Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:06, курсовая работа
Развитие рыночной экономики невозможной без конкуренции, свободного предпринимательства, зависимости от своевременных и правильных решений управленца, знания механизмов передвижения капитала и рабочей силы, свободных цен делает важность профессии менеджера чрезвычайной. Управление или менеджмент является важной гранью любой деятельности, без которой невозможно движение процесса. Это особая деятельность, которая имеет свою специфику по выполнению управленческих функций. Как определил еще Анри Файоль, управление или менеджмент основаны на предвидении, планировании, организации, распоряжениях, координации и контроле.
Введение …………………………………………………………………………....................... 4
1 Обоснование выбора объекта управления.……………………………………........................ 7
1.1 Вид деятельности организации …………..…………………………………......................... 7
1.2 История создания и развития объекта ………………………………………........................ 7
1.3 Масштабы деятельности ………………………………………………………...................... 8
1.4 Организационно-правовая форма и характер собственности …………….......................... 8
1.5 Территориальное размещение ………………………………………………......................... 9
1.6 Современное состояние объекта ……………………………………………......................... 9
2 Миссия и ключевые цели организации ………………………………………......................... 10
2.1 Миссия предприятия................................................................................................................. 10
2.2 Цели............................................................................................................................................. 10
3 Выбор и обоснование стратегии развития организации …………………….......................... 13
3.1 Анализ внешней среды …………………………………………........................................... 13
3.1.1Анализ косвенного воздействия …………………………………………......................... 13
3.1.2 Анализ внешних факторов прямого воздействия …………………..….......................... 13
3.2 Анализ внутренней среды ……………………………………………………........................ 15
3.2.1 Маркетинговойсрез ……......………………………………………………......................... 15
3.2.2 Организационный срез…………………..…………………………………......................... 15
3.2.3 Кадровый срез.................……………………………………………………....................... 16
3.2.4 Производственный срез………………….…………………….……………....................... 17
3.2.5 Финансовый срез.…..……...........………..………………………………............................ 18
3.2.6 Культура организации..…………………………………..…………………........................ 18
3.3 Свод анализ................................................................................................................................ 18
3.4 Портфельный анализ................................................................................................................. 20
4 Предложения по формированию системы управления объектом.. …………......................... 23
4.1 Построение “дерева решений” ………………………………………………........................ 23
4.2 Моделирование процесса принятия решений ………………………………........................ 23
4.3 Обоснование изменений в структуре управления …………………………......................... 23
4.4 Предложения по работе персонала....…………………………………………...................... 24
5 Эффективность концепции системы управления ……………………………......................... 26
Заключение ……………………………………………………………………….......................... 27
Список литературы ………………………………………………………..................................... 28
2.2 Цели организации
Основная цель предприятия
ОАО «Электромашина», как и любой
организации – получение
- Минимизация расходов предприятия за счёт экономии, где это возможно;
- Проведение эффективной рекламной кампании, разработанной в маркетинговом срезе;
- Повышение контролируемой доли рынка за счёт эффективной рекламы и соблюдения качества продукции;
- Установление уровня цен максимально соответствующих конкурентной ситуации при возможностях в сложившейся ситуации;
- Поддержание положительного имиджа организации у потребителя за счёт соблюдения качества продукции и соответствующих услуг.
3 Выбор и обоснование стратегии развития организации
3.1 Анализ внешней среды
Организация вынуждена постоянно приспосабливаться к внешней среде, оценивать по её реакции успешность своей деятельности. Организация обращается к внешней среде, чтобы получить информацию и ресурсы, которые она перерабатывает и преобразует в продукцию или услуги. Последние, в свою очередь снова поступают во внешнюю среду.
3.1.1 Анализ среды косвенного воздействия
Экономическая среда. На данный момент экономическая ситуация в России не стабильна. По последним данным Госкомстата в стране наблюдается спад производства, существенное снижение темпов роста валового национального продукта, увеличение темпов инфляции, отсутствие положительных тенденций в плане занятости. Эти факторы и являются основными причинами проблем ОАО «Электромашина». В результате действия этих факторов уменьшается покупательная способность потребителей, что может не дать возможность окупиться затратам в будущем. В сфере экспорта так же существуют определённые проблемы: неопределённость в ситуации с курсом национальной валюты, колебания курсов иностранных валют отрицательно влияют на получение прибыли от экспорта. По официальным прогнозам на 2006 год инфляция составит не более 12%. Реальная же ситуация может существенно отличаться из-за предстоящих выборов в парламент. Это может усугубить рост затрат предприятия. Политико-правовая среда. Налоговое законодательство России не оказывает существенного негативного влияния на работу предприятия. Хотя на предприятии и складывается задолженность в налоговой сфере, выплаты разного рода штрафов и пени удаётся избежать за счёт реструктуризации задолженности. ОАО «Электромашина» не является монополистом в своей отрасли, а потому антимонопольное законодательство на предприятие не распространяется. ОАО «Электромашина» неукоснительно выполняет все экологические нормы, предусмотренные существующим законодательством, заботясь о здоровье российской нации и, прежде всего, о здоровье своих сотрудников.
Демографическая среда. Анализ демографической составляющей макросреды не является актуальным, что вызвано направленностью продукции предприятия, не являющейся конечным продуктом, а требующей дальнейшего использования при производстве конечной продукции. На конкретного потребителя – физического лица направлено только производство товаров народного потребления, которое не является профильным.Клиенты организации.
Так как продукция ОАО
«Электромашина не вся является конечной,
то основными её потребителями являются
предприятия машиностроения, занимающиеся
сборкой готовой продукции (электровозов,
насосных станций, систем и комплексов),
а так же предприятия, использующие
готовую продукцию ОАО «
3.1.2 Анализ среды прямого воздействия.
Конкуренты организации. При сложившемся положении на предприятии конкурентная ситуация в отрасли предельно важна. Это объясняется тем, что при растущих расходах ОАО «Электромашина» не сможет быстро и эффективно реагировать на изменения цен конкурентами, и при их понижении не сможет в ближайшее время отреагировать тем же, так как экономия ещё не позволяет полностью покрывать растущие расходы.
Машиностроительная отрасль, в которой работает предприятие, в нынешнее время переживает не лучшие времена. В течение почти полутора десятков лет нет экономической стабильности, положение практически всё время оставалось критическим за исключением нескольких предыдущих лет. Государство не оставляет деятельность отрасли без внимания, хотя этого и не достаточно. Основными и самыми мощными конкурентами ОАО «Электромашина» являются украинские предприятия. Эти предприятия почти все так же давно работают в отрасли. В основном это мощные крупные предприятия со своей фиксированной долей рынка. Основным преимуществом ОАО «Электромашина» над этими конкурентами – это географическая отдалённость и государственная граница, отделяющая рынки сбыта России и Украины. В отличие от Украины в России машиностроению уделяется большее внимание как в законодательном, так и в фактическом содействии. Это даёт возможность названным конкурентам вытеснять продукцию заграничных предприятий с рынка России, что может затруднить экспорт в эту страну.
Поставщики организации.
Для осуществления производства
предприятие ОАО «
Посредники организации. Предприятие использует посредников только для реализации товаров народного потребления. Это могут быть продовольственные магазины, частные предприниматели, торговые центры.
Реализацией основной продукции занимается отдел сбыта предприятия.
3.2 Анализ внутренней среды.
3.2.1 Маркетинговый срез
Политика ценообразования. Проведение наиболее обоснованной и эффективной, оптимальной ценовой политики в отношении производимой продукции становится в данной ситуации одним из реальных решений основной проблемы предприятия. Цену предприятия планируется удерживать за счёт уменьшающейся амортизации, дальнейшего снижения побочных расходов, заключением более благоприятных договоров с поставщиками. Продвижение товара на рынок. Предприятие проводит рекламную политику, направленную на увеличение продаж с целью максимального покрытия затрат. В основном продажи осуществляются определённому постоянному кругу потребителей, с которыми отношения строятся на рыночных принципах. При реализации продукции используется такие виды рекламы, как целевая рассылка рекламных предложений потенциальным потребителям, размещение прайс-строк и листов в специальных отраслевых изданиях; размещение рекламной информации в специализированных каталогах и справочниках, разработка собственного сайта в сети Интернет, а так же участие в профильных выставках России и на международном уровне. Эти рекламные усилия направлены на расширение клиентурной базы предприятия и увеличение прибыли при покрытии затрат. Рынки сбыта. Предприятие ОАО «Электромашина» – одно из старейших в своей отрасли в России. Соответственно завод имеет определённую часть постоянных заказчиков, сложившуюся за время его существования. В ходе описанной рекламной кампании предусмотрено существенно увеличить рынки сбыта как вРоссии, так и за рубежом. Следует отметить, что в этом году, не смотря на все трудности, предприятию удалось увеличить долю экспорта в общем объёме реализованной продукции выросла до 46,6%. При экспортной продаже по более высоким чем в России ценам, возможно частичное покрытие затрат, хотя это и не решает проблемы. Так же в целом то, что почти половина продукции экспортируется за границу – не лучший показатель ни для предприятия, ни для имиджа страны. Сбытом основной продукции занимается существующий в структуре организации отдел сбыта, побочная продукция в качестве товаров народного потребления реализуется через продовольственные магазины и частных предпринимателей. В сложившейся ситуации, когда важно минимизировать затраты, стоит обратить внимание на административные расходы: их уменьшение наиболее часто используется для этой цели.
