Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:11, курсовая работа
Целью работы является разработка стратегии развития производства.
Задачами данного курсового проекта являются:
- рассмотреть теоретические основы разработки стратегии развития производства;
- провести анализ стратегии развития производства на предприятии;
- изучить направления совершенствования стратегии производства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Содержание стратегии развития производства
1.2. Элементы и этапы разработки и реализации стратегии.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЗАО «ПОДГОРОНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Природно-климатическая характеристика ЗАО «Подгорное»
2.2. Анализ размеров и эффективности продукции ЗАО «Подгорное»
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ПОДГОРОНОЕ» КАЛАЧЕЕВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:
1. Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика).
2. Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики.
Стратегическое поле бизнеса крупных много продуктовых предприятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса.
Стратегическая единица
Концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому рассматривается как важный элемент стратегического менеджмента.
В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегмент – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.
Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора.
Можно предложить следующие критерии выделения бизнес-единиц:
· стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков;
· бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение;
· деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков.
Основной задачей
3. Функциональная сфера деятельности, или подразделени
Процесс стратегического планирования включает четыре этапа:
· структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов);
· определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов;
· распределение ресурсов (составление планов и бюджетов);
· наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.
Основными этапами стратегического
управления являются:
· анализ среды;
· определение миссии и целей организации;
· формирование и выбор стратегии;
· реализация стратегии;
· оценка и контроль выполнения стратегии.
Анализ среды является исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития. Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят на две компоненты: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Целью стратегического анализа является выявление угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон организации (это так называемый SWOT–анализ).
Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов:
· формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;
· определение долгосрочных целей;
· определение среднесрочных целей.
Формулирование и выбор
Реализация стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
· цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии.
· руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;
· в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
2. АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ И
2.1. Природно-климатическая характеристика ЗАО «Подгорное»
ЗАО «Подгорное»
расположено в юго-западном подрайоне
южного агроклиматического района. Климат
зоны, в которой расположено
Исходя из
природно-климатических данных, хозяйство
находится в зоне рискованного земледелия.
Урожайность
Комплексным
показателем влияния тепла и
влаги на урожайность
Административный
и хозяйственный центр
В данный
момент ЗАО «Подгорное» работает
и развивается как
Общая земельная площадь хозяйства составляет 9489 га, в том числе из них пашни 6877 га, сенокосы 676 га, пастбища 1936 га.
2.2. Анализ
размеров и эффективности
Для проведения анализа стратегии развития производства на предприятии необходимы следующие данные о предприятии: показатели размера предприятия, размер и структура земельных угодий, состав трудовых ресурсов, состав и структура основных средств, оснащенность основными средствами и эффективность их использования, динамика валовых сборов, динамика урожайности основных сельскохозяйственных культур, динамика численности поголовья животных, структура товарной продукции, динамика себестоимости 1 ц основных видов продукции, динамика цен на 1 ц продукции, рентабельность производства основных видов продукции.
Рассмотрим таб. 2.1., в которой отображены показатели размера предприятия.
Таблица 2.1. Показатели размера хозяйства
Показатели |
Годы | |||
2010 |
2011 |
2012 |
2012г. В % к 2010 г. | |
Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах всего, тыс.руб. |
1228,8 |
2524,5 |
123484,2 |
100,5 |
в т.ч. в растениеводстве |
674,2 |
2524,5 |
122935,3 |
182,3 |
в животноводстве |
554,6 |
556,0 |
548,9 |
99,0 |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
93944,0 |
67654,0 |
111728,0 |
118,9 |
в т.ч. в растениеводстве |
63692,0 |
43283,0 |
86798,0 |
136,3 |
в животноводстве |
27425,0 |
21142,0 |
21425,0 |
78,1 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. |
50355,0 |
49479,0 |
64248,0 |
127,5 |
Среднегодовая численность работников, чел. |
231,0 |
213,0 |
206,0 |
89,1 |
Поголовье крупного рогатого скота, гол.: |
1580,0 |
1488,0 |
1488,0 |
94,1 |
в т.ч. коровы, гол |
550,0 |
550,0 |
550,0 |
100,0 |
Поголовье свиней, гол |
249,0 |
406,0 |
406,0 |
163,1 |
Продолжение таблицы 2.1.
Площадь сельскохозяйственных угодий, га |
9489,0 |
9489,0 |
9489,0 |
100,0 |
в т.ч. Пашни, га |
6877,0 |
6877,0 |
6877,0 |
100,0 |
Данные таблицы свидетельствуют, что в ЗАО «Подгорное» значительно увеличилась выручка- на 18%. По среднегодовой численности работников данное хозяйство можно отнести к крупному - 321 человека, хотя в 2011 году их численность сократилось на 25 человек. Численность поголовья в 2010 г. по сравнению с 2009 сократилось на 92 гол. Таблица 2.1 свидетельствует о том, что в целом предприятие крупное.
Важнейшим ресурсом
любого сельскохозяйственного
Таблица 2.2. Размер и структура земельных угодий
Показатели |
Годы | |||||
2010 |
2011 |
2012 | ||||
га |
% |
га |
% |
га |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Общая земельная площадь |
9515 |
100 |
9515 |
100 |
4809 |
100 |
Всего сельскохозяйствееных угодий |
9489 |
99,7 |
9489 |
99,7 |
9489 |
99,7 |
из них: пашня |
6877 |
72,2 |
6877 |
72,2 |
6877 |
72,2 |
- сенокосы |
676 |
7,11 |
676 |
7,11 |
676 |
7,11 |
- пастбища |
1936 |
20,3 |
1936 |
20,3 |
1936 |
20,3 |
Прочие угодия |
36 |
0,27 |
26 |
0,27 |
26 |
0,27 |