Разработка перспективных направлений развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:26, дипломная работа

Описание работы

В выпускной работе бакалавра рассматриваются вопросы разработки перспективных направлений развития предприятия на примере Керченского предприятия – отдельного структурного подразделения государственного предприятия Приднепровских железных дорог Керченской дистанции пути.
Результаты проведенного анализа выявили некоторые проблемы в области операционной политики на предприятии, которые выражаются в неэффективной схеме функционирования производственных процессов. Это обстоятельство позволяет предложить некоторые организационные мероприятия по разработке перспективного инвестиционного проекта с целью повышения эффективности операционной деятельности анализируемого предприятия.

Файлы: 1 файл

Бубенин.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Опыт выработки стратегии  различных фирм показывает, что они редко останавливают свой выбор на каком-то одном варианте стратегии. Чаще всего общая стратегия представляет собой комбинацию перечисленных стратегий.

Следующий этап выработки стратегии  заключается в том, чтобы довести  общую стратегию до уровня адекватности ее целям развития организации. Методы доводки могут быть самыми разными. Для этого используют цели и задачи развития, все виды стратегической информации.

Кульминационным моментом выбора стратегии развития является анализ и оценка альтернативных вариантов. Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность работы организации в будущем. Стратегический выбор должен быть основан на четкой концепции развития организации, а сама формулировка — однозначной и ясной, так как выбранная стратегия на длительное время ограничивает свободу действий руководства и оказывает глубокое влияние на все принимаемые им решения. Поэтому выбранная альтернатива тщательно исследуется и оценивается. При этом должны приниматься во внимание многочисленные факторы: риск, опыт прошлых стратегий, влияние владельцев акций, фактор времени и так далее.

Более чем двадцатилетний опыт функционирования систем стратегического планирования и управления на крупнейших фирмах подтвердил достаточно высокую их эффективность. Однако к концу 90-х годов отчетливо проявился ряд недостатков стратегического планирования. Главная причина заключается в том, что в большинстве компаний внедрение стратегического планирования осуществлялось в рамках морально устаревших организационных структур управления, без существенной перестройки форм и методов управления, систем контроля [2, стр. 113].

Руководители среднего звена управления по-прежнему главное внимание уделяли  достижению только текущих целей, вопросам оперативного управления. В результате происходил как бы отрыв организации стратегического планирования от руководителей организации всех уровней.

Современный этап перестройки организационных  структур управления фирмами, ориентированными на рынок и на создание структур стратегического менеджмента, приобретает форму поиска “золотой середины” между централизацией и децентрализацией властных функций.

Желание найти приемлемые соглашения между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать систему стратегического управления, которая характеризуется централизованной разработкой стратегии и хозяйственной политики и децентрализованным оперативным управлением.

Организационные структуры, способствующие реализации принципов стратегического планирования и управления на практике, развивались эволюционно, по мере развития самой концепции стратегического менеджмента.

Для целей усиления функции стратегического  управления используют:

- группы нововведений;

- программно-целевой подход;

- матричные структуры. 

Но наибольшего внимания заслуживает использование концепции  стратегического хозяйственного разделения  при проектировании организационных  структур управления организациями.

В ней в полной мере реализуются принципы:

- централизации разработки  стратегии;

- децентрализации процесса  ее реализации;

- обеспечение гибкости  управления;

- обеспечение адаптивности  управления;

- вовлечение в процесс  управления широкого круга менеджеров  всех уровней. 

Очень большое значение при этом должно уделяться принципам методологии стратегического планирования.

Под принципами планирования следует понимать объективную категорию  науки планирования, выступающую  в качестве отправного основополагающего  понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.

Стратегическое планирование является центральным элементом  системы управления обществом, фирмой, для него также общезначимыми являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:

1.   Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.

2.   Принцип единства централизма и самостоятельности.

3.   Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений

4.   Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

Применительно к стратегическому планированию названные принципы имеют следующее содержание.

1.Принцип единства экономики  и политики при приоритете  политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является  требование. Согласно которому разработчики  прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации  соответствующими субъектами управления. Политика это не что иное, как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношение между собой и к государству, направление его деятельности в сторону, позволяющую реализовать эти интересы. В системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими и в этом смысле политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Вместе с тем, для беспрепятственного развития экономики, нужны соответствующие политические условия, необходимо государство со всеми своими институтами, органами власти. Поэтому политика выступает в качестве направляющего русла, в рамках которого функционирует экономика любой страны. Следовательно, без приоритетного начала политики в управлении экономикой последняя не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой. На микро уровне собственники коммерческих  формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.

2.Принцип единства централизма  и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывая их интересы, а с другой - обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении. В рамках фирмы, корпорации, централизм и самостоятельность в стратегическом планировании, находят свое конкретное применение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в т.ч. и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы, корпорации.

3.Принцип научной обоснованности  и эффективности прогнозов, стратегических  программ планов означает необходимость учета в процессе их составления следующих требований:

а) действие всей системы  законов развития общества, определяющих содержание и направление отдельных  элементов и сфер деятельности. Разрабатывая прогнозы, проекты стратегических программ и планов, их составители должны исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности и экономических законов рыночного хозяйства, и законов развития социальных отношений, и законов развития науки и техники;

б) глубокое изучение и практическое использование в плановой работе достижений современной отечественной и зарубежной науки и техники, в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики. Материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно технического прогресса, экологизации производства, обеспечении его социальной направленности, а также высокий уровень интенсификации и эффективности;

в) на основе широкого использования  экономических инструментов ориентировать  фирмы, корпорации  на своевременное техническое вооружение, конструкцию и обновление производства, восприимчивость к научному прогрессу. Быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

г) обеспечение в процессе стратегического планирования  органического  единства  стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

д.) повышение степени  достоверности планово-учетной информации, являющейся информационной базой для  расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

е.) постоянное совершенствование технологии разработки всех плановых документов;

ж) обеспечение комплексного использования  всех других элементов методологии  стратегического планирования.

4.Принцип сочетания  общих и локальных интересов  при приоритете интересов более  высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов. Этот принцип означает:

во - первых, объективную  необходимость органической увязки интересов различных классов, социальных слоев, коллективно коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей программ и проектов планов, а также подготовки мероприятий, способствующих их достижению;

во-вторых, при регулировании  воспроизводственных процессов, происходящих в национальной экономике с помощью общегосударственных и региональных целевых, комплексных стратегических программ и планов, решать эти проблемы исходя из приоритета для всех членов общества интересов укрепления его безопасности и других обще человеческих ценностей;

в-третьих, создание с  помощью системы экономических  стимулов, в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых  и кредитных льгот, обеспечения  необходимыми материальными ресурсами, личной коллективной заинтересованности работников в успешном выполнении плановых заданий.

Несогласованность интересов  хозяйствующих субъектов, внутри трудовых коллективов не позволяет управлять  экономическими и социальными процессами, достигать намеченных целей, а отсутствие экономических стимулов трудовой активности людей, ведет к низкой эффективности труда, к разрушению самой экономической системы.

В зависимости от срока  действия планы подразделяются на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, а по преследуемым целим – на стратегические, тактические и оперативные (хотя грани между ними весьма условны).

Внутрифирменное планирование в рамках крупных компаний охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования и программирования.

Если перспективное  планирование призвано определить общие  стратегические цели и направления  развития фирмы, необходимые для  этого ресурсы и этапы решения  поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

 

 

1.2.Стратегические направления  в развитии          конкурентоспособности операционной  деятельности

 

Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, как  отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию  гигантских промышленных объединений.

Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.

Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают  производственные и технические  лидеры высоко развитых государств для  того, чтобы осуществить очередной  рывок в “борьбе за лидерство”.

 Это, прежде всего, относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность - выше.

Конечным результатом  должно стать создание производственных систем нового поколения, которые будут  работать в режиме так называемого  нововведенческого конвейера. Суть этого подхода заключается в том, чтобы нацелить предприятия [6, стр. 198]:

- во-первых, на постоянное  внедрение в производство новых,  более совершенных изделий; 

- во-вторых, на неуклонное  сокращение всех видов затрат  на производство продукции; 

- в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия.

По существу ставится задача объединить в рамках хозяйственных  комплексов нового типа мелкость и  адаптивность мелкосерийного производства низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства.

   Для того чтобы  в наиболее короткие сроки  с минимальными вложениями выйти  на намеченные рубежи, многие  компании собираются сосредоточить  усилия на трех главных направлениях: комплексной автоматизации производственных процессов; совершенствование форм и методов управления, включая организацию производства и развитие технологической базы; развитии кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, активности и лояльности каждого работника. Именно такая конкуренция ресурсов считается наиболее перспективной для того, чтобы создать адаптивные производственные системы нового поколения.

Информация о работе Разработка перспективных направлений развития предприятия