Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:30, курсовая работа
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей,
характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное
хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Россия,
вставшая на путь трудных реформ, сталкивается с множеством проблем.
Введение 1
Теоретическая Часть. 4
Глава 1. Понятие Стратегического Планирования 4
1.1. История возникновения стратегического планирования, основные понятия 4
1.2. Сущность и функция стратегического планирования. 5
1.3. Структура стратегического планирования 13
1.4. Преимущества и недостатки стратегического планирования 18
Глава 2. Деятельность Челябинского государственного академического театра драмы им. Наума Орлова. 20
2.1. Общая характеристика организации. 20
2.2 Разработка рекомендаций стратегического
планирования … ……………...……………………… …23
Заключение 30
Приложение 31
Список используемой литературы 41
Следует подчеркнуть, однако, что все эти бюджетные средства используются для финансирования производителя услуг в сфере культуры. Поэтому вполне обоснованной и не лишенной здравого смысла является практика ряда стран, где часть бюджетных средств идет на «непосредственное финансирование потребителя» в социально-культурной сфере. Речь идет не о потребителе вообще, а о тех его группах и категориях, которые нуждаются в некоторых гарантиях бюджетными средствами (малоимущие, дети, этнические меньшинства и т.п.). Представителям таких категорий могут быть выданы чеки (ваучеры, талоны, карточки) на определенный минимум услуг в сфере культуры (библиотечных услуг, музейных и т.п.). Эти чеки и пр. гасятся в соответствующих учреждениях и оплачиваются учреждениям культуры под гарантии бюджета. В этом случае снимается проблема компенсационных выплат незащищенным группам населения, а учреждения культуры начинают «охотиться» за такими клиентами, реализуя тем самым необходимый минимум услуг.
Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.
Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership). Более распространена в современной России другая форма патронажа – foundation – создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.
Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам – тема особая) при оказании поддержки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения.
Следует отметить такой возможный источник финансирования учреждений сферы культуры, как международные проекты и программы. В России в настоящее время довольно активны такие международные организации, как ЮНЕСКО, ИКОМОС, фонды Королевы Великобритании, Принца Уэльского, Фонд Сороса, Международный научный фонд. Гранты на финансирование выделяются юридическим и физическим лицам. Информация о сроках подачи заявок, характере и направлениях возможной поддержки публикуется в СМИ.
И наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.
Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческую деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры – обыкновенный, в принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку, разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности в сфере культуры – в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует страхование деятельности в сфере культуры.
Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что – только на основе бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников.
2.2. Расчеты финансовых и трудовых ресурсов
В результате становления
рынка в России выявилось, что каждая отрасль
стремится создать для себя финансовую
инфраструктуру. В сфере культуры, благодаря
именно ее финансовой слабости, такая
инфраструктура особенно необходима.
Будучи развитой, она обеспечивает развертывание
многоканальных систем финансирования,
единую увязку интересов пользователя,
поставщика, банка учреждений культуры.
В статье 18 Федерального закона РФ «Об
основах бюджетных прав…» исполнительные
и представительные органы власти получили
право в пределах своей компетенции объединять
на договорной основе средства своих бюджетов
со средствами иных бюджетов, а также предприятий,
учреждений и организаций, общественных
объединений и граждан для финансирования
строительства, ремонта и содержания объектов
непроизводственного назначения. Однако
театр, являясь государственным учреждением
культуры, пока не может воспользоваться
этим правом, так как областной бюджет
– единственный источник финансирования.
Фактическое финансирование театра из бюджета в 2010 году составило 7 750 000 рублей, то есть 100 % финансирование за счет областного бюджета в смете доходов и расходов на 2010 г.
Доходы, полученные учреждением культуры от платных форм культурной деятельности (сборы от продажи билетов, доходы от печатной продукции, деятельности студий, клубов по интересам и т.д.), включаются в общий доход и распределяются аналогично бюджетным ассигнованиям.
К внебюджетным источникам финансирования театра можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, которые в 2010 году составили 567 757 рублей (в относительном выражении - 7 % от общей суммы доходов за 2010 г.). Из них:
Наименование услуг, работ |
Сумма,руб. |
Экскурсия за кулисы |
823 |
Фото с артистами |
1 721 |
Продажа программок к спектаклям |
725 |
Продажа театральной атрибутики(сувениры) |
6 500 |
Входные билеты |
223 119 |
Прокат костюмов |
193 093 |
Театральная студия |
137 900 |
Фото в костюмах |
3 876 |
ИТОГО /доходы от внебюджетных источников/ |
567 757 |
Целевые средства и безвозмездные поступления за 2010 год составили сумму в размере 230 078 рублей (в относительном выражении - 3 % от общей суммы доходов за 2010 г.), в том числе:
Источник и объект финансирования / целевые средства и безвозмездные поступления/ |
Сумма,руб. |
Комитет по культуре Администрации Челябинской области – закуп фондов /предметов для декорации/ |
70 000 |
Депутат Челябинской областной Думы Черепанов А.К. – оплата за световое оборудование |
100 000 |
ОАО «Трест «Связьстрой – 5» - оплата за световое оборудование |
60 078 |
ИТОГО /целевое и безвозмездное финансирование/ |
230 078 |
За 2010 год фактические расходы по бюджетным ассигнованиям составили 6 909 860 рублей; экономия составляет 840 140 рублей. Кассовое исполнение - 100 %.
