Развитие менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в теоретическом осмыслении выбранной темы «Особенности российского менеджмента» и практическом применении теоретических знаний для решения задач по усовершенствованию процесса управления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
проанализировать факторы возникновения менеджмента и подходы к пониманию его экономического содержания;
1)охарактеризовать этапы становления менеджмента как науки;
2)выявить специфику становления и развития менеджмента как науки в развитых странах;
3)аргументировать современную систему взглядов на научный менеджмент;
4)рассмотреть предпосылки возникновения управленческой мысли в России;
5)определить специфику современного отечественного менеджмента и подготовить рекомендации по его усовершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент» 5
1.2. Сущность современных теорий менеджмента в России 12
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 15
2.1 Современная система взглядов на менеджмент 15
2.2. «Менеджмент развития» как вариант российского выбора 18
2.3. Особенность развития менеджмента в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

1495 - МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управленческая деятельность выступает  в современных условиях развития рыночной экономики России одним из важнейших факторов функционирования субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим возникает объективная необходимость изучения истории менеджмента, а также становление и развития его как науки за рубежом и в России, с целью учета прошлых достижений и ошибок управленческого процесса в современных условиях, что способствует оптимизации управленческой деятельности и является мощным двигателем экономического развития любой страны.

Цель работы состоит в теоретическом  осмыслении выбранной темы «Особенности российского менеджмента» и практическом применении теоретических знаний для решения задач по усовершенствованию процесса управления.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

проанализировать факторы возникновения  менеджмента и подходы к пониманию  его экономического содержания;

  1. охарактеризовать этапы становления менеджмента как науки;
  2. выявить специфику становления и развития менеджмента как науки в развитых странах;
  3. аргументировать современную систему взглядов на научный менеджмент;
  4. рассмотреть предпосылки возникновения управленческой мысли в России;
  5. определить специфику современного отечественного менеджмента и подготовить рекомендации по его усовершенствованию.

Объектом исследования является процесс  становления менеджмента как  науки в развитых странах и  России. Предметом исследования являются принципы и методы научного менеджмента.

В первом разделе рассматривается  предпосылки возникновения менеджмента, осуществляется анализ подходов к пониманию  сущности понятия «менеджмент». Обобщаются основные этапы становления менеджмента  как науки.

Второй  раздел посвящен обобщению и анализу современных тенденций научного менеджмента, аргументации научных теорий и принципов управления в России. Выявлению недостатков отечественного менеджмента и разработке рекомендаций по его усовершенствованию.

 

1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент»

 

Понятие «менеджмент» есть общим и  в экономической литературе трактуется по-разному. В нем сведенные воедино  очень разные принципы, роли, виды деятельности и функции. Чаще всего используется это понятие в двух значениях: как функциональное понятие, которое охватывает хозяйственные процессы и функции, которые характеризуют деятельность предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.), и как организационное понятие, которое характеризует субъектов, которые принимают решение, их роль в деятельности предприятия (правление, начальник цеха, мастер). Доминирует функциональный подход, который очерчивает задачи деятельности и хозяйственные процессы, тогда как второй подход концентрирует внимание на роли менеджеров разных организационных уровней. (4; c. 74).

Экономическая категория менеджмент имеет межотраслевой характер и  очень сложную семантику. Довольно часто слово менеджмент используется как синоним к руководству  или управлению предприятием. Менеджмент, управление - это практически игра в дефиниции.

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина «управление», это его синоним, однако не в полной мере. Термин «управление» намного  шире, поскольку применяется к  разным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями; управление, ориентированное на доходность и  прибыльность; деятельность по надзору, который использует особые формы  организации работы, договорные и  контрактные отношения между работой и капиталом; особая область научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской организации и др.

Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, представлены в виде модели (смотри рис. 1.1). (4; c. 80).

Особенности менеджмента как науки  заключаются в том, что менеджмент - это, прежде всего управление людьми, наука о человеке, ее интересах, поведении  и взаимодействии с другими людьми.

Также особенности менеджмента  как науки отражаются в его  тесной взаимосвязи с другими  науками. Во-первых, это междисциплинарная  наука, которая включает теории и  концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследование операций и т.п.

 



 




 


 

Рисунок. 1.1 - Подходы к определению менеджмента

 

Во-вторых, истинность тех или других теорий, концепций менеджмента как  нормативной дисциплины зависит  от поведения людей, их действий и  решений.

В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях человека.

В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знание, а действия, т.е. недостаточно объяснить  определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практике. (5; c. 130).

Для менеджмента как науки естественным критерием достоверности и практической значимости теории и концепций есть успешная деятельность организаций, которые  используют эти теории в своей работе.

Для успешного использования теории на практике менеджеру необходимо критически воспринимать высказывание и утверждение  независимо от авторитета автора, анализировать  ситуацию, которая сложилась, и проверять  действенность теории в конкретных условиях. Такой подход разрешит руководителю самому убедиться в истинности теории и выбрать для достижения поставленных целей наиболее подходящую.

Рассмотрение понятия менеджмент из разных точек зрения открывает  новые горизонты исследования современной  науки управления.

Прежде всего, менеджмент рассматривается  как особый вид человеческой деятельности, направленный на достижение определенной цели или целей организации. Управление как функция реализуется путем  выполнения последовательности управленческих действий, с помощью которых субъект управления влияет на объект управления, которые получили название функции управления. Впервые их состав сформулировал один из основоположников научного менеджмента А. Файоль. В дальнейших разработках состав функций управления дополнялся, в том числе и за счет конкретизации тех или других видов управленческих работ

Менеджмент как процесс отражает стремление теоретиков и практиков  менеджмента интегрировать все  виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку. При  этом внимание фокусируется на согласованности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, есть также процессом. Итак, управление рассматривается как динамично изменяемые в пространстве и времени, но связанные между собой управленческие функции, целью которых являются решения проблем и задач организации. (5; c. 125).

Сущность и содержание процесса управления отражается в его функциях, поэтому его можно рассматривать  и как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации  в целом с целью получения максимальных результатов. Это влияние осуществляет соответствующая категория людей - менеджеры. Не случайно в теории и практике управленческой деятельности менеджмент часто идентифицируется с менеджером, с органами или аппаратом управления.

Менеджмент - это орган или аппарат  управления современными организациями. Аппарат управления является составной  частью любой организации и ассоциируется  с понятием менеджмента. Главная  задача аппарата управления - это эффективное  использование и координация всех ресурсов организации для достижения цели ее деятельности. В современных условиях без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

Процесс управления обеспечивается профессионально  подготовленными специалистами в области управления, которые создают организации и управляют ими через постановку цели и разработку путей ее достижение. Умение ставить и реализовать цель основатель научного менеджмента Ф. Тейлор определил, как искусство точно знать, что нужно сделать и как сделать это наилучшим и дешевым способом. Этим искусством должны владеть соответствующая категория людей - менеджеры, чья работа заключается в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения цели. Они обеспечивают условия для продуктивной и эффективной работы занятых в организации работников и получение результатов, которые отвечают поставленной цели. Итак, главной задачам управленческого аппарата является эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее цели. (6; c. 220).

Менеджмент как наука имеет  свой предмет и методы его изучения, свои специфические проблемы и подходы  к решению их. Научная подпочва этой дисциплины составляет вся сумма  знаний об управлении, накопленная  практикой человеческой цивилизации и сконцентрированная в виде концепций, теорий, способов, систем управления. Менеджмент как наука объясняет природу управленческой работы, устанавливает причинно-следственные связи, обнаруживает факторы и условия, за которые общая работа людей более эффективная. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они дают возможность не только своевременно и качественно управлять текущими делами, а и прогнозировать развитие событий и соответствующим образом разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы, закономерности, функции, принципы, методы управленческой деятельности.

Теоретический плюрализм в трактовках сущности и содержания понятия менеджмент привел к тому, что в специальной литературе у менеджмента имеется много определений. Например, в японской профессиональной литературе сущность и роль менеджмента определяются так: «Рост производительности производства достигается в первую очередь не внедрением передовых технологических методов, хотя они, без сомнения, чрезвычайно важные, а организацией менеджмента». Этим сроком именуется координация и объединения в процессе производства индивидуальных усилий и создание побудительных мотивов работников, которые, во-первых, стимулировали бы координацию и объединение и, во-вторых, оказывали содействие бы сближению взглядов и цели всех или, по крайней мере, большинства участников производства». (6; c. 225).

Во вступительной статье к фундаментальной книге М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» дается такое определение: «Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли».

Дж. Дункан в работе «Основополагающие идеи в менеджменте» отмечает: «Менеджмент - это координация человеческих и других ресурсов с целью решения поставленных организацией задач». Так или иначе, менеджмент - это система управления коммерческими структурами. Он является обобщением теории и практики, которая обеспечивает коммерческий успех прежде всего в масштабах фирмы. Анализ разных определений менеджмента, а также исследование проблем управления на микро равные в условиях становления и развития рыночных отношений в России дает возможность сформулировать такое его определение.

Менеджеры - это профессиональная прослойка управленцев, главная  задача которых - координация и организация  деятельности коллективов на основе учета объективных законов и  закономерностей, т.е. управление на научной основе. Важнейшей чертой профессионального менеджера есть его привлечения к управленческой работе организации за определенную плату. Такой критерий дает возможность отличать эту категорию профессиональных менеджеров от руководителей-владельцев. Если владелец предприятия не хочет или не может управлять лично, он нанимает профессионального управляющего - менеджера, оставляя за собой общий контроль за состоянием дел на предприятии, и несет материальную ответственность. В связи с этим следует отметить, что принципиальной чертой профессионального менеджера является идентификация его интересов с интересами организации, в которой он работает, с помощью системы стимулирования как сервисного механизма.

Менеджмент как практика возник и развивается в связи с необходимостью передачи владельцем организационно-исполнительных функций профессиональному управленцу - менеджеру - для достижения цели организации. Другими словами, появление социального института менеджеров было исторически обусловