Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Заданием для данного курсового проекта является исследование особенностей стратегического управления в условиях олигополии и моделирование деятельности предприятий в рамках олигополистического рынка.
Рассмотрение вариантов решения по вопросам стратегического управления позволит выявить приоритетные направления работы менеджера и организации в целом, предугадать возможные ошибки и показать пути их исправления.

Содержание работы

Введение
1. Структура фирмы и ее связи с внешней средой
2. Описание исходной ситуации
3. Моделирование процесса управления фирмой
3.1. Исходные данные для расчетов
3.2. Принятые стратегии управления фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»
3.3. Отчетная документация фирм
3.3.1. Отчёт по маркетингу фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»
3.3.2. Отчёт о доходах и расходах фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»
3.3.3. Баланс фирм на конец первого квартала
3.3.4. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности фирм «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока» за первый квартал
4. Моделирование межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на рынке
4.1. Прогнозирование ёмкости отраслевого рынка
4.2. Распределение отраслевого рынка между фирмами «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»
5. Моделирование финансово-хозяйственной деятельности фирм в первом квартале
Выводы
Список источников

Файлы: 1 файл

моя курсовая.DOC

— 375.50 Кб (Скачать файл)

5. Подвержена  ли продукция фирмы сезонным  колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию?

6. Может ли  фирма обслуживать те рынки,  которые не могут обслужить  ее конкуренты?

7. Обладает ли  фирма эффективной и результативной  системой контроля качества? Насколько  эффективно спланирован и спроецирован процесс производства?

Истоки большинства  проблем в организации кроются  в человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать: тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему  вознаграждений, преемственность руководящих  должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников, потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу сотрудников. Культура фирмы (атмосфера или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж корпорации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабевают под действием репутации компании.

Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с  внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

Выработка стратегии  осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных  задач. На этой стадии принятия

решения менеджеру  необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения

поставленных  целей. На основе проведенного анализа  в процессе разработки стратегии  происходит формирование стратегического  мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий.

Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

● ● ●

 

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения.

Продавец находится  в конкуренции не только со своими прямыми “коллегами”, изготовителями идентичного товара, но и с производителями  разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

Задача предприятия  состоит в том, чтобы осваивать  новые рынки, удовлетворять потребности  клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Ведь успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Таким образом обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим стратегическому управлению в его работе придается большое значение.

 

Следует отметить: действующие на нашем рынке фирмы                                       «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»

  будут вести борьбу, и борьба эта будет борьбой стратегий при отсутствии информации конкурентах.

 

 

2. Описание исходной ситуации

 

На рынке кондитерских изделий действуют три акционерные фирмы:

• «LaPetra»

• «Марсель»

• «Сладости Востока»,

деятельность  которых направлена на завоевание  в конкурентной борьбе с другими  фирмами отрасли максимально  возможной доли отраслевого рынка.

Руководствуясь  этой целью, в начале нового квартала менеджерами каждой из этих организаций  принимаются решения по планированию показателей по основным направлениям хозяйственной деятельности фирм, т.е. задаются так  называемые управляющие параметры, а также другие параметры, необходимые для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности фирм за прошедший квартал.

Таким образом  маркетинговая деятельность фирм осуществляется путем задания:

• цены на продукцию;

• бюджета маркетинга;

• инвестиций в  НИОКР.

Как известно, производство товара - это изготовление фирмой на имеющемся у нее оборудовании продукции из сырья, имеющегося на складе. При этом объем выпуска за определенный период напрямую зависит от рыночного  спроса на товар.

Если необходимо увеличение производства, фирма должна провести такие мероприятия, как закупка  нового  оборудования, привлечение дополнительной рабочей силы,  т.е.  запланировать инвестиции на увеличение мощности, или же использовать сверхурочные работы.

Утвержденная  фирмой инвестиционная политика предусматривает решения по вопросам о дальнейшем увеличении мощности предприятия с целью роста объёма выпуска товаров и о увеличении конкурентоспособности производимых товаров. Она также учитывает проведение соответствующих НИОКР по преобразованию старых и разработке новых товаров, обладающих более высоким уровнем качества и технологичностью.

Следует учитывать, что инвестиции на увеличение мощности носят краткосрочный характер и  поэтому реализуются уже в  данном квартале, а инвестиции в  НИОКР носят долгосрочный характер.

Нельзя забывать: количество выпущенной продукции прямо пропорционально изнашиваемости оборудования, т.е. в процессе эксплуатации фирмой станков их производительность снижается. Поэтому менеджеру  в процессе планирования нужно на забывать о соответствующих амортизационных отчислениях.

Согласно производственной программе следует проводить планирование снабженческой деятельности, т.е. планирование обеспечения фирмы на начало каждого квартала сырьём, полуфабрикатами и покупными изделиями. Для этого необходимо своевременное оформление документов на заказ и покупку сырья, погрузка, транспортировка, разгрузка сырья на складе фирмы и его надлежащее хранение. Затраты по этим мероприятиям с учетом уровня инфляции целиком и полностью относятся к снабженческой деятельности.

Планирование  также включает проведение организацией политик по:

    1. дивидендам - выплата дивидендов своим акционерам в конце каждого квартала; стоит отметить, выплата больших дивидендов ведет к снижению возможности инвестирования средств на  увеличение мощности фирмы, на проведение НИОКР и решение других вопросов.
    2. кредитам - потребность в заёмных средствах; если фирма решает взять кредит, то необходимо тщательно оценить к какому увеличению дохода это приведёт и как фирмы собираются погашать проценты и суммы кредита.
    3. коммерческой деятельности - инвестирование свободных средств в портфель ценных бумаг с целью получения дополнительного дохода к основной деятельности.

Обобщая названные направления деятельности фирмы группу управляющих параметров можно представить как схему следующех показателей:     

• цена продукции - Ц,

• бюджет маркетинга - Rмарк,

• объём производства продукции – Nпроизв,

• затраты на заказ сырья - Rзак,

•  затраты на закупку сырья - Зсыр,

•  инвестиции на увеличение мощности – Имощ,

• инвестиции на проведение НИОКР - Инио,

•  дивиденды – Див,

• средства на приобретение ценных бумаг – Дцб,

•  размер кредита - Дкред,

•  процент сверхурочных работ - α св%.

В процессе составления  менеджерами плана деятельности организаций на рассматриваемом  рынке в предстоящий квартал  данные показатели должны быть спланированы для фирм                                       «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока»

таким образом, чтобы в каждой из них  произошло увеличение чистой прибыли не менее чем на 14%, 12% и 13% соответственно.

При этом общая стоимость всей программы может быть определена по формуле:

 

Спр = Rмарк + Зсыр + Rзак + Имощ + Инио + Дцб,

 

т.е. стоимость программы (Спр) = расходы на маркетинг + затраты на заказ сырья + расходы на закупку сырья + инвестиции на увеличение мощности + инвестиции на проведение НИОКР + расходы на закупку ценных бумаг.

Заметим, данная сумма не включает дивиденды. Это объясняется тем, что они согласно выше представленным условиям будут выплачиваться в конце квартала по результатам всей хозяйственной деятельности фирмы из средств от продаж.

Важно то, что  стоимость программы не должна превышать суммы денег, имеющейся в начале квартала на расчётном счёте фирмы за вычетом суммы денег, необходимых для оперативных расходов, связанных   с   функционированием  фирмы   (административные, эксплуатационные, торговые и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

●●●

 

Итак,  принимая во внимание все названные показатели и условия, представим себе, что на неком рынке кондитерских изделий  существуют 3 фирмы: «LaPetra», «Марсель» и «Сладости Востока». Первоначально их финансовые, экономические и производственные возможности, а следственно и доли на рынке, равны.

  Однако с начала нового квартала вступают в силу программы, разработанные менеджерами этих организаций. Это значит, что каждая из фирм выберет собственный план развития, и от того, насколько эффективны принятые менеджерами решения, зависит не только прибыльность организаций, но и    размеры отраслевого рынка вцелом и доля каждой из фирм на этом рынке по-отдельности.

 

 

3. Моделирование процесса управления  фирмой

Для построения и изучения моделей организации работы рассматриваемых фирм используются финансовые, экономические и производные показатели, котрые до момента вступления в силу управленческих решений менеджеров одинаковы для каждой из организации и, соответсвенно, равны доли, занимаемые каждой из них на отраслевом прынке (это можно объяснить тем, что главные менеджеры всех конкурирующих фирм принимали до исходного момента одинаковые решения по значениям управляющих параметров).

В этих условиях построение модели функционирования фирмы  и все расчеты будут производиться на основании следующих исходных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Исходные данные для расчетов

Первичным документом фирмы является баланс на начало первого квартала, который имеет следующий вид и содержание:

 

Актив

Y.e.

Пассив

Y.e.

Здания, сооружения, оборудование

7 641 875

Акционерный капитал

10 000 000

Деньги на расчетном счете фирмы

3 627 505

Нераспределенная прибыль

3 165 130

Ценные бумаги

430 000

Счета к оплате

0

Запасы готовых товаров

165 750

Заемные средства

0

Запасы сырья

1 200 000

Задолженности по зарплате, налогам

0

Незавершенные НИОКР

100 000

   

ОБЩИЙ АКТИВ

13 165 130

ОБЩИЙ ПАССИВ

13 165 130


 

Отметим, что у наших фирм на начало квартала отсутствует  дефицит  бюджета, что является признаком  ее стабильной хозяйственной деятельности и подтверждается равенством величин итогов актива и пассива.

В процессе производства и реализации продукции нужно не забывать о следующих моментах:

1) эксплуатация основных средств фирмы (пункт 1 актива баланса) – оборудование подвергается амортизации, а значит должны производится соответствующие амортизационные отчисления (2,5% за квартал) и инвестиции для реновации основных средств;

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия