Разработка технологии контроля на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью работы является выявление специфики организации контроля за деятельностью подчинённых на предприятия сервиса и туризма.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- четко обозначить понятие, функции и концепции управления персоналом;
- исследовать особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии туризма;
- изучить сущность контроля и способы его организации на предприятиях сервиса и туризма;
- дать характеристику исследуемого предприятия;
- рассмотреть способы контроля на примере турфирмы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления персоналом и разработка технологии контроля на предприятии
1.1 Понятие, функции и концепция управления персоналом………………………………………………………………………4
1.2 Особенности технологии управления персоналом на предприятиях индустрии сервиса и туризма……………………………………………………………………………6
1.3 Определение контроля. Виды контроля…………………………………………………………………………19
1.4 Учет и контроль результатов труда работников………………………………………………………………………20
2. Разработка технологии контроля на предприятии в турфирме «Дискавери»
2.1 Характеристика турфирмы «Дискавери»……………………………………………………………………23
2.2 Организация контроля за деятельностью подчиненных в турфирме «Дискавери»……………………………………………………………………25
3. Заключение………………………………………………………………….27
4. Используемая литература ………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 95.74 Кб (Скачать файл)

1. возросла цена ошибок  в работе с персоналом. В условиях  рынка компания, не имеющая сильных кадров, может не выдержать конкуренции;

2. усложнились задачи  работы по управлению персоналом. Необходимость вести бизнес в  условиях острой конкуренции  заставляет компании повышать  требования к сотрудникам. Найти  работников, соответствующих этим  требованиям, становится все труднее.  Еще труднее удержать сотрудников  и сделать так, чтобы они  профессионально развивались;

3. возросла самостоятельность  компаний в работе с персоналом  меньше административного давления, не стало министерств и единых  нормативных актов, которые унифицировали работу с кадрами на совершенно разных по профилю предприятиях. То, как будет вестись кадровая работа, в значительной степени сейчас зависит от самой компании, от инициативы и компетентности ее руководства;

4. появилось новое понятие  - коммерциализация работы с персоналом. Раньше, кроме расходов на содержание сотрудников отдела кадров, других средств на работу с персоналом на предприятиях не существовало. Даже повышение квалификации сотрудников оплачивалось не самими предприятиями, а из централизованного бюджета. Отделы кадров не влияли на расходы по оплате труда работников предприятия. В современных, успешно работающих компаниях кадровые службы имеют свой бюджет. В среднем он может составлять примерно 10 % от фонда оплаты труда персонала компании. Задача кадровой службы - оптимально распорядиться этим бюджетом, расходовать деньги эффективно. Если работники крайне редко уходят из компании, значит, им платят слишком много, возникает перерасход по оплате труда, прибыль снижается. Если сотрудники уходят часто и появляется значительная текучесть, результаты работы ухудшаются, а у компании возникают дополнительные расходы по замене персонала. Кадровая служба обязана хорошо ориентироваться на рынке труда и знать, какова в данный момент рыночная цена того или иного специалиста и как стимулировать заинтересованность персонала в повышении эффективности работы.

Однако, несомненно, главными задачами кадровой работы являются поиск и привлечение качественного человеческого ресурса, и создание условий для полного раскрытия его потенциала. Прежде чем начать процесс подбора персонала, необходимо определиться с потребностями туристской фирмы в кадрах. Данный процесс получил название планирования потребности в персонале. Планирование потребности в сотрудниках нижнего звена базируется на данных об имеющихся рабочих местах, а также об их численности и структуре в будущий период с учетом развития производства и внедрения плана организационно-технических мероприятий, численность специалистов и руководителей - на основе действующей структуры управления и работы по ее совершенствованию, штатного расписания, планов замены вакантных должностей.

План по численности персонала  должен быть увязан с планом по сбыту продукции, финансовым и инвестиционным планом и др. Поскольку исходной точкой в планировании различных показателей является не план производства, а прогноз сбыта продукции, то само планирование приобретает вероятностный характер и его результатом является прогноз тех или иных показателей.