Для определения показателя, дающего возможность следить за административными расходами используется отношение числа заказов к соответствующей сумме продаж:
К админ = N з / Σ прод = 0,05
Небольшая величина этого показателя свидетельствует о наличии минимальных административных затрат, то исключает возможность экономии на этом пункте. Подводя итоги маркетинговой деятельности предприятия можно сказать, что существует ряд возможностей уменьшения затрат в этой сфере, которые будут включены в стратегию организации.
3.2.2 Организационный срез
Организационная структура предприятия имеет важное значение при рассмотрении вопроса о минимизации затрат, так как при помощи конструктивного оперирования в этой структуре возможно создать условия для их уменьшения. Структура предприятия включает подразделения основного производства, вспомогательных производств, опытно-конструкторское бюро с подчинённым дочерним предприятием «НИП электрических машин и систем». Наличие такой развитой организационной структуры у предприятия и наличие дочернего предприятия свидетельствует о следующем:
– Предприятие давно работает на рынке и имеет содержательный опыт;
– Существует мощная идеологическая мотивация подчинённых;
– Обеспечивается высокий
технологический уровень
– структура требует развитой системы производственных коммуникаций;
– существенные затраты на коммуникационные процессы.
Такая организационная структура обеспечивает наиболее эффективное осуществление деятельности, включающее разработку конструкции, подготовку и само производство. Организационная структура ОАО «Электромашина» существенно облегчает выполнение конкретных задач организации, но усложняет реализацию установленной на данный момент цели – минимизации затрат. С другой стороны реорганизовать структуру предприятия на данном этапе дороже, чем попытаться улучшить работу в рамках существующей структуры. Этого можно добиться, придерживаясь следующих указаний:
- избегать дублирования функций подразделений;
- предназначение задач исходя из профиля подразделения;
- мотивация активной работы подчинённых для уменьшения времени выполнения задачи.
Затраты на коммуникации в рамках существующей организационной структуры ОАО «Электромашина» и их уменьшение в данном аспекте деятельности организации имеют место важного компонента достижения основной цели.
3.2.3 Кадровый срез
Для снижения затрат на предприятии необходимо проводить правильную кадровую политику. На каждом уровне кадровой политики существует теоретическая возможность экономии средств. На предприятии работает около 860 работников разного уровня квалификации, и это достаточно большое количество, хотя и нормальное для такого большого предприятия как ОАО «Электромашина». Руководство уже проводило ряд сокращений штата в предыдущие периоды, но убедившись в неэффективности таких мер, отказалось от такой политики. В тот момент это давало реальные возможности снижения затрат, но в результате негативных ожиданий сотрудников, уменьшалось качество работы а следовательно и продукции. При составлении стратегии предприятия этот фактор будет учтён и такая политика будет исключена.
Нормальное качественное взаимодействие руководства с персоналом является важным для мотивации работающих. Это может повышать качество работы на предприятии, что не сможет не повлиять положительно на качество продукции.
3.2.4 Производственный срез
Исследуемое в курсовом проекте предприятие ОАО «Электромашина» расположено в городе Хабаровск, и является одним из крупнейших предприятий машиностроительной отрасли.
Основными видами продукции и услуг, производимых ОАО «Электромашина» являются:
- Электрические машины постоянного тока серий 4П, 5П, мощностью от 0,5 до 200 кВт; объём производства – 983 шт. в год;
- Специальные электрические машины морского предназначения серии ПМ; - Силовое электрическое оборудование для магистральных и маневровых тепловозов; объём производства 194 шт.;
- Однофазные тиристорные электрические проборы ЭКТС;
Товары народного потребления такие, как электронасосы «Струмок», «Водограй», «Гном»; объём произодства 92 шт. Важнейшей составляющей эффективности производства является производственный процесс, который проходит каждое изделие предприятия. От этого на прямую зависит качество продукции, выпускаемой на заводе. Ниже представлены общие наиболее характерные составляющие производственного процесса для большинства изделий, производимых на заводе:
- Входной контроль готовых покупных комплектующих деталей и узлов;
- Монтаж и сборка изделия из собственных и покупных комплектующих;
- Наладка и регулировка работы изделия;
- Испытания;
- Упаковка;
- Установка и наладка работы изделия у заказчика.
Информация о работе Разработка системы управления предприятия