Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:36, реферат
Конфликт - латинское слово, означающее столкновение. В менеджменте под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. При этом одна и та же информация у разных людей вызывает разную реакцию, порождающую или не порождающую конфликт.
Особого рода специфические межличностные конфликты возникают при сексуальных домогательствах руководителей или коллег по работе.
Конфликт между личностью и коллективом. Производственный коллектив устанавливает определенные нормы поведения. Каждый сотрудник должен придерживаться этих норм, чтобы быть признанным группой и тем самым удовлетворить свои социальные потребности. Конфликт возникает, когда ожидания группы вступают в противоречие с ожиданием отдельной личности. Он возникает, когда личность занимает позицию, отличную от позиции группы. Такая ситуация возможна при выполнении обязанностей руководителя – он может применить дисциплинарные методы, не популярные у подчиненных.
Межгрупповой конфликт. Любая организация состоит из определенных формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Чаще всего они возникают из-за разногласий в целях и интересах функциональных структурных групп. Всякий конфликт имеет свои причины. Наиболее распространенными причинами межгрупповых конфликтов могут быть: ограниченность ресурсов, взаимозависимость задач, различие в целях, отличия в представлениях и ценностях, отличия в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации. Рассмотрим детальнее эти причины.
Ограниченность ресурсов всегда имеет место, и менеджеру трудно разделить материальные, людские и финансовые ресурсы между группами, чтобы достичь общих целей организации. Люди всегда хотят иметь больше, а не меньше, таким образом, необходимость распределять ресурсы почти всегда создает конфликтные ситуации.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где человек или группа зависят в выполнении своих задач от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, то неудовлетворительная работа одного из них становится причиной конфликта. Это относится в значительной мере к матричной структуре, где осознанно нарушается принцип единоначалия.
Различие в целях. Вероятность возникновения конфликта в организации возрастает настолько, насколько велика специализация и разделение ее на группы. Причина в том, что специализированные подразделения сами определяют свои цели и их достижению уделяют больше внимания, нежели целям всей организации.
Отличия в представлениях и ценностях. Представление об определенной ситуации зависит от желания достичь определенной цели. Вместо объективной оценки ситуации люди принимают во внимание только те взгляды и альтернативы, которые, по их мнению, приемлемы для их группы и личных потребностей. Отличия в ценностях – очень распространенная причина конфликтов (например, работник считает, что он всегда имеет право на высказывание своего мнения, а менеджер уверен, что делать это можно только тогда, когда работника об этом спросят).
Отличия в манере поведения и жизненном опыте всегда увеличивают возможность возникновения конфликтов. Как правило, в коллективе всегда найдется человек, который проявляет враждебность, агрессивность и готов спорить по любому поводу. Такие люди (чаще это холерики) создают вокруг себя атмосферу конфликта.
Неудовлетворительные коммуникации. Несвоевременная, искаженная информация является как причиной, так и следствием конфликтов и не позволяет отдельным работникам или группам правильно понимать ситуацию или взгляды других. Такие конфликты часто возникают из-за неспособности менеджера разработать и довести до подчиненных точное описание должностных инструкций, обязанностей. Причиной конфликтов является также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Предрасположены к созданию конфликтных ситуаций и некоторые типы организационных структур, где умышленно нарушается принцип единства распорядительства (матричная организация) либо основное внимание уделяется какой-либо одной специализации (функциональная организация).
По своему значению и влиянию на деятельность организации различают конфликты конструктивные и неконструктивные.
Конструктивным конфликт следует считать, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, разумных аргументов и деловых отношений. Такие конфликты, как правило, находят разумное разрешение и ведут к нормализации отношений между сотрудниками. Иногда их еще называют творческими конфликтами. Причинами возникновения такого рода конфликтов являются недостатки в организации производства и управления, чаще всего это такие объективные причины:
Конструктивный конфликт разрешается путем устранения причин, которые его вызвали. Поскольку причины эти объективно отражают несовершенство организации производства и управления, то их устранение означает не что иное, как усовершенствование производства.