Под воздействием ряда внешних и внутренних факторов с течением времени потребности предприятия в сотрудниках меняются. В целом потребность компании в трудовых ресурсах определяется спросом на ее услуги и уровнем производительности труда. Многие турфирмы уже заняли определенную долю рынка, и им все сложнее увеличивать объемы продаж. Повысить же прибыльность предприятия возможно лишь двумя способами: либо увеличивая объемы продаж, либо сокращая издержки, а большую долю расходов компании в сфере услуг составляет заработная плата сотрудников. Поэтому многие руководители пытаются сэкономить на этой статье расходов. В связи с этим возникает необходимость точной оценки потребности в персонале.

Количественная потребность  в персонале позволяет определить количество сотрудников, необходимое  для решения задач фирмы. Качественная потребность  - это, прежде всего планирование профессионального состава работников, определение квалификации, которой должен обладать каждый из них.

В соответствии с первым подходом кадровое планирование начинается с расчета численности по каждой профессиональной группе, и на основании этого путем суммирования определяется общая численность работников.

1. Определение целей компании  на год и стратегии их достижения, формирование текущей политики в отношении персонала.

В общем виде можно выделить три цели подбора кадров:

1) расширение присутствия  компании по существующим направлениям. Если туристская компания планирует выйти за год на значительный объем продаж, необходимо оценить, какими темпами он будет увеличиваться, и запланировать привлечение новых специалистов.

выход на новый рынок, новое направление. Необходимы сильные специалисты: во-первых, обладающие опытом развития новых направлений, имеющие представление о возможных нестандартных ситуациях и путях их решения, во-вторых, квалифицированные менеджеры по продажам с хорошими навыками презентации, умением убеждать и высоким уровнем обслуживания клиентов. В этом случае можно сочетать внутреннюю ротацию и привлечение новых специалистов;

сохранение позиций компании на достигнутом уровне. Происходит естественная смена персонала.

2. Определение качественной  потребности в персонале. Для  того чтобы получить качественный состав персонала, можно использовать матрицу бизнес-процессов.

Матрица бизнес-процессов  представляет собой таблицу, которая  составляется отдельно на каждый бизнес-процесс (работу). По вертикали в ней указываются действия в бизнес цепочке, по горизонтали - должности сотрудников. На пересечении строк и столбцов указывается, какую функцию предусматривает данная должность относительно данной функции. [9]

3. Определение количественной  потребности в персонале. После выявления всех необходимых функций важно понять, сколько человек в состоянии справиться с поставленными задачами. С этой целью разрабатываются нормативы работы. Для многих отраслей, особенно в промышленности, существуют нормы выработки, однако для многих сфер, в частности и для туризма, таких нормативов нет. Единственный способ в такой ситуации  - это разработать нормативы самостоятельно, используя фотографию рабочего времени сотрудников на тех участках, которые необходимо оптимизировать. Можно проводить как само- фотографию, когда сотрудник сам фиксирует все выполняемые им дела и затраченное на это время, так и наблюдение со стороны.

Для учёта затрат рабочего времени используется следующая  форма (табл. 1.2) [10]

Таблица 1.2

Форма затрат рабочего времени

Выполненная

операция

Время

начала

операции

Время

окончания

операции

Длительность

операции

Код

операции

Примечание


 

Первые четыре пункта заполняются в процессе наблюдения, остальные - в ходе анализа. Использование кода позволяет группировать операции. Объединение в группы производится в зависимости от специфики должности.

Зная нормативы выполнения различных работ и соответствующие  плановые показатели, можно определить, сколько человек необходимо для достижения целей организации.

Однако определение потребности  в основных работниках с помощью  этого метода не всегда возможно, так  как в сфере услуг часто не обеспечивается условие непрерывности процесса производства, поэтому общая численность работников по указанному методу рассчитывается с некоторой погрешностью. При расчете в данном случае нужно использовать коэффициент выполнения нормы выработки, который обеспечивает учет равномерности распределения объема производства услуг в течение отчетного периода и экстраполируется в плановый период.

Данная технология кадрового  планирования достаточно трудоемкая, особенно на этапе описания бизнес-процессов и разработки нормативов. Поэтому на первом этапе можно составить матрицы бизнес-процессов и нормативы только на отдельные виды работ. Кроме того, большинство туристских компаний придерживаются принципа «закрытой кадровой политики» - привлечения дополнительного персонала на сезон, а не увеличение штата постоянных работников. Поэтому в управленческой теории и практике при определении потребности в персонале применяется ряд следующих методов.

Посредством эконометрического  метода потребность в рабочей  силе определяется исходя из предполагаемого  уровня конечного спроса на какой-то год в будущем.

Метод проектирования тенденций или метод экстраполяции предполагает перенос прошлых тенденций к изменению величины совокупной рабочей силы и ее структуры на прогнозируемый период.

Привлекательность метода  - в его простоте. Основной недостаток  - невозможность учесть изменения в развитии организации и внешней среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования в организациях со стабильной организационной структурой, действующих в стабильной внешней среде, что очень большая редкость в отечественном туризме. В связи с этим многие фирмы используют метод скорректированной экстраполяции. Он учитывает изменения в соотношении факторов, определяющих численность сотрудников, рост производительности труда, снижение текучести кадров, повышение заполняемости средств размещения и т. д. [15]

Метод экспертных оценок основывается на мнении руководителей подразделений  относительно потребности в персонале. Менеджер по персоналу собирает, анализирует  и резюмирует их оценки. Для этого  могут быть использованы: групповое обсуждение, письменные отчеты, метод Дельфи (многократная экспертная оценка). Суть последнего метода состоит в том, что результаты первичной экспертной оценки потребности в персонале доводятся до сведения всех членов экспертной группы и подвергаются критическому анализу. Обобщенный результат второй экспертной оценки и составляет прогноз потребности в персонале. Преимущество метода экспертных оценок - участие в планировании управления персоналом линейных менеджеров. Недостаток - трудоемкость процесса сбора и обработки заключений экспертов, а также субъективность последних. [1]

После определения потребности  в персонале наступает очередь  его непосредственного подбора. Суть этого процесса заключается  в том, чтобы с учетом требований к кандидату на имеющуюся вакансию привлечь более или менее подходящих квалифицированных работников для последующей их оценки и приема на работу.

В целом при отборе кадров принято руководствоваться рядом приципов:

a. ориентация на сильные, а не на слабые стороны человека;

b. поиск не идеальных, а наиболее подходящих для данной должности кандидатов;

c. обеспечение соответствия требованиям, предъявляемым содержанием работы, индивидуальным качествам претендента.

В процедуре подбора персонала используются внешний и внутренний рынки рабочей силы, то есть привлекаются либо свои сотрудники, либо люди со стороны. Работники своей организации представляют внутренний рынок, а привлеченные извне – внешний (табл. 1.3).

 

Таблица 1.3 Внутренний и внешний рынки рабочей силы  

Рынки

Преимущества

Недостатки

Внутренний

Появляется возможность  продвижения;

незначительные расходы  при наборе;

знание производства;

знание сотрудников и  их

возможностей;

соблюдение производственного

уровня вознаграждений;

быстрое замещение должности;

свободные места для молодежи

Уменьшается возможность  выбора;

 

высокие расходы на повышение  квалификации; замещение мест и повышение  в должности только ради мира и  спокойствия

Внешний

Большая возможность выбора; новые импульсы для предприятия; поступающий приносит знания другого предприятия и легче завоевывает признание; удовлетворяется потребность в кадрах

Большие расходы при

наборе; способствует текучести

кадров; отрицательное воздействие  на климат в коллективе; нет знания производства; тратится время на испытательный  срок;

замещение должности

требует больших затрат

времени


 

В целом система работы с персоналом предполагает два основных аспекта: поиск сильных работников вне компании и развитие персонала внутри компании. Для каждой компании выбор внешнего или внутреннего рынка будет зависеть от возможностей и ограничений внешней и внутренней среды организации, ситуации на туристском рынке, рынке труда и также в зависимости от целей компании, определяющих цели подбора новых кадров.

1. Формулирование требований к работнику. Исходя из целей организации, корпоративной культуры и ситуации на рынке формируются требования к кандидатам по следующим параметрам:

Информация о работе Разработка технологии контроля на предприятии