Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка подходов к составлению перспективного плана маркетинговой деятельности в области персонала.
В соответствии с данной целью выделим следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы планирования маркетинга персонала;
- дать оценку внутренних и внешних факторов маркетинга персонала компании;
- разработать план маркетинга персонала для предприятия.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность
в системе управления персоналом.
Внешний маркетинг персонала означает, что предприятие концентрирует свои усилия на внешнем рынке рабочей силы. Основной задачей маркетинга персонала является внешнее профилирование предприятия, что, в первую очередь, означает передачу потенциальным кандидатам на вакансию позитивного настроя на организацию и обеспечение ее необходимыми, профессионально пригодными сотрудниками.
1.2 Функции маркетинга персонала
Информационная функция маркетинга
персонала состоит в создании информационного
базиса, который предоставляет собой основу
планирования в области сегментирования
рынка и коммуникаций
по целевым группам (сегментам рынка).
Она может быть дифференцирована на следующие
более частные функции: изучение требований,
предъявляемых к должностям и рабочим
местам; исследования внешней и внутренней
среды организации; исследование рынка
труда; изучение имиджа организации как
работодателя.
В рамках данной функции маркетинг
персонала позволяет собирать информацию
для кадрового планирования. Маркетинг
персонала исследует информацию о требованиях,
которые предъявляют на рынке труда
к должностям работники, к рабочим местам,
изучает внешнюю
и внутреннюю среду организации, исследует
рынок труда и имидж компании как работодателя.
Источниками кадровой информации являются:
- правительственные программы и законы;
- аналитические материалы и статьи;
- службы занятости и трудоустройства;
- специализированные печатные издания;
- интернет;
- рекламная информация других организаций;
- беседы с кандидатами;
- информация учебных заведений;
- беседы с представителями других организаций;
- опросы работников компании;
- специализированные телепередачи.
Информационная функция маркетинга
персонала предполагает изучение требований,
которые предъявляют к профессии, должности
и рабочему месту кандидаты на вакантные
должности.
Требования включают в себя несколько параметров: способности, знания, умения, навыки, опыт работы, личные качества специалиста, психофизиологические характеристики, мотивация, направленность личности, сфера интересов, ценности, обучаемость[27,с.54].
Требования к должности изучаются с помощью квалификационных справочников, классификаторов, аналитических материалов. На основе полученной информации, специалисты по маркетингу персонала составляют внутренние документы, которые содержат необходимые характеристики.
Также предметом исследования является внешняя и внутренняя среда предприятия. К первой относятся политические, экономические факторы, технологии и наука, содержание труда, законодательная база, конкурентная среда. К последней - особенности организации: цели, миссия, стратегия, финансовые возможности, сфера деятельности компании, кадровая политика и т.п.
Выполнение информационной функции маркетинга персонала невозможно без изучения рынка труда, структуры развития персонала, мотивационных установок сотрудников, бизнес-процессов, культуры взаимоотношений и т.п.
Важным этапом является изучение имиджа предприятия как работодателя с точки зрения других компаний, внутренних сотрудников компании и потенциальных работников.
Информационная функция маркетинга персонала позволяет выделять области, в которых могут возникнуть проблемы с человеческими ресурсами и вовремя предпринимать профилактические меры[11,с.174].
Аналитическая функция.
При помощи данной функции, персонал-маркетинг обрабатывает всю полученную информацию, и подготавливает новую информацию для разработки мероприятий, необходимых на повышения конкурентоспособности компании и ее развитие.
Анализ данных производится с помощью специальных методов, которые используют в маркетинге.
Коммуникативная функция (организация системы коммуникаций на предприятии).
Цель коммуникативных мероприятий
- установить контакт
с субъектами рынка труда таким образом,
чтобы полностью удовлетворить потребность
в персонале организации. Коммуникация
налаживается как
с внешним рынком труда, так и с сотрудниками
организации[10,с.169].
Исполнение данной функции включает в себя сегментирование рынка труда по различным параметрам: географическому, демографическому, региональному, экономическому, политическому и т.п.
Сегментирование рынка труда позволяет более эффективно распределять ресурсы организации с целью достижения целей компании.
Коммуникативные связи налаживаются
с помощью служб трудоустройства и занятости
населения, при сотрудничестве с учебными
центрами и заведениями, при помощи кадровых
агентств, через своих сотрудников, через
средства массовой информации, при взаимодействии
с другими работодателями и т.п.[11с.166].
Налаживание связей внутри компании также требует особого внимания и специальных мероприятий и работы. Основополагающим здесь является разработка и продвижение корпоративной культуры, формирование управленческого стиля в компании, собрания и совещания с сотрудниками, внерабочие корпоративные мероприятия, обучение персонала, выпуск корпоративного журнала или газеты, организация спортивного досуга сотрудников, консультирование работников по их персональным проблемам и т.п. Для того чтобы удовлетворять потребности сотрудников относительно работодателя, необходимо устанавливать прочные связи между ними не только в рамках производственного процесса, но и вне рабочего времени.
Маркетинг персонала использует методы, представляющие собой синтез маркетинговых и кадровых методов управления. Главное отличие маркетинга персонала от классических общепринятых в нашей стране методов планирования персонала в том, что маркетинг персонала рассматривает рынок труда именно как рынок, то есть сферу, действующую по рыночным законам. Это позволяет маркетингу персонала повысить конкурентоспособность предприятия.
Маркетинговая информационная
система в управлении
и реализовывать маркетинговые мероприятия.
Основой системы маркетинговой информации
по персоналу являются источники этой
информации, а именно:
- учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;
- учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда;
- аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться по заявкам организаций);
- информационные сообщения служб занятости (бирж труда);
- специализированные журналы и специальные издания, посвященные вопросам трудоустройства, а также общим проблемам управления персоналом;
- рекламные материалы других организаций в особенности организаций-конкурентов [25,с.89].
1.3 Определение требований к персоналу и работодателю
Требования к персоналу со стороны
работодателя формируются
в процессе определения потребности организации
в кадровых ресурсах.
В свою очередь, определение потребности
в персонале должно начинаться
с последовательной разработки ряда документов.
Они позволят выразить потребность в таких
качественных категориях, как: состав
профессий, специальностей, должностей
и рабочих мест в их структурной взаимосвязи,
а также содержание труда на каждом рабочем
месте. Описание содержания труда является
основой для окончательного формирования
состава требований к персоналу. Принимая
сотрудника на работу, работодатель хочет
быть уверенным, что его труд будет иметь
определенный результат. Непосредственное
измерение результата деятельности сотрудника
выражается, как правило, в качестве и
своевременности выполнения им своих
должностных обязанностей[26,с.54].
Параметрами качества в данном
случае могут выступать пригодность результатов
труда к использованию смежными звеньями,
тщательность выполнения заданий, аккуратность,
рациональность и надежность выполнения
целостного организационно-
к самореализации, заинтересованность
в работе в конкретной организации).
Современные условия, в которых
происходит любой производственный или
управленческий процесс, предъявляют
повышенные требования
к профессиональной роли, выполняемой
каждым сотрудником вне зависимости от
той должности, которую он занимает. Сотрудник
организации находится в условиях достаточно
жесткой производственной социализации,
при которой значительное влияние на общую
эффективность трудового процесса оказывают
взаимосвязи любого звена организационной
структуры. В силу этого работодатель
предъявляет повышенные требования к
профессиональному поведению сотрудников.
Оно может выражаться, например, в личной
инициативе или готовности работника
к выполнению возложенных на него задач[23,с.76].
Уровень соответствия потенциального сотрудника отдельным требованиям работодателя затруднительно оценить на этапах отбора персонала, поскольку характер выполнения этих требований может достоверно раскрыться лишь в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Выводы об уровне соответствия таким требованиям могут быть сделаны в ходе периодической деловой оценки штатного персонала или его аттестации. Отчасти помочь в решении этой проблемы может испытательный срок при приеме на работу, но его нормативные временные рамки могут оказаться недостаточными для достоверной оценки[25,с.161].
Итак, следует еще раз подчеркнуть,
что ряд требований, которые работодатель
предъявляет к кандидатам на должность,
достоверно оценить
в процессе отбора персонала затруднительно.
К ним можно отнести личностные качества
сотрудника, необходимые для выполнения
определенной деятельности, способность
к обучению, качество выполнения должностных
обязанностей, выполнение заданий в срок,
личную инициативу и т.п.
Как уже отмечалось,
персонал-маркетинг работает
к работодателю. Учет этих требований
при проведении кадровой политики организации
позволит ей сформировать и поддерживать
на должном уровне собственный имидж,
причем как на внешнем, так и на внутреннем
рынке труда. Как результат - позитивный
имидж работодателя обеспечит эффективный
процесс найма персонала, а также снижение
текучести
и повышение уровня удовлетворенности
трудом у собственных кадров организации.
Отсюда возникает необходимость разработки
достаточно полного перечня потенциальных
запросов к организациям-работодателям,
из которых круг возможных соискателей
может формировать состав
и содержание своих ожиданий и предпочтений.
Для решения этой задачи следует сформулировать
ответ на вопрос: какие основные функции
выполняет труд с точки зрения удовлетворения
потребностей участников трудового процесса[21,с.74].
Анализируя содержание существующих
теорий мотивации, а также опыт их практического
применения передовыми отечественными
и зарубежными фирмами, можно сказать,
что в системе управления трудовой мотивацией
действует два больших класса побудительных
подсистем: монетарная и немонетарная.
Соответственно, можно сказать, что любой
сотрудник ждет от своего работодателя
обеспечения выполнения как монетарной,
так и немонетарной побудительной функции
труда. Относительно обособленной от вышеназванных
стоит функция самореализации в труде,
которая включает в себя такие существенные
мотиваторы, как карьерные шансы сотрудника,
динамика его профессионального развития,
разумная свобода реализации собственных
идей и т.п.
Немаловажная роль трудовых
отношений для отдельного индивида заключается
в том, что он получает дополнительную
возможность
(по сравнению с повседневной внепроизводственной
жизнью) войти
в определенный социум, общаться в нем,
реализовать потребность
в определенном социальном статусе. Другими
словами, труд по отношению
к его участникам выполняет социальную
функцию. И наконец, при поиске работы
человек предполагает, что со стороны
работодателя будет обеспечена его потребность
в правовой, социальной и психологической
безопасности.
Организация-работодатель должна проработать вопрос о том, каким образом она сможет выявлять запросы потенциальных и штатных сотрудников. Причем следует рассматривать эти запросы с двух позиций: как существенные относительно конкретной организации и как преобладающие в целом на рынке труда. Практический опыт некоторых фирм подсказывает, что существует несколько способов, с помощью которых возможно выявление запросов потенциальных и штатных сотрудников[7,с.116].
Предметом анализа и прогнозирования, кроме требований к рабочему месту, является связанная с ним квалификация сотрудника, выраженная через параметры требований к персоналу. На взаимодействии аналитической информации о требованиях к рабочему месту и фактической квалификации персонала базируются мероприятия по его развитию.
Изучение требований к должностям и рабочим местам должно основываться на регламентирующих документах, таких, как:
- общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
- тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих.
Свое конкретное выражение требования к должности должны находить во внутриорганизационных регламентирующих документах:
- описание работы или должности (должностная инструкция), включающие в себя организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должности или рабочего места;
Информация о работе Разработка плана маркетинговой деятельности в области персонала