Плановые показатели по фонду оплаты труда (код по КЭСР – 110100) составили 2 104 000 рублей, фактические расходы – 2 094 119 рублей. Экономия составила 9 881 рубль /так как перечислена в январе 2010 года задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2009 год/;
По начислениям на фонд оплаты труда (код по КЭСР – 110200) возник перерасход в сумме 3 246 рублей /задолженность на 1-ое января 2011 года перед Фондом социального страхования/;
Экономия по статье «Оплата отопления и технологических нужд» (код по КЭСР – 110721) составила 10 972 рубля за счет того, что был установлен теплосчетчик, и оплата за теплоэнергию производилась по факту, что снизило расходы;
«Оплата потребления электрической энергии» (код по КЭСР – 110730) перерасход – 1 191 рубль, «Оплата водоснабжения помещений» (код по КЭСР – 110740) – 3 060 рублей; перерасход по данным статьям возник в связи с тем, что не хватило лимита 2010 года;
Расходы на статью «Оплата содержания помещений» (код по КЭСР – 110710) – 10 000 рублей;
Расходы на статью «Расходы на командировки и служебные разъезды» (код по КЭСР – 110400) – 35 000 рублей;
Расходы по статье «Прочие трансферты населению» (код по КЭСР – 130330) составили 238 000 рублей (100 % - ное финансирование);
Плановые показатели по статье «Оплата услуг связи» (код по КЭСР – 110600) – 79 000 рублей. Фактические расходы по данной статье составили 69 454 рублей. Экономия – 9 546 рублей / не проведены расходы за декабрь 2003 года/;
По статье «Транспортные расходы» (код по КЭСР – 110500) возник перерасход в сумме 6 918 рублей /из-за списания услуг за 2009 год/;
По статье «Оплата текущего ремонта зданий и сооружений» (код по КЭСР – 111030) – экономия 60 000 рублей в связи с тем, что не были проведены расходы за ремонт отопительной системы;
По статье «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» - (код по КЭСР – 110350) перерасход в сумме 27 926 рублей, за счет того, что были списаны стройматериалы на текущий ремонт помещений в здании театра в 2010 году;
По статье «Прочие текущие расходы» (код по КЭСР – 111040) - экономия 214 911 рублей / так как была погашена задолженность ОВО при УВД за услуги охраны за 2009 год, а также не проведены расходы по мероприятию «Урал -2010» в сумме 65 000 рублей/;
Анализ по кодам экономической классификации показывает, что в 2010 году в театре допущен перерасход по некоторым кодам по КЭСР в сумме 884 776 рублей.
По внебюджетным источникам за 2010 год фактические расходы составили 648 057 рублей, доходы – 567 758 рублей; превышение расходов над доходами – 80 299 рублей. Доходы от предпринимательской деятельности израсходованы на хозяйственные нужды учреждения, так как бюджетных ассигнований определенно не хватает.
По состоянию на 01.01.2011 года дебиторская задолженность по счету 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - в сумме 1 569 900 рублей и по счету 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги» - в сумме 375 424 рублей. За 2010 год возникшая задолженность ко взысканию реальна. По бюджету задолженность в сумме 798 423 рубля, из них 579 466 рублей – недопоставка мобильного выставочного оборудования и приборов температурно-влажностного режима, 72 100 рублей – оплата по проведению мероприятий, 60 000 рублей – оплата «СМП-231» за ремонт теплосистемы.
По внебюджету задолженность составляет 1 166 901 рубль, из них 1 114 851 рублей – задолженность прошлых лет. 0
Кредиторская задолженность по бюджету составляет 3 363 рубля, по внебюджету – 273 417 рублей, в том числе задолженность прошлых лет 201 600 рублей.
В 2010 году с октября увеличилась оплата труда сотрудников ТМИИ на 33 %, в то же время произошло сокращение численности работающих на 40 единиц с уменьшением фонда оплаты труда на 2011 год. Поэтому увеличение заработной платы сотрудники не ощутили, так как раньше эти вакансии распределялись между ними на доплаты.
На основании данных фактов можно сделать вывод, что бюджетного финансирования явно недостаточно, а оплата услуг непосредственными потребителями, как правило, не возмещает всех расходов.
Об оценке эффективности использования финансовых средств судить рано. Предприятие пытается использовать их как можно эффективнее (например, был установлен теплосчетчик), однако в данное время расходы превышают доходы и финансовых средств не хватает.
ГЛАВА 3. Основные направления повышения эффективности
производства в условиях рыночной экономики
3.1. Основные направления
снижения издержек предприятия
в условиях
рыночной экономики.
Одним из главных резервов
снижения затрат на предприятии является
повышение объемов
Для того, чтобы добиться снижения затрат на одну гривну товарной продукции, необходимо увеличить объем производства в 2003г. до уровня 2001г., т.е. до 18434 тыс. грн. Экономический эффект в этом случае найдется как разность между себестоимостью единицы продукции после внедрения мероприятий по снижению затрат и между себестоимостью единицы продукции 2002г., с которой происходит сравнение. Полученная сумма умножается на объем производства продукции:
Информация о работе Разработка процесса стратегического планирования