Разработка стратегии развития производства продукции на примере ЗАО “Подгорное” Калачеевского района Воронежской оласти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка стратегии развития производства.
Задачами данного курсового проекта являются:
- рассмотреть теоретические основы разработки стратегии развития производства;
- провести анализ стратегии развития производства на предприятии;
- изучить направления совершенствования стратегии производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Содержание стратегии развития производства
1.2. Элементы и этапы разработки и реализации стратегии.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЗАО «ПОДГОРОНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Природно-климатическая характеристика ЗАО «Подгорное»
2.2. Анализ размеров и эффективности продукции ЗАО «Подгорное»
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ПОДГОРОНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

KURSOVOJ_PROEKT (1).docx

— 78.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 «Воронежский государственный аграрный университет

имени императора Петра  I»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра управления и маркетинга в АПК

 

 

Курсовой проект

по дисциплине: «Стратегический  менеджмент»

 

На тему: «Разработка стратегии развития производства продукции на примере ЗАО “Подгорное” Калачеевского района Воронежской оласти»

Выполнила: студентка ЭМ-3-2

Шишкина Анна Александровна

Проверила:  ассистент 

Федулова Ирина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж – 2013 г.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
    1. Содержание стратегии развития производства
    1. Элементы и этапы разработки и реализации стратегии.
    1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЗАО «ПОДГОРОНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
    1. Природно-климатическая характеристика ЗАО «Подгорное»
    1. Анализ размеров и эффективности продукции ЗАО «Подгорное»
    1. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ПОДГОРОНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Новым явлением в управлении отечественных  предприятий при переходе к рыночной экономике становится необходимость самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития на уровне предприятия.

Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить  альтернативные пути деятельности фирмы  и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в  процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом  концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и  их контроль.

Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости  от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий.

Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная  цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит  долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь  четкую, разделяемую всеми концепцию  фирмы и ее будущего. Приверженность конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение  должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор  влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых  стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.

Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).

Данная тема курсового проекта актуальна, так  как для каждого предприятия  играет важную роль выбор правильной стратегии. Развитие производства какой-либо продукции необходимо для эффективности производства, улучшения финансового положения и улучшения конкурентоспособности предприятия. При выборе неправильной стратегии предприятия возможны такие последствия, как спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.

Целью работы является разработка стратегии развития производства.

Задачами данного курсового  проекта являются: 
- рассмотреть теоретические основы разработки стратегии развития производства; 
- провести анализ стратегии развития производства на предприятии; 
- изучить направления совершенствования стратегии производства.

Объектом исследования является предприятие  ЗАО «Подгорное» Калачеевского района Воронежской области.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой  проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и  энциклопедическая литература, комментарии  к законодательству) и научные  статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. 

В данной курсовой работе использовались диалектический, экономико-математический, экономико-статистический и другие методы исследования.

 

    1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
      1. Содержание стратегии развития производства.

Стратегический  менеджмент – это процесс принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует, и позволяющий достигнуть намеченных целей.

Стратегия — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Стратегия организации  – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

В рыночной экономике предприятие  постоянно вынуждено приспосабливаться  к усиливающейся нестабильности внешней среды и в первую очередь  бороться с конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Это объективно требует, чтобы каждое предприятие  вырабатывало и искало свой путь развития в соответствии с требованиями рынка, т. е. чтобы быть финансово устойчивым, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка. Стратегия представляет собой совокупность перспективных планов и задач, которые необходимо выполнить, чтобы достичь поставленных целей.

Цели – это ключевые результаты, к которым стремится предприятие  в своей деятельности. Стратегия  призвана обеспечивать адаптацию предприятия к быстро меняющейся окружающей среде, поэтому она должна отвечать на следующие вопросы:

  • что, в каком количестве и какого качества производить;
  • как и на какие рынки работать;
  • какие действия, как и зачем необходимо осуществлять в первую очередь.

Таким образом, реализация стратегии  может обеспечить постоянное усиление экономической мощи предприятия, повышение  конкурентоспособности произведенных  им товаров и оказываемых услуг.

