Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа
Важность изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между
практическими целями предприятия и существующей ситуацией. в последнее время
все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и
соотвественно к стратегическому планированию.
Введение 3
Глава 1. Особенности разработки маркетинговой стратегии предприятия.
1.1. Понятие и виды маркетинговой стратегии. 6
1.2. Методы разработки маркетинговой стратегии. 24
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды
ЗАО «Красная Заря».
2.1. Общая характеристика предприятия. 33
2.2. Анализ макросреды предприятия. 39
2.3. Анализ контактной среды предприятия. 44
2.4. Анализ внутренней среды ЗАО «Красная Заря». 49
Глава 3. Разработка стратегии развития ЗАО «Красная Заря».
3.1. Определение мисии и целей организации. 52
3.2. Выбор стратегии на основе SWOT - анализа. 55
Заключение 62
Список литературы 66
с уже производимыми, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых
сложных для реализации стратегий развития.
4) Стратегии целенаправленного сокращения - реализуются, когда фирма
нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с
необходимостью
повышения эффективности, когда
наблюдаются спады и
изменения в экономике, например, структурная перестройка и т.п. При
определенных обстоятельствах, ее применения невозможно избежать, а, иногда это
единственно возможные стратегии обновления бизнеса.
• Стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии
сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший
бизнес.
• Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на
бизнес в пользу
максимального получения
применяется по отношению к бесперспективному бизнесу.
• Стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает
одно из своих подразделений или бизнес для того, чтобы осуществить
долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Эта стратегия может
осуществляться диверсифицированными фирмами, когда одно из производств плохо
сочетается с другими; или когда нужно получить средства для развития более
перспективного либо начала нового бизнеса, более соответствующих долгосрочным
целям фирмы.
• Стратегия сокращения расходов достаточно близка к стратегии сокращения, т.к.
ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение
соответствующих мероприятий по сокращению затрат
[6].
М. Портер считает, что существуют три основные области выработки стратегии
поведения фирмы на рынке (стратегии конкурентного преимущества). Первая
область связан с лидерством в минимизации издержек производства. Этот тип
стратегии связан с тем, что компания добивается самых низких издержек
производства и реализации своей продукции. В результате она может за счет
более низких цен
на аналогичную продукцию
Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.
Таким образом, лидерство за счет экономии на издержках дает надежную защиту
потому, что первыми действие конкурентной борьбы испытывают на себе наименее
эффективные фирмы.
Второй тип стратегии - стратегия дифференциации. В этом случае фирма не
стремится работать на всем рынке с одним товаром, а работает на его четко
определенном сегменте, и она должна в своих намерениях исходить из
потребностей не рынка в целом, а вполне определенных клиентов. В этом случае
фирма может стремиться к снижению издержек, либо проводит политику
специализации в производстве продукта. Возможно совмещение этих двух
подходов. При использовании данной стратегии должен быть хорошо развит
маркетинг.
Дифференциация
может принимать различные
технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис.
Третья область выработки стратегии связана со специализаций в производстве
продукции. В этом случае фирма, чтобы стать лидером в производстве своей
продукции, должна осуществлять высокоспециализированное производство и
маркетинг. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку даже при
достаточно высокой цене. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь
высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь высококлассных дизайнеров,
прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также
развитуюсистему маркетинга. Цель данной стратегии — лучше удовлетворять
потребности выбранного целевого сегмента рынка, чем конкуренты. Такая стратегия
может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, либо и
на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента рынка. Стратегия
специализации позволяет добиться высокой доли рынка в целевом сегменте, но
всегда ведет к малой доле рынка в целом[7]
.
Важным критерием, по которому могут быть классифицированы стратегии, является
доля рынка. Исходя их этого выделяют четыре типа конкурентных стратегий.
1) Стратегии лидера. Фирма-лидер рынка товара занимает доминирующую
позицию, причем это признают и ее конкуренты. Фирма-лидер имеет в своем
распоряжении следующий набор стратегий.
• Расширение первичного спроса. Цель — обнаружить новых потребителей товара,
пропагандировать новые применения существующих товаров или увеличить разовое
потребление товара.
• Оборонительная стратегия. Цель — защитить свою долю рынка, противодействуя
наиболее опасным конкурентам. Она часто принимается фирмой-новатором,
которую, после того как она открыла новый рынок, атакуют конкуренты-
имитаторы.
• Наступательная стратегия. Цель — повысить рентабельность за счет
максимально широкого использования эффекта опыта. Связь между рентабельностью
и долей рынка наблюдается в основном в сфере массового производства, когда
конкурентное преимущество связано с экономией на издержках.
• Стратегия демаркетинга предполагает сокращение своей доли рынка, чтобы
избежать обвинений
в монополизме или
2) Стратегии «бросающего вызов» - характерны для фирм, не занимающих
доминирующей позиции. Эта стратегия дает тем больший эффект, чем большей долей
рынка владеет лидер, поскольку для него принятие пониженной цены означает очень
большие потери; фирма, «бросающая вызов», потеряет значительно меньше, особенно
если она невелика. Возможны два варианта:
• Фронтальная атака. Предполагает использование против конкурента тех же
средств, которые тот применяет, не утруждая себя поиском его слабых мест.
Чтобы быть успешной,
фронтальная атака требует
сил у атакующего (как правило, 3:1).
• Фланговая атака предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом
направлении, где он слаб или плохо защищен.
3) Стратегии «следующего за лидером». «Следующий за лидером» — это
конкурент с небольшой долей рынка, который выбирает адаптивное поведение,
согласуя свои
решения с решениями
Такие фирмы преследуют цель «мирного сосуществования» и осознанного раздела
рынка. Подобное поведение чаще всего имеет место, когда возможности
дифференциации малы, а перекрестная эластичность по ценам очень высока, так
что каждый конкурент стремится избежать борьбы, которая может нанести ущерб
всем фирмам. Такое поведение вовсе не означает, что у фирмы не может быть
конкурентной стратегии. Существуют четыре главные особенности стратегий
эффективно действующих фирм с малой долей рынка: творческая сегментация
рынка, эффективное использование НИОКР, оставаться малыми, сильный
руководитель.
4) Стратегии специалиста. Специалист интересуется только одним или
несколькими сегментами, а не рынком в целом. Его цель — стать крупной рыбой в
маленькой речке. Чтобы ниша, на которую фокусируется специалист, была
рентабельной, она должна обладать достаточным потенциалом прибыли; иметь
потенциал роста;
быть малопривлекательной для
специфическим возможностям фирмы; иметь устойчивый барьер входа.
Характеристика и анализ различных типов стратегий маркетинга позволяют делать
вывод, что они во многом дополняют и повторяют друг друга. Причем в реальной
практике, как правило, предприятия разрабатывают и применяют определенную
комбинацию стратегий из большого множества возможных. Выбор же наиболее
приемлемых из них осуществляется с помощью различных методов на основе
факторов, оказывающих воздействие на функционирование и развитие фирмы.
Приведенные выше
типы маркетинговых стратегий
менеджмента, т. к. основываются на маркетинговых исследованиях и определяют
общие направления развития фирмы. Стратегический маркетинг подразумевает
методы систематического анализа потребностей и разработки концепций
эффективных товаров и услуг, позволяющих обеспечить устойчивое конкурентное
преимущество, и включает в себя маркетинговые исследования рынка
(потребителей, конкурентов и др.), сегментирование рынка, дифференциацию
спроса и позиционирование товара. Логическим продолжением стратегического
маркетинга является комплексное маркетинговое давление, реализация и контроль
(см. рис.1.1.).
Таким образом, подлинная стратегия маркетинга основана на сегментации,
дифференциации и позиционировании. Она направлена на поиск конкурентного
преимущества фирмы на рынке и разработку такого комплекса маркетинга
(marketing-mix), который позволил бы реализовать это конкурентное
преимущество.
1.
Анализ внутренней и внешней
среды (сильные и слабые |
2. Выбор стратегий развития | 3. Анализ потреб-ностей | |||||||||||||
4. Сегментация
рынка: макро- и |
4. Выбор целевого сегмента | 5. Позицио-нирование | |||||||||||||
6. Комплекс marketing-mix (товар, сбыт, цена, коммуникации) | 7. Бюджет маркетинга | 8. Реализация плана и контроль | 9. Оценка эффективности стратегий маркетинга | ||||||||||||
Рис. 1.1. Этапы разработки стратегии маркетинга