Разработка программы адаптации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Основой любой современной организации, безусловно, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад человеческих ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит в первую очередь от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Но даже лучшая система подбора не способна обеспечить должный результат, если не уделить достаточно внимания вопросу адаптации новых сотрудников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Разработка программы адаптации персонала.
1.1 Понятие адаптации, ее цели……………………………………………...4
1.2 Виды и элементы адаптации……………………………………………10
1.3 Типовые проекты разработки системы адаптации и наставничества персонала……………………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………...18
Список литературы…………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

К.р..doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

отношения к компании в целом;

  • освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения;
  • выстраивание системы взаимодействия с коллегами;
  • получение эффективной обратной связи от наставника и линейного

руководителя по итогам испытательного срока.

Плюсы наличия программы адаптации для компании:

  • создание механизма оценки профессиональных и управленческих

компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;

  • выявление недостатков существующей в компании системы подбора;
  • развитие управленческих компетенций наставников и линейных

руководителей;

  • обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и

наставников после окончания  адаптационного периода;

  • повышение лояльности сотрудника компании как к работодателю.

Кроме того, способы включения  новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

 

1.2 Виды и элементы адаптации

Классифицировать адаптационные  мероприятия, проводимые в организации, можно по различным критериям

1. По влиянию на  поведение нового сотрудника:

  • пассивная - новый сотрудник выступает как пассивный объект

адаптационных мероприятий;

  • активная - адаптационные мероприятия побуждают нового сотрудника

стремиться к самостоятельному вхождению в организацию.

2. По воздействию на  личность нового работника:

  • прогрессивная - способствующая развитию личности;
  • регрессивная - не способствующая развитию личности новичков;

3. По уровню:

  • первичная - когда человек впервые включается в постоянную трудовую

деятельность на конкретном предприятии;

  • вторичная - при последующей смене работы.

4. По причинам, вызвавшим необходимость адаптации:

  • при начале трудовой деятельности, когда человек впервые приходит на

постоянную работу в  конкретную организацию;

  • при смене работы;
  • при повышении в должности, когда расширяется круг производственных

контактов работника, повышается уровень решаемых задач и мера ответственности;

  • при понижении в должности, когда человеку необходимо помочь

справиться со стрессовой ситуацией;

  • при увольнении сотрудника, когда организация оказывает ему помощь в

нахождении нового места  работы или в переквалификации.

Введение в рассмотрение трех последних разновидностей адаптации  расширяет само понятие адаптации  как вхождения в организацию, что, возможно, не вполне оправданно. Однако опыт многих организаций свидетельствует о необходимости и такой адаптации.

Можно также выделить еще два вида адаптации:

  • адаптация работника в новой должности;
  • адаптация работника к понижению в должности;

5. По направлениям:

  • производственная;
  • непроизводственная.

Производственная в  свою очередь подразделяется на:

  • профессиональную - активное освоение приемов и способов

осуществления профессиональной деятельности, приобретение необходимых  навыков на рабочем месте;

  • психофизиологическую - приспособление организма работника как

единого целого к условиям трудовой деятельности его результативность и время такой адаптации во многом зависит от физиологии и психологии человека, его здоровья и условий  труда;

  • социально-психологическую - приспособление человека к особенностям

организационной культуры, к первичному коллективу и сложившимся  в нем межличностным отношениям, к существующему стилю руководства;

  • административную - доведение до сотрудника правил внутреннего

распорядка, его должностных  обязанностей, полномочий и ответственности руководителей организации, к которым он может обращаться по тем или иным вопросам;

  • экономическую - убеждение сотрудника в справедливости существующей

в организации мотивационной  системы и получаемого им вознаграждения за свой труд;

Непроизводственная, которая  подразделяется на:

  • адаптацию к социальной инфраструктуре организации - нового работника

знакомят с возможностями  по улучшению жилищных условий, по использованию услуг учреждений общественного питания, образования и культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений и баз отдыха;

  • адаптацию к непроизводственному общению с коллегами - новичка

вовлекают в проводимые в нерабочее время различные  мероприятия организации или  подразделения.

Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

Новому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:

  • используемые в компании технологии и техники;
  • стандарты работы, документация;
  • нормы, нормативы, технические требования;
  • перспективы профессионального и карьерного роста;
  • возможности обучения, повышение квалификации;
  • параметры оценки качества работы.

Психофизиологическая  адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п ).

Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.

К психофизиологической мы отнесем адаптацию к таким  элементам, как:

  • график работы, сдвинутый по отношению к привычному;
  • сменный график работы;
  • ненормированный рабочий день, если сотрудник к этому не привык;
  • длительные командировки;
  • проектная работа

 

1.3 Типовой проект системы адаптации  и наставничества персонала 

Программа адаптации  представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации - их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.

Стандартная программа  адаптации работников включает три  основных этапа:

1. Введение в организацию. Это довольно длительный процесс, занимающий 1-2 первых месяца работы. Процесс введения в организацию должен способствовать усвоению принятых норм и правил и обеспечивать работников необходимой информацией, которая им нужна и которую они стремятся иметь. Спланированная работа по введению работника в организацию предполагает обеспечение его основной информацией об организации и о потенциальных возможностях, предоставляемых сотрудникам. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах, об организационной структуре, порядке работы, расположении подразделений и филиалов и др. Работника знакомят с политикой организации в отношении персонала: принципы найма, дисциплинарные требования, установленные порядки, льготы для работников, возможности для продвижения и др. В процессе введения в организацию обеспечивается не только положительное отношение работников к новому месту работы, но и понимание принципов функционирования организации, прояснение требований и ожиданий со стороны организации. Многие организации издают буклеты, содержащие всю необходимую информацию, связанную с введением работников в организацию.

2. Введение в подразделение обеспечивает руководитель подразделения. Нового сотрудника знакомят с работой подразделения и с сотрудниками. Иногда руководитель назначает одного из работников в качестве куратора новичка на время адаптации.

3. Введение в должность. Непосредственный руководитель нового работника начинает общение с новичком после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Непосредственный руководитель отвечает за ознакомление нового работника с работой и его ролью в подразделении. Руководитель раскрывает перед новым работником основное содержание его профессиональной деятельности и то, какой вклад он может внести в общий успех подразделения и организации в целом. При введении в должность необходимо уделить внимание следующим вопросам:

  • коллеги нового работника и их задачи;
  • общий тип заданий на ближайший период;
  • требования, предъявляемые к работе (производительность, качество и

др.);

  • степень ответственности за результаты работы и значение его работы для

успеха подразделения;

  • ответственный за обучение работника в подразделении (наставник);
  • время начала и окончания работы, время обеденного перерыва и

регламентированных перерывов, если они предусмотрены;

  • дата выдачи заработной платы;
  • место хранения личных вещей.

На данном этапе очень  важна обратная связь. С этой целью  рекомендуется предложить новому работнику  в конце рабочего дня повторно встретиться с руководителем  подразделения и поделиться впечатлениями  о том, как прошел первый день на новом месте работы. Это позволит решить три задачи:

1. Работнику дается  возможность задать вопросы, которые  возникли у него в ходе рабочего дня.

2. Подчеркивается заинтересованность  руководителя в том, чтобы оказать новому работнику любую необходимую помощь.

3. Помогает закрепить верные установки и настрой на напряженную работу.

Об успешной адаптации  нового сотрудника свидетельствуют:

  • отсутствие ощущения дискомфорта на рабочем месте, чувства

Информация о работе Разработка программы адаптации персонала