Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию взаимодействия с внешней средой в ОАО «РИАТ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы влияния внешней среды на деятельность в организации;
2) проанализировать внешнюю среду и оценить ее влияние на деятельность ОАО «РИАТ»;
3) разработать предложения по совершенствованию взаимодействия с внешней средой в ОАО «РИАТ».
Введение……..............................................................................................................3
1. Теоретические основы влияния внешней среды на деятельность
в организации………………………………….........................................................5
1.1. Понятие и основные характеристики внешней среды…….…….…..……….5
1.2. Основные элементы внешней среды организации……………..……………6
2. Анализ внешней среды и оценка ее влияния на деятельность
ОАО «РИАТ»…………………………………….…………...…………................11
2.1. Общая характеристика предприятия……..…………....…......………….…..11
2.2. Внешняя среда и оценка ее влияния на деятельность
ОАО «РИАТ»…………….…………………………………………………...……13
2.3. Факторы, снижающие эффективность взаимодействия
с внешней средой в ОАО «РИАТ»…………..…………………………..……….24
3. Разработка предложений по совершенствованию взаимодействия
с внешней средой в ОАО «РИАТ»…….…….………..………….……………....27
3.1. Необходимость разработки предложений по
совершенствованию взаимодействия с внешней средой организации…...……27
3.2. Предложения по совершенствованию взаимодействия с внешней средой
в ОАО «РИАТ»..………….….……..……………………………………….……..29
Заключение……………………………………………………………….....…..…35
Список использованной литературы
Кроме того, согласно Закону РТ от 27 декабря 2005 г. № 133-ЗРТ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы», правительством предусматривается ужесточение мер в области экологической безопасности, что ставит перед предприятиями задачи по производству продукции соответствующей перспективным экологическим требованиям, а, следовательно, и удорожанию этой продукции и потере клиентской базы.
13. Нехватка квалифицированных
кадров должна привести предпри
14. Введение инноваций
и новых технологий в
Таким образом, по результатам PEST – анализа, к условиям, связанным с факторами внешней среды, относятся: наличие конкурентного рынка; наличие спроса на реализуемый товар; наличие развитой инфраструктуры рынка и доступность информации о нем.
Кроме того, оценка влияния внешней среды на бизнес предприятия была проведена автором на примере Отдела реализации запасных частей (ОРЗЧ). Итак, основными конкурентами ОАО «РИАТ» являются:
1.1. Торговый дом ОАО «ТД ТФК КАМА3» (ОАО Торговый Дом Торгово-Финансовая Компания «КАМАЗ»). По итогам работы за 2010г. числится на первом месте в рейтинге дилеров по реализации запасных частей к автомобилям «КАМАЗ». Основные сделки: из реестра зарегистрированных торговых партнеров: ООО «Техавтоцентр» г. Москва, ООО ПО «Камавторесурс» Красноярский край, ООО «Башкирский автоцентр КАМАЗ» г.Уфа, ООО «Альметьевское УТТ» г. Альметьевск, ООО «Ижевский автоцентр КАМАЗ» г.Ижевск, ОАО «Пермглавснаб» г.Перьм, ОАО «Березнековский автоцентр КАМАЗ» г.Березники, ЗАО «КАМТРИ» г.Балаково, ООО «КамАЗЦентр» г.Абакан, ООО «Икскрим» г.Бийск. Реализует запасные части со скидкой 12% от цены ОАО «ТД ТФК КАМАЗ», при этом имеет огромные складские помещения и всегда в наличии большой выбор запасных частей.
1.2. ООО «РенАвтоЦентр». Получает запасные части с ОАО «ТД ТФК КАМАЗ» со скидкой 16%, реализует их по ценам ниже на 6 - 9%, в зависимости от номенклатуры, относительно цен ОАО «ТФК КАМАЗ». За счет большой суммы предварительной оплаты в ОАО «ТФК КАМАЗ» (более 30 млн. руб. в месяц), ООО «РенАвтоЦентр» имеет привилегированное положение при получении дефицитных запасных частей. Наличие большого запаса товара позволяет отгружать запасные части в сжатые сроки.
1.3. ООО «КАМА3-Дон» и ЗАО «Гранат»
1.4. Региональные Торговые дома ОАО «ТД ТФК КАМАЗ», которые находятся в городах Киров, Ижевск, Сургут, Самара, Саратов, Красногорск, Тюмень, Новосибирск, Кемерово, Сосновоборск (Красноярск), Оренбург, Пермь, Уфа, Сыктывкар и продают запасные части со скидкой от 6% до 12%. Скидка зависит от отдаленности Торгового дома от г. Набережные Челны. Торговые дома играют определяющую роль в ценообразовании в своих регионах, т.к. получают запасные части в ЦЗЧ «ТФК КАМАЗ» на реализацию по низким ценам и имеют льготы при распределении запасных частей высокой ликвидности.
