Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка подходов к составлению перспективного плана маркетинговой деятельности в области персонала.
В соответствии с данной целью выделим следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы планирования маркетинга персонала;
- дать оценку внутренних и внешних факторов маркетинга персонала компании;
- разработать план маркетинга персонала для предприятия.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность
в системе управления персоналом.
Введение
Маркетинг персонала в России
становится все более актуален, так как
в некоторых отраслях конкуренция на рынке
труда даже острее, чем на рынках сбыта
и капитала.
Качественно новый уровень
развития экономики не может быть достигнут
без эффективного использования персонала
предприятий и фирм всех форм собственности.
Управление людьми имеет практически
такую же древнюю историю как человечество,
поскольку оно появилось одновременно
с возникновением первых форм человеческих
организаций - племён, общин, кланов. По
мере экономического развития и появления
крупных организаций, управление персоналом
превратилось в особую функцию управления,
требующую специальных знаний и навыков.
В организациях были созданы специальные
подразделения, состоящие из людей, обладающих
такими знаниями и навыками - отделы человеческих
ресурсов. С развитием научно-технического
прогресса и усложнением организаций
во второй половине ХХ века расширились
функции этих отделов - администрирование
льгот и поддержание отношений с профсоюзами,
дополнилось подбором, обучением и развитием
персонала, созданием систем компенсации,
развития карьеры, коммуникации, и значительно
выросло
их значение для организации. Маркетинг
персонала становится одним
из важнейших факторов выживания предприятий
в условиях рыночных отношений. Центры
управления персоналом необходимы на
каждом более или менее крупном предприятии,
а роль руководителя этой службы возрастает.
Он становится одним из основных руководителей
современного предприятия или фирмы.
Маркетинг персонала как инструмент
целенаправленной
и эффективной работы с персоналом является
составной частью стратегии
и тактики выживания и развития предприятия
при рыночных взаимоотношениях.
Эффективному использованию
«человеческих ресурсов» предшествуют
отбор и подбор персонала предприятия.
Этому вопросу уделяется обычно наибольшее
внимание в работе центров управления
персоналом. Ошибка в подборе кадров влечет
за собой цепь непредвиденных осложнений
в работе фирмы, связанных с возможным
перемещением,
а иногда и увольнением сотрудника. В условиях
рыночной экономики все большую значимость
приобретает проблема выхода из кризиса
трудовой активности работников многих
предприятий страны. Разработка
и совершенствование стимулов и мотивов
к труду выходят за рамки научных и познавательных
проблем и все больше ставятся в практическую
плоскость как средство в борьбе с конкурентами
и выживания в условиях рынка. Маркетинг
персонала - ответственный этап в управлении
персоналом. Поэтому в своей работе я хочу
уделить особое внимание рассмотрению
научно-методических принципов и организационных
мероприятий маркетинга персонала, позволяющих
успешно решать кадровые проблемы.
Целью курсовой работы является разработка подходов к составлению перспективного плана маркетинговой деятельности в области персонала.
В соответствии с данной целью выделим следующие задачи:
- рассмотреть теоретические
основы планирования
- дать оценку внутренних и внешних факторов маркетинга персонала компании;
- разработать план маркетинга персонала для предприятия.
Предметом исследования является
маркетинговая деятельность
в системе управления персоналом.
Объектом исследования является ООО Компания «Фермо»
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности в области персонала
1.1 Сущность и виды маркетинга персонала
«Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»[6,с.110].
«Маркетинг - это формирование идеи конкретного продукта, его упаковка и передача в руки публики. Это означает - подготовить продукт, доставить его на рынок, и разместить его там таким образом, чтобы добиться максимально возможного сбыта и максимально возможного отклика» [7,с.112].
Маркетинг персонала - вид деятельности по изучению рынка рабочей силы с целью удовлетворения потребности организации в персонале, выявлении круга источников и путей обеспечения этой потребности. Маркетинг персонала является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников.
Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале[8,с.54].
В последнее время в работе
с персоналом стал преобладать предпринимательско
- рыночный подход, при котором труд, его
условия
и рабочие места рассматриваются как продукты
маркетинга. Западноевропейские компании
используют методы маркетинга в управлении
персоналом с 70-х годов. В существующих
в зарубежных организациях подходах к
определению состава и содержания задач
маркетинга персонала следует выделить
два основных принципа.[8,с.56]
Первый предполагает рассмотрение
задач персонал - маркетинга
в широком смысле. Под маркетингом персонала
в данном случае понимается определенная
философия и стратегия управления человеческими
ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный)
рассматривается в качестве внешних и
внутренних клиентов организации. Целью
такого маркетинга является оптимальное
использование кадровых ресурсов путем
создания максимально благоприятных условий
труда, содействующих повышению
его эффективности, развитию в каждом
сотруднике партнерского
и лояльного отношения к фирме. Фактически
- это «продажа» фирмы своим собственным
сотрудникам. Принцип маркетинга персонала
в его широком толковании опирается на
рыночное мышление, что отличает его от
традиционных административных концепций
управления кадрами.
Второй принцип предполагает
толкование персонал - маркетинга
в более узком смысле - как особую функцию
службы управления персоналом. Эта функция
направлена на выявление и покрытие потребности
предприятия в кадровых ресурсах.
Главное отличие между вышеназванными принципами выделения задач персонал - маркетинга заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.). В узком смысле маркетинг персонала предполагает выделение определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы.
Следует отметить, что оба рассмотренных принципа не противоречат определению маркетинга персонала, данному в начале раздела.
Задача маркетинга персонала
(или «персонал - маркетинга») - владеть
ситуацией на рынке труда для эффективного
покрытия потребности
в персонале и реализации тем самым целей
организации.
Маркетинговая деятельность в области персонала представляют собой комплекс взаимосвязанных этапов по формированию и реализации плана персонал - маркетинга (рис. 1). Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории «производственного» маркетинга.
Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана маркетинга персонала и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ - отправная точка маркетинговой деятельности[16,с.68].
Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно отнести следующие факторы, представленные в таблице 1.
Таблица 1- Внешние факторы маркетинговой деятельности
Наименование фактора |
Характеристика фактора |
Общеэкономическая ситуация и состояние отрасли деятельности |
Анализ данного фактора показывает тенденции экономического развития, конкурентную ситуацию, взаимодействие с профсоюзами, ситуацию в области образования |
Развитие технологий |
Определяет изменение характера и содержание труда, его предметной направленности, которое, формирует изменение требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала |
Особенности социальных потребностей |
Данный фактор позволяет представить структуру потребностей потенциальных сотрудников организации в заданный момент времени общественных, производственных отношений |
Развитие законодательства |
При решении вопросов персонал - маркетинга следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения со временем, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п. |
Кадровая политика организаций конкурентов |
Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики |
Учет данных факторов позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.
Под внутренними факторами
понимаются такие, которые
в значительной степени поддаются управляющему
воздействию со стороны организации. Основные
внутренние факторы представлены в таблице
2[25,с.69].
Таблица 2 – Внутренние факторы маркетинговой деятельности
Фактор |
Характеристика фактора |
Цели организации |
Четкость и конкретность системы целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию маркетинга в области персонала |
Финансовые ресурсы |
Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор альтернативных или компромиссных вариантов в области планирования потребности в персонале, ее покрытие, использование кадров, их подготовки |
Кадровый потенциал организации |
Данный фактор распространяется как на среду маркетинговой деятельности, так и на управление персоналом в целом. Он связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана персонал-маркетинга |
Источники покрытия кадровой потребности |
Данный фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организаций тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целям организации, финансовым ресурсам, тенденциям развития технологий и т.д. |
Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней и внутренней среды организации необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка труда [26,с.79].
В мировой практике принято выделять следующие основные направления маркетинга персонала:
- разработка требований к персоналу;
- определение потребности в персонале;
- расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;
- выбор путей покрытия потребности в персонале.
Информационная функция маркетинга
персонала состоит в создании информационного
базиса, который предоставляет собой основу
планирования в области сегментирования
рынка и коммуникаций
по целевым группам (сегментам рынка).
Она может быть дифференцирована на следующие
более частные функции: изучение требований,
предъявляемых к должностям и рабочим
местам; исследования внешней и внутренней
среды организации; исследование рынка
труда; изучение имиджа организации как
работодателя [27,с.118].
Маркетинговая информационная
система в управлении персоналом представляет
собой систему обмена сведениями, позволяющую
специалистам по маркетингу персонала
анализировать, планировать
и реализовывать маркетинговые мероприятия.
Основой системы маркетинговой информации по персоналу являются источники этой информации, а именно:
- учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;
- учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда;
- аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться по заявкам организаций);
- информационные сообщения служб занятости (бирж труда);
- специализированные журналы и специальные издания, посвященные вопросам трудоустройства, а также общим проблемам управления персоналом;
- рекламные материалы других организаций в особенности организаций-конкурентов;
- беседы специалистов по персоналу-маркетингу с потенциальными сотрудниками организации, с внешними партнерами, с работниками своей организации и т.п.
Маркетинг рассматривает рабочую силу с двух сторон: а) как товар, где главным являются потребительские свойства работников; б) как покупателя, который покупает рабочее место в обмен на свой труд.
При таком подходе мы имеем, с одной стороны, рынок рабочей силы и, с другой стороны, рынок рабочих мест. Как товар рабочая сила оценивается работодателем и зависит от его выбора, его решения. Как покупатель носитель рабочей силы оценивает и принимает решение о выборе рабочего места в зависимости от того, насколько оно способно актуализировать его способность к труду и удовлетворить ожидания[26,с.91].
Многие отечественные организации
под маркетингом персонала подразумевают
только ту работу, которая предшествует
найму кандидата
на вакансию, то есть внешний маркетинг,
не считая собственных сотрудников объектом
маркетинга персонала. В действительности
же рынок персонала в каждый данный момент
действует на каждом предприятии. Смысл
внутреннего маркетинга персонала сводится
к тому, что каждый работник обладает такими
качествами, что может покинуть организацию
и победить в любом конкурсе на новое рабочее
место, но не делает этого, так как его
удерживают благоприятные условия труда
(производственный климат, возможности
развития, оплата труда и т.п.) [27,с.89].
Таким образом, в зависимости от места распространения (поля деятельности) следует различать внешний и внутренний маркетинг персонала.
Информация о работе Разработка плана маркетинговой деятельности в области персонала