В общем виде все подходы к  разработке стратегии развития исходят  из необходимости нахождения оптимального состояния между имеющимися на предприятии ресурсами и возможностями по их использованию, с одной стороны, и удовлетворением запросов и требованиями рынка – с другой. Это предполагает хорошее знание возможностей предприятия в техническом, производственном, организационном и экономическом отношениях. К ресурсам и возможностям предприятия обычно относят людские, материальные, технологические, организационные, информационные и финансовые. Совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, называется его потенциалом. Производственные факторы не только дефицитны, но и довольно дороги, поэтому с позиции эффективности имеет решающее значение то, как они будут использованы. Многое зависит от масштабов производства, а также от соответствия оборудования, технологии, уровня квалификации работников предприятия возможностям производить те товары, которые необходимы покупателю.

Последовательность процесса выработки  стратегии можно отобразить в  виде цепочки: анализ внешней и внутренней среды – разработка миссии и целей  предприятия – выбор конкретной стратегии развития – реализация стратегии. Сначала анализируется внутреннее состояние и внешняя среда предприятия, его позиция на рынке, динамика развития, потенциала, поведение конкурентов, характеристики выпускаемой продукции, состояние экономики, культурной среды и т. д. Анализ ключевых факторов осуществляется по методу SWOT(Strengths, Weakness, Opportunities, Threats – сильные и слабые стороны, возможности и опасности). SWOT делится на анализ внутренних факторов деятельности предприятия (сильные и слабые стороны) и внешних факторов (возможности и опасности).

Итоги оценки внешних возможностей и опасностей можно выразить через силу воздействия групп факторов: экономических, политических, рыночных, конкурентных, международных, социальных и производственно-технологических. Среди факторов последней группы здесь следует выделить состояние производства на внешних для предприятия участках технологических цепей, уровень технологии конкурентов, возможности новых технологических разработок.

Далее определяют, в какой мере предприятие обладает внутренними  силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявляют внутренние слабые стороны, которые  могут усложнить проблемы, связанные  с внешними опасностями. Здесь рассматриваются  структура и организационный  потенциал предприятия, использование  имеющегося производственного потенциала, состояние каналов сбыта и  сети послепродажных услуг.

В результате анализа стратегия  разрабатывается на основе сильных  сторон (с одновременным добавлением  недостатков), при этом учитываются  внешние источники возможностей и опасностей.

После анализа внешней и внутренней среды разрабатываются миссия и  цели предприятия. Миссия – это концепция бизнеса, где кратко изложено главное предназначение предприятия на достаточно длительную перспективу его существования. Она должна быть просто и четко сформулирована, чтобы быть понятной и своим сотрудникам, и потребителям. Миссия может изменяться в соответствии с требованиями рынка, так как она в первую очередь предусматривает удовлетворение запросов потребителей. После формулировки миссии определяются долгосрочные и краткосрочные цели предприятия.

Процесс выбора стратегии включает разработку нескольких вариантов стратегий, направленных на выполнение поставленных целей.

При выборе стратегии решающим фактором является ее эффективность. В качестве результата от реализации стратегии может выступать показатель:

  • экономического эффекта (рост массы и нормы прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж);
  • социального эффекта (улучшение условий труда, его привлекательности, развитие культуры и образования);
  • технического эффекта (повышение качества и конкурентоспособности продукции);
  • экологического эффекта (снижение степени загрязнения окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов).

Решение о выборе наиболее целесообразной стратегии принимается после  проведенного анализа и оценки. Затем  выбранная стратегия предприятия  реализуется с учетом требований рынка.

 
Главной целью стратегического управления является развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Совокупность  рассмотренных функций и цели определяет сущность стратегического  управления.

Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.

Особенности стратегических решений. Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений.

К числу стратегических решений  следует отнести все решения, затрагивающие основные стороны  деятельности предприятия, ориентированные  на перспективу и принимаемые  в условиях неопределенности.

Стратегические решения имеют  ряд отличительных особенностей. Главными из них являются следующие:

·        инновационный характер;

·        направленность на перспективные цели и возможности;

·        сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;

·        субъективность оценки;

·        необратимость и высокая степень риска.

К числу стратегических решений  можно отнести решения о реконструкции  предприятия, внедрении новой продукции  и технологии, выходе на новые рынки  сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных  изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и  потребителями, преобразование организационной  структуры и т.д.).

Информация о работе Разработка стратегии развития производства продукции на примере ЗАО “Подгорное” Калачеевского района Воронежской оласти