддерживали своего коллегу,
в результате чего среди них начался скрытый
саботаж указаний нового руководителя.
В результате подразделение стало работать
хуже.
Конфликты между руководителем и коллективом
также возникают по самым разными причинам:
это как сугубо личное отношение к руководителю
или противоречия между ним и коллективом,
так и несогласие с методами управления,
решениями данного руководителя.
Межгрупповое
Конфликты также имеют место в ОАО «УЖХ
Сипайловский Октябрьского района г.Уфы
РБ» На мой взгляд, это самый «острые»
и проблемные конфликты. В первую очередь
эти конфликты представлены противоречиями
между ЖЭУ (их руководителями и работниками
) и квартиросъемщиками. Последние не всегда
бывают довольны работой работников ЖЭУ
– слесарей, аварийной службой, ремонтной
бригадой. Также они выражают недовольство
ценам на коммунальные услуги, забывая
о том, что тарифы на их оплату не устанавливает
ЖЭУ. Постоянное их недовольство выражается
также и в якобы нежелании ЖЭУ выполнять
капитальный ремонт в подъездах, тогда,
когда средства на это практически не
выделяются из муниципального бюджета.
Отсюда и возникают конфликты. Внутриличностные
конфликты также возникают в данной
организации. Их причины и виды подробно
были описаны в первой главе.
2.3. Особенности
и способы разрешения
Конфликтные ситуации в рассматриваемой
организации в большинстве случаев разрешаются
путем переговоров и разъяснений по поводу
сложившихся проблем. В основном все решается
мирно и, как правильно, не перерастает
в большой конфликт, т.к. в ходе объяснений
люди понимают суть конфликта и возможные
его последствия и предпочитают не конфликтовать.
Достаточно распространены в организации
межличностные стили разрешения конфликтов:
уклонение, сглаживание, принуждение,
компромисс. Из структурных методов разрешения
конфликтов применяются в основном разъяснение
требований к работе, координационные
и интеграционные механизмы и общеорганизационные
комплексные цели.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ В КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИИ
3.1 Основные способы
разрешения конфликтов
На мой взгляд, методы применяемые
руководством для разрешения конфликтов
в ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского
района г.Уфы РБ»
не совсем правильные
и недостаточно эффектные. В основном
они направлены на избежание или
уход от конфликта. А это, я думаю, не совсем правильно.
Целесообразно применять метод сотрудничества
– взаимодействие. При управлении
конфликтом основном внимание следует
сосредоточить на предмете конфликта
в позициях его участников, не делая
акцента на их личностных особенностях;
важное проявить беспристрастность, сдержанность
, не делать преждевременных поспешных
выводов.
необходимо признать
наличие конфликта;
следует договориться о процедуре разрешения
конфликта (где, когда и как начать работу
по преодолению конфликта);
необходимо очертить границы конфликта,
признать конфликт «нашей проблемой»
( это поможет наладить дух сотрудничества).
При это высказываться должны обе стороны
( в чем они видят конфликт, как каждый
оценивает свой вклад в конфликтную ситуацию).
Нельзя переводить на личности, а следует
сосредоточиться и конкретных действиях
и потребностях сторон; необходимо проверить
возможные варианты конфликта. При этом
можно использовать метод « мозговой атаки».Здесь
должны быть рассмотрены и проанализированы
все варианты решения; необходимо придти
к соглашению. Из высказанных предложений
по разрешению конфликта следует выбрать
наиболее приемлемое. В ряде случаев нужно
составить документ (резолюцию,
меморандум сотрудничества и др.); необходимо
воплотить план в жизнь. В плане ясно
и четко должно быть расписано, что нужно
делать, когда и с кем. К исполнению плана
нужно приступать как можно скорее, отсрочки
могут вызвать сомнения и подозрения сторон;
необходимо дать оценку принятого решения.
Даже при самом удачном решении могут
быть обиженные. Нужно дать им возможность
открыто высказаться.
Заключение.
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы: конфликт-это процесс, в котором два( или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.
Источниками конфликтов
являются сами люди, поскольку среди
них наблюдается огромное разнообразие
потребностей, точек зрения, привычек,
жизненных приоритетов и целей. Причинами конфликтов
являются: ограниченность ресурсов; взаимосвязь
задач; различия в целях; различия в представлениях
и ценностях; различия в манере поведения
и жизненном опыте; неудовлетворительные
коммуникации.
Любой конфликт имеет как негативные,
так и позитивные последствия.
К позитивным последствиям конфликтов
можно отнести:
повышение заинтересованности в решении
проблем предприятия;
стремление к сотрудничеству; повышение
качества принятии решений;
создание дополнительных возможностей
для обсуждения актуальных проблем до
начала работы. К негативным последствиям
конфликтом можно отнести: снижение
производительности труда, неудовлетворенность
работой, рост текучести кадров;
увеличение враждебности между конфликтующими
сторонами;
прекращение взаимодействия рещений между
участниками конфликта;
придание большего значения победе
в конфликте, нежели решению реальных
проблем. Одна из сложнейших задач
– разрешения конфликта.
решение конфликта возможно на двух уровнях:
частичное, когда исключается только конфликтное
поведение, но не устраняются грубинные
психологические причины, внутренние
пробуждения к конфликту; полное, когда
конфликт решается на уровне реального
поведения, и на психологическом (эмоциональном)
уровне. Все способы управления конфликтной
ситуацией можно разделить на две категории:
структурные и межличностные.
К структурным
относятся: разъяснение требований к работе;
координационные и интеграционные механизмы;
организационные комплексные цели и структура
системы вознаграждений.
К межличностным
относятся: самооборона, которая бывает
четырех видов (ослабление, уклонение,
капитуляции и доминирование) и сотрудничество,
которое бывает двух видов ( компромисс
и взаимодействие, т.е. решение проблемы
по существу). К типичным ошибкам разрешения
конфликта можно отнести:
Попытки разрешить
конфликт без выяснения его истинных
причин, т.е. без проведения диагностик;
Преждевременное «замораживание» конфликт;
Наверно определены предмет конфликта и оппоненты;
Запаздывание с принятием мер
Некомплексность, односторонность мер.
Неудачный выбор
посредника.
Попытки посредника разыграть свою собственную
«карту».
Пассивность оппонентов.
Отсутствие работы с эмоциями и напряженностью.
Отсутствие
работы со стереотипами
Генерализация конфликта.
Ошибки в договоре
Список литературы
Законодательные и нормативные акты
Конституция Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 26.12.95 №208-ФЗ « Об акционерных обществах».
Основная литература
Основы менеджмента: Учебник. Семенов А.К, Набоков В.И.
Менеджмент: Учебное пособие. Драчева Е.Л., Юликов А.И.
Конфликтология: Учебник А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Издательство: Юнити; 2001 г. 552с.
Ратников В. П. Конфликтология: Учебник.-Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
Менеджмент: Учебное пособие. Максименко Г.Б.
Интернет ресурсы WWW –admin.
http://www/miepvuz.ru