Установлено, что конструктивное разрешение конфликтов определяется, как минимум, такими четырьмя факторами:
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются залогом принятия разумных решений, появление конструктивных конфликтных ситуаций необходимо даже стимулировать, используя их как один из способов решения проблем, но при этом обязательно надо владеть способами решения и выхода из конфликтных ситуаций.
Неконструктивный (деструктивный) конфликт возникает либо в ситуации, когда одна из сторон не желает учитывать интересы оппонента, жестко стоит на своей позиции, либо в ситуации, когда один из участников конфликта старается психологически подавить оппонента, унижает его, использует неприемлемые с точки зрения этики и морали приемы. Таким образом, деструктивный конфликт чаще всего возникает по субъективным причинам, к которым следует отнести ошибочные действия руководителя или подчиненных, а также психологическую несовместимость некоторых работников.
Ошибочные действия руководителей, вызывающие деструктивные конфликты, можно свести к трем видам: нарушение трудового законодательства, нарушение служебной этики и несправедливая оценка менеджером подчиненных и результатов их работы.
Нарушение менеджером трудового законодательства чаще всего проявляется в попытках действовать вне рамок норм и законов. Это чаще всего увольнение работников по инициативе администрации.
Нарушение служебной этики со стороны руководителя проявляется обычно в таких формах:
Несправедливая оценка менеджером подчиненных и результатов их работы вызвана чаще всего:
Важно помнить, что именно слабая информированность
персонала, недостаточно четко разъясненные
требования к работе чаще всего приводят
к тому, что справедливая и объективная
оценка менеджером работы воспринимается
исполнителями как
СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Высший класс руководства:
предвидеть возможность
Разрешение проблемы возможного столкновения противоположных интересов, взглядов и стремлений
Имеет большое значение для любой организации.
Предупреждению конфликтов в трудовом коллективе в значительной мере способствуют такие мероприятия:
Менеджеру важно знать и учитывать в своей повседневной деятельности ожидания подчиненных. Они, как правило, ждут от своего руководителя умения наладить работу, знания дела и перспектив предприятия, справедливого вознаграждения за работу и человеческого отношения к ним.
Руководителю следует
Важно, если менеджер наделен такими личностными качествами, которые позволяют ему быть одновременно официальным и неофициальным лидером.
Существующие структурные методы предупреждения конфликтов включают:
– разъяснения требований к работе;
Разъяснение требований к работе – наилучший способ исключения внутриличностного (ролевого) конфликта. Суть его – в разъяснении того, какие результаты ожидаются от работника или подразделения. Определяются такие параметры, как уровень ожидаемых результатов, пути продвижения информации, система полномочий и ответственности, процедуры и правила.
Использование координационных механизмов – это четко определенная иерархия полномочий и взаимодействия людей, порядок принятия решений и информационные потоки в организации.
Достижение
Систему вознаграждений можно использовать как метод исключения или управления конфликтной ситуацией, осуществляя влияние на поведение людей. Сотрудники, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, которые помогают другим группам и стремятся к комплексному решению проблем, должны быть вознаграждены (премия, благодарность, повышение по службе).
Что касается такой специфичной формы межличностного конфликта, как сексуальные домогательства, то, поскольку до недавнего времени “секса у нас не было”, конфликтов подобного рода тоже “не было”.
На практике нередко такие конфликты бывают спровоцированы женщинами. Определенное провокационное значение могут иметь такие жесты у женщин, как покачивание бедрами, поглаживание себя по икрам, коленям и бедрам, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины.
На наш взгляд, представляют определенный интерес правила поведения, которые были в свое время выработаны командованием ВМС США. Чтобы предупредить обвинения в сексуальных домогательствах, мужчинам рекомендуется регулировать свое поведение по аналогии с сигналами светофора.
Информация о работе Разработка рекомендаций по разрешению конфликтов в коллективах