1.5. АПК «Союз». По итогам работы за первое полугодие 2009 года числится на четвертом месте в рейтинге дилеров по реализации запасных частей к автомобилям «КАМАЗ». Основные сделки: ОАО «Тамбовагрокомплекс» г. Тамбов, ООО «Эмпи-САД» г.Тула, ООО «Велес-Авто» г. Ярославль, ООО «Промснабресурс» г. Соликамск.
2. По комплектующим изделиям производства заводов-смежников:
2.1. ООО ПКФ «Тал», который реализует: фильтрующие элементы г. Энгельс; топливную аппаратуру ЯЗДА; рессорную продукцию г. Синельниково.
2.2. ООО «Трансмашкомплект»: поршневые группы г. Кострома; РТИ г. Балаково; фильтрующие элементы г. Ливны; тормозная аппаратура г. Рославль.
2.3. ООО «Комбат»: радиаторы г. Шадринск; рессорная продукция г. Челябинск, ООО «Авто-2000» - генераторы г. Самара, ООО «Сагарион» - РТИ г. Балаково, ООО «Аэро брейк систем» - тормозная аппаратура г. Полтава, ООО «ДТА-Центр» - топливная аппаратура ЯЗДА.
3. Кроме того, серьезную конкуренцию составляют значительное количество (около 15 000) частных предпринимателей и незарегистрированных продавцов, торгующих запасными частями за наличный расчет и не платящих никакие налоги. Продавая запасные части по более низким ценам, они значительно влияют на цены в городе.
Также автором был проведен анализ опыта создания дилерской сети ОАО «РИАТ» и опыта конкурентов по созданию сети розничных продаж.
1. ООО «РИАТ-Алтай». Организация создана как дилер ОАО «РИАТ» для реализации запасных частей в Алтайском регионе. Имеет свой магазин в г. Барнаул. Условия поставки запчастей - отсрочка платежа 40 календарных дней. Первая отгрузка запасных частей - 25.02.00 г. С тех пор постоянный должник ОАО «РИАТ». Постоянная средняя задолженность - около 500 тыс. руб. в течение 1,5 лет. На настоящий момент долг ООО «РИАТ-Алтай» составляет 2 612 853,25 руб. Совместный бизнес весьма неэффективен.
2. ООО «РИАТ» г. Оренбург. Заключен дилерский договор с ОАО «РИАТ» о реализации запасных частей в Оренбургской области. Несколько раз получено небольшое количество запасных частей от ОАО «РИАТ», оплата с опозданием. За это время изучили рынок запасных частей в г. Набережные Челны. Получая в ОАО «РИАТ» запчасти с отсрочкой платежа, приобретали в городе запчасти по более низкой цене за наличные деньги. В дальнейшем сотрудничество по реализации запасных частей прекратилось. Совместный бизнес был неэффективен. Опыт негативен.
3. Опыт конкурентов по созданию сети розничных продаж.
Наиболее объемный опыт создания сети реализации запчастей у фирмы ООО «РенАвтоЦентр». ООО «РенАвтоЦентр» имеет пять магазинов в г. Набережные Челны, дилеры в городах Казань, Ижевск, Чебоксары, Ульяновск, Пермь, Азнакаево, Стерлитамак, Альметьевск. При этом в области реализации запасных частей ООО «РенАвтоЦентр» имеет следующие преимущества перед ОАО «РИАТ»:
- основной вид деятельности предприятия — реализация запасных частей;
- имеется технически оснащенная база для продажи запасных частей, в состав которой входят большие складские помещения с погрузчиками, кранами-штабелерами, штатом грузчиков и кладовщиков, охрана, современный офис, оснащенный оргтехникой, средствами связи, транспортные средства;
- большие оборотные средства, вложенные в продажу запасных частей. К примеру, ООО «РенАвтоЦентр» ежемесячно авансом оплачивает (предоплата) запасные части в ТФК КамАЗ на сумму около 30 млн. руб., на большие суммы приобретает комплектующие у заводов-смежников. При этом постоянные складские остатки составляют не менее 30 млн. руб.;
- низкие цены реализации запчастей;
- менеджмент фирмы тесно связан с руководством ОАО «КАМАЗ» и ОАО «ТФК КАМАЗ».
Таким образом, были выявлены общие проблемы организации собственной сети розничной продажи запасных частей ОАО «РИАТ», которые заключаются в следующем:
- необходимость вступления в конкурентную борьбу на чужой территории, освоенной другими продавцами;
- невозможность реального контроля за ведением бизнеса ввиду удаленности торгового предприятия от головной фирмы;
- большие разовые финансовые вложения и медленная отдача (период создания и роста торговой точки);
- ослабление центра продаж запасных частей (база в г. Наб. Челны в современном состоянии) за счет оттока финансовых средств в региональные торговые предприятия;
- снижение темпов оборачиваемости финансовых средств;
- опасность потери всех финансовых и товарных вложений из-за непорядочности регионального представителя и кризиса.
Источниками поступления запасных частей на рынок являются:
1. Запасные части, узлы и агрегаты производства ОАО «КАМАЗ», при этом продукция сертифицирована, качество хорошее. Среднемесячный объём продаж запасных частей производства ОАО «КАМАЗ» от общего объёма реализации запчастей в ОАО «РИАТ» составляет около 70%.
2. Комплектующие производства заводов-смежников, при этом, продукция также сертифицирована, качество хорошее. Среднемесячный объём продаж запасных частей заводов-смежников от общего объёма запчастей в ОАО «РИАТ» составляет 20 - 25%. Для реализации ОАО РИАТ» приобретает комплектующие в г. Набережные Челны, т.к. на предприятии нет налаженных постоянных связей с производителями, за исключением ЗАО «Рославльский Автоагрегатный завод АМО ЗИЛ» и ЯЗДА. Кроме того, по ряду причин цены на комплектующие изделия в городе Набережные Челны ниже отпускных цен производителя.
3. Запасные части, узлы и агрегаты производства альтернативных производителей, выпускающих одноименную продукцию по более низким ценам. Качество хорошее. Часто не имеют сертификатов. В совокупном объёме продаж ОАО «РИАТ» составляют около 10%. Как и комплектующие изделия, приобретает, как правило, в г. Набережные Челны. Основная причина — доминирующая практика полулегальных схем взаиморасчетов с производителями.
4. Восстановленные и изготовленные кустарным способом запасные части, узлы и агрегаты. Такую категорию запасных частей ОАО «РИАТ» не покупает и не продает.
Таким образом, в г. Набережные Челны по комплектующим изделиям ОАО «РИАТ» не выдерживает конкуренции. В основном реализация комплектующих происходит в составе больших заявок в отдаленные регионы России. Покупателями являются крупные предприятия.
Основные потребители ОАО «РИАТ»:
1.Водители автомобилей КамАЗ, владельцы отдельных автомобилей КамАЗ и мелких частных фирм, специализирующихся на грузоперевозках. В основном покупают запасные части на рынках, в магазинах. Завоевать их, как покупателей, можно имея магазин по продаже запасных частей с широким ассортиментом и рыночными ценами. Используя известное имя ОАО «РИАТ» это вполне реально. На данный момент практически не являются клиентами ОАО «РИАТ» и составляют примерно 3-5 % от общего объёма покупателей.
2. Крупные производственные объединения и акционерные общества, имеющие большой парк автомобилей КамАЗ. Покупают запасные части, как правило, один-два раза в год большими партиями. Удельный вес — 50% от общего количества покупателей ОАО «РИАТ». Характер закупок нестабильный.
3.Государственные (унитарные) предприятия, осуществляющие грузо-перевозки и строительные работы. Удельный вес — около 10% от общего количества покупателей РИАТ. Иногда проблемы с оплатой. Характер закупок нестабильный.
4. Коммерческие организации, занимающиеся продажей запасных частей в других городах. Приобретают запасные части в зависимости от спроса. В ОАО «РИАТ» обычно берут «ответственные» детали, когда хотят быть уверенными в качестве, или оригинальные детали, которые в других местах не поставляются. Удельный вес — около 40% от общего количества покупателей РИАТ. Характер закупок стабильный.
Выводы по результатам анализа:
Рассмотрим еще некоторые отрицательные факторы, снижающие эффективность деятельности ОАО «РИАТ».
2.3. Факторы,
снижающие эффективность
с внешней средой в ОАО «РИАТ»
К числу отрицательных условий и факторов, влияющих на эффективность управления на предприятии можно отнести следующие: постоянные изменения в налоговом, таможенном законодательстве и бухгалтерском учете приводящие к принятию решений об удорожании продукции, а, следовательно, к падению спроса на данную продукцию и снижению привлекательности товара ОАО «РИАТ» а, следовательно, могущих повлиять на изменение деятельности предприятия в будущем; необходимость повышения оплаты труда персонала приводит также к отрицательным значениям (удорожание продукции вследствие повышения расходов на оплату труда и как следствие – потеря клиентской базы).
Рассмотрим конкретные недостатки в области взаимодействия с внешней средой в деятельности предприятия: