Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Заданием для данного курсового проекта является исследование особенностей стратегического управления в условиях олигополии и моделирование деятельности предприятий в рамках олигополистического рынка.
Рассмотрение вариантов решения по вопросам стратегического управления позволит выявить приоритетные направления работы менеджера и организации в целом, предугадать возможные ошибки и показать пути их исправления.

Содержание работы

Введение
1. Структура фирмы и ее связи с внешней средой
2. Описание исходной ситуации
3. Моделирование процесса управления фирмой
3.1. Исходные данные для расчетов
3.2. Принятые стратегии управления фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»
3.3. Отчетная документация фирм
3.3.1. Отчёт по маркетингу фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»
3.3.2. Отчёт о доходах и расходах фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»
3.3.3. Баланс фирм на конец первого квартала
3.3.4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока» за первый квартал
4. Моделирование межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на рынке
4.1. Прогнозирование ёмкости отраслевого рынка
4.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»
5. Моделирование финансово-хозяйственной деятельности фирм в первом квартале
Выводы
Список источников

Файлы: 1 файл

моя курсовая.DOC

— 375.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство культуры Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

университет кино и телевидения»

 

Институт экономики и управления

 

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

на тему: «Разработка стратегии  развития предприятия»

 

 

 

 

                               Выполнил(а):

                               Студент(ка) ФАУ 3-с

                               Бирюкова М.В

                               Руководитель:

                                                                                        к.э.н., доцент

                                                                                              Булочников П.А

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

     Введение 

1. Структура  фирмы и ее связи с внешней  средой 

2. Описание исходной  ситуации  

3. Моделирование  процесса управления фирмой

3.1. Исходные  данные для расчетов 

3.2. Принятые  стратегии управления фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»

3.3. Отчетная  документация фирм 

3.3.1. Отчёт по  маркетингу фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»

3.3.2. Отчёт о  доходах и расходах фирм     «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»

3.3.3. Баланс фирм  на конец первого квартала                       

           3.3.4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»

 за первый  квартал                                                                           

4. Моделирование межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на рынке 

4.1. Прогнозирование  ёмкости отраслевого рынка 

4.2. Распределение  отраслевого рынка между

 фирмами «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»

5. Моделирование финансово-хозяйственной деятельности

фирм в первом квартале  

    Выводы 

Список источников

 

Олигополистический  рынок – очень своеобразная и  своенравная структура. Он действует  по собственным законам, и малейшая ошибка или неточность может сгубить фирму, сделать ее банкротом.

Олигополия  – это рынок, где сосуществуют несколько крупных продавцов, и  вход на который затруднен для  новых фирм. Имеющиеся организации  производят аналогичную продукцию  по сходной цене, качеству и предлагаемым услугам. Отсюда тесная взаимосвязь между ними , которая, с одной стороны, позволяет устойчиво существовать на рынке, а, с другой стороны, по-своему ограничивает свободу каждого из них. Ведь доля каждого из олигополистов настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены, а изменеие цены – к изменению величины прибыли, как частной, так и общей на рынке.

Поэтому в данных условиях так возрастает роль и эффективность неценовых методов конкуренции, позволяющих привлекать покупателя модификациями или новинками, маркетинговыми мероприятиями, сопутствующими услугами и обслуживанием, уровнем качества товара.

Стратегия управления фирмой в условиях олигополии, как и стратегии в условиях других экономических структур, имеет свои отличительные черты и строится с учетом определенных правил. Их знание позволяет осуществлять эффективное руководство предприятием, незнание приводит к значительным экономическим трудностям.

 

 

 

 

 

 

●●●

 

Заданием для  данного курсового проекта является исследование особенностей стратегического  управления в условиях олигополии и  моделирование деятельности предприятий в рамках олигополистического рынка.

Рассмотрение  вариантов решения по вопросам стратегического управления позволит выявить приоритетные направления работы менеджера и организации вцелом, предугадать возможные ошибки и показать пути их исправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура фирмы и ее связи с внешней средой

 

Системное управление фирмой в первую очередь основывается на убеждении, что организацию необходимо рассматривать как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь имеющих разветвленные связи с внешним миром.

После установления своей миссии и целей руководству предприятия необходимо произвести диагностику стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:

● оценка изменений, воздействующих на различные аспекты  текущей стратегии;

● определение  факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов;

● определение  факторов, представляющих больше возможности  для достижения общефирменных целей  путем корректировки планов.

Организация как  открытая относительно обособленная система, зависит от внешнего мира в отношении материальных потоков – поставок ресурсов, энергии, кадров, конкретного спроса потребителей и информационных потоков – законодательных актов, решений различных органов, ситуаций на рынке и т.д. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия. Т.е. иначе говоря, найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней среды. Безусловно, что учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы просто невозможно, в связи с этим возникает проблема определить именно те аспекты, от которых решающим образом зависит деятельность организации.

 

 

К характеристикам  внешней среды могут быть отнесены:

1. Взаимосвязанность  факторов.

2. Разнообразие  факторов.

3. Высокая динамичность  изменений факторов.

4. Неопределенность, как во времени воздействия,  так и по силе воздействия.

Будем считать, что существуют внешние факторы, непосредственно прямо влияющие на поведение организации, и факторы, оказывающие косвенное влияние.

К первым факторам относятся поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты.

Ко второй группе факторов могут быть отнесены технологии, состояние экономики, социокультурные  факторы, политические факторы.

Влияние всех этих факторов, как прямых, так и косвенных  носит конкретный в каждой ситуации характер. Учет их влияния – это собственно искусство управления.

К компонентам  внешней среды, оказывающим влияние  на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся  те, на которые фирма не может  воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно.

Непосредственное  прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.

К факторам прямого  воздействия внешней среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие:

– вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);

– потребители  товара;

– конкуренты;

– контактные аудитории;

– маркетинговые  посредники;

– законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической  деятельности.

Анализ внешней  среды помогает контролировать внешние  по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

1. Экономические  факторы. Некоторые факторы в  экономической окружающей среде  должны постоянно диагностироваться  и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

2. Политические  факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

3. Рыночные факторы.  Рыночная среда представляет  собой постоянную опасность для  фирмы. К факторам, воздействующим  на успехи и провалы организации,  относятся распределение доходов  населения, уровень конкуренции  в отрасли, изменяющиеся демографические  условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические  факторы. Анализ технологической  среды может по меньшей мере  учитывать изменения в технологии  производства, применение компьютерных технологий в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.

5. Факторы конкуренции.  Любая организация должна исследовать  действия своих конкурентов: анализ  будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Факторы социального  поведения. Эти факторы включают  меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).

7. Международные  факторы. Руководство фирм, действующих  на международном рынке, должно  постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

Т.о. анализ внешней  среды позволяет организации  создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в  этой среде.

 

Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Управленческое  исследование внутренних факторов фирмы.

Руководство фирмы  должно выяснить, обладает ли фирма  внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием.

Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.

При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа:

● конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для компании;

● разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;

● рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;

● рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;

● предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;

● эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий);

● прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль).

Анализ финансового  состояния может принести пользу фирме выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.

Весьма важным для длительного выживания фирмы  является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных  и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Может ли  фирма продавать товары или  услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет,  то почему?

 

 

2. Какой доступ  фирма имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она  завязана?

3. Какое оборудование  на фирме?

4. Рассчитаны  ли закупки на снижение величины  материальных запасов и времени  реализации заказа? Существуют ли  адекватные механизмы контроля  над входящими материалами и  выходящими изделиями?

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия