Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выбор и обоснование стратегии развития компании ЗАО «Первая помощь» и разработка плана мероприятий по ее реализации. В ходе работы будут решены следующие задачи:
определение сущности стратегического управления, рассмотрение порядка разработки и реализации стратегии развития предприятия, анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию и анализ ее внутренней среды, разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития и составление плана работ. оценка результаты реализации стратегии.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………………3
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления…..…5
1.1 Сущность стратегического управления и его ключевые понятия…………………………………………………………………...…5
1.2 Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия…………………………………………………………..…..12
Глава 2. Анализ технико-экономических данных ЗАО «Первая помощь»…………………………………………………………………..20
2.1 Анализ факторного воздействия внешнего окружения на ЗАО «Первая помощь»…………….…………………………………….20
2.2 Анализ внутренней среды ЗАО «Первая помощь»………..29
Глава 3. Выбор и обоснование стратегии развития ЗАО «Первая помощь»……………………………………………………………………38
3.1 Разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития ЗАО «Первая помощь»………………………..………………………………………….38
3.2 Составление плана работ ЗАО «Первая помощь»..……….47
Заключение…..……………………………………………………………51
Библиография…..………………………………………………………...53

Файлы: 1 файл

Курсовая по мен. Хазиповой А.041 гр..doc

— 377.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение  высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

университет кино и телевидения»

 

Институт  экономики и управления

 

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Менеджмент»

Тема: «Разработка  стратегии развития предприятия»

 

 

 

 

                                                          Выполнила:

Хазипова А.С.,041 гр.

                                                       3 курс, ФаУ

 

                         Руководитель:

к.э.н., доц.  Губченкова А.С.                                                  

 

 

 

Санкт- Петербург

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                            c.

Введение………………………………………………….…………………3

Глава 1. Теоретические основы стратегического  управления…..…5

             1.1 Сущность стратегического управления  и его ключевые понятия…………………………………………………………………...…5 

       1.2 Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия…………………………………………………………..…..12

Глава 2. Анализ технико-экономических  данных ЗАО «Первая помощь»…………………………………………………………………..20

       2.1 Анализ факторного воздействия внешнего окружения на ЗАО «Первая помощь»…………….…………………………………….20

       2.2 Анализ внутренней среды ЗАО  «Первая помощь»………..29

Глава 3. Выбор и обоснование стратегии  развития ЗАО «Первая помощь»……………………………………………………………………38

       3.1 Разработка и оценка вариантов  решения по определению предпочтительного  направления развития ЗАО «Первая помощь»………………………..………………………………………….38

       3.2 Составление плана работ ЗАО  «Первая помощь»..……….47

Заключение…..……………………………………………………………51

Библиография…..………………………………………………………...53

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         В последнее время все больше усиливается внимание к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения.

В системе  рыночных отношений устойчивое функционирование аптечных организаций, в первую очередь, зависит от состава и структуры товарных запасов и от методики управления их движением, а также от   торгового ассортимента, предлагаемого к продаже населению в розничной торговле, который должен соответствовать ожиданиям и представлениям целевой аудитории и выступать ключевым фактором конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Эффективное построение системы управленческого учета и анализа движения товаров в торговой деятельности аптечного учреждения позволяет завоевать устойчивые конкурентные позиции.

Продукция и услуги, предоставляемые аптеками, имеют значение для каждого –  ведь часто от их качества зависят  наши жизни. Это обосновывает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является выбор и обоснование  стратегии развития компании ЗАО «Первая помощь» и разработка плана мероприятий по ее реализации.

В ходе работы будут решены следующие задачи:

    • определение сущности стратегического управления,
    • рассмотрение порядка разработки и реализации стратегии развития предприятия,
    • анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию и анализ ее внутренней среды,
    • разработка и оценка вариантов решения по определению предпочтительного направления развития и составление плана работ
    • оценка результаты реализации стратегии.

Объект  исследования – аптека «Первая помощь». (место нахождения - город Санкт-Петербург, Фрунзенский р-н, ул.Белы Куна,д.16), предмет  исследования - комплекс долгосрочных мер с целью  укрепления жизнеспособности  предприятия  по отношению к её конкурентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ

1.1 СУЩНОСТЬ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

     Слово «стратегия» произошло  от греческого strategos, что в переводе  означает «искусство полководца».Стратегией организации называют совокупность ее главных целей и основных способов их достижения [4,с. 39].

     Именно  от выбранной стратегии зависит направление деятельности организации; на ее основе принимают решения о конкретных товарах и рынках для направления финансовых и трудовых ресурсов, определяют тип конкурентного преимущества [2,с. 67].

    Стратегию можно рассматривать  как детальный всесторонний комплексный  план, направленный на осуществление миссии и достижение целей организации с максимальной эффективностью [7,с. 68].

     В современном мире изменения   во внешней среде, увеличение  количества знаний и информационных  потоков настолько велики, что  планирование стратегии является  наиболее действенным способом  формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей. [11,c. 53].

     По сути сформулированная стратегия  представляет собой набор правил  для принятия решений, которыми  организация руководствуется   в своей деятельности, т.е. стратегию  можно сравнить с зонтиком, под  которым укрываются все управленческие функции [5, c. 58].

Существует  множество классификаций стратегий. Вот главные из них.

      По степени сложности стратегии делятся на простые и сложные. Первые имеют в качестве объекта один хозяйственный процесс, вторые - несколько.

    По сфере осуществления стратегии можно классифицировать на финансовые, кадровые, производственные, маркетинговые и проч.

    По направленности бывают стратегии предпринимательского типа с ориентацией на использование внешних возможностей, и стратегии рационалистического типа, сконцентрированные на развитии внутреннего потенциала. [15].

  Конкурентные стратегии обуславливают  действия организации на рынке с целью достижения конкурентных преимуществ. По мнению американского исследователя М. Портера, выделяется три основных варианта таких стратегий.

1.Стратегия лидерства в низких издержках встречается наиболее часто. Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах.

Реализация  этой стратегии на практике осложняется:

  • инфляцией, удорожающей ресурсы, обесценивающей получаемую прибыль;
  • отсутствием однозначной связи между масштабами деятельности и уровнем издержек;
  • привлекательностью стратегии для конкурентов, находящих собственные методы уменьшения затрат.

2. Стратегия дифференциации связана с производством уникальных видов товаров, что позволяет установить высокую цену на них. Рост числа модификаций приводит к увеличению затрат, но одновременно к объему реализации, а следовательно к прибыли, частью которой можно делиться с поставщиками, привязывая их к себе.

В то же время  у такой стратегии немало слабых мест:

  • дифференциация не безгранична;
  • покупатель не всегда может должным образом оценить уникальность товара или она окажется мнимой;
  • существует опасность снижения привлекательности продукции в результате изменения системы ценностей, появления импортных или аналогичных товаров и т.д. Поэтому предыдущая стратегия полностью не отбрасывается.

3. Стратегия фокусирования предполагает обслуживание узкого сегмента потребителей с особыми запросами, где можно достичь конкурентных преимуществ путем реализации одной из описанных выше стратегий   или обеих вместе. Стратегия целесообразна, когда существуют лица с особыми запросами, четко выделяющиеся на фоне остальных (например, территориально), а ресурсы фирмы невелики и не позволяют обслуживать большие группы покупателей со стандартными потребностями. Считается, что для крупных фирм в целом предпочтительнее придерживаться стратегии дифференциации, для мелких – фокусирования [8, c. 173].

    Вот несколько из существующих определений стратегического управления.

     Стратегическое управление – это деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе проведения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации распределения ресурсов [10, c. 169].

      Стратегическое управление  рассматривается  как деятельность высшего руководства  по управлению организацией в  конкурентной рыночной среде  и является важнейшей составляющей жизни современной деловой организации [12, c. 25].

    Таким образом, авторская точка зрения на понятие стратегического управления  такова: стратегическое управление можно отнести к философии или идеологии бизнеса и менеджмента, где значительное место отводиться творчеству высшего руководства и персонала организации.

      К задачам стратегического планирования относятся:

1. Обеспечить  рациональное распределение и  использование ограниченных организационных  ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

2. Обеспечить  эффективное внедрение нововведений  и изменений в организации  производства; осуществление систематического  развития мышления менеджеров  путем формирования организации,  которая может учиться на прошлых стратегических решениях.

3. Обеспечить  быструю адаптацию к внешней  среде в соответствии с требованиями  рынка. Компаниям необходимо адаптироваться  к внешним как благоприятным  возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

4.Обеспечить  внутреннюю координацию, которая  включает координацию стратегической  деятельности для отображения  сильных и слабых сторон фирмы  с целью достижения эффективной  интеграции внутренних операций [16].

В результате раскрытия таких   основных понятий, как:  «стратегия» и «стратегия организации», можно перейти к  рассмотрению  идеи стратегического  управления  [3].

     По своей сути стратегический подход к управлению предлагает ответ на три основных вопроса:

1. Чего мы  хотим добиться в результате нашей деятельности? (Модель желаемого состояния). Здесь речь, прежде всего, идет о постановке целей, исходя из видения  руководством фирмы своего бизнеса в определенном будущем.

2. Кто мы в настоящее время? (Модель реальной ситуации).   Оценивая потенциальные возможности компании в частности организационного потенциала (маркетингового, производственного, финансового, кадрового и т.п.), руководители должны определить, чего реально может добиться организация и какими ресурсами она обладает для достижения намеченных целей.

3. Как перейти из состояния, в котором находиться в настоящее время организация, в состояние, которое обеспечит достижение поставленных в будущем целей [5,c. 152].

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих 4 функциях:

Планирование -  процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано.    

Организация. Этапы организации:

1. структурная  организация (включает структуру  полномочий и структуру коммуникаций;

2. организация  процесса производства (включает  организацию работы персонала,  работы во времени, работы в  пространстве).  

Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.

Этапы:

1. определение  потребности работников;

2. предоставление  возможности работнику удовлетворить  эти потребности через хорошую  работу. 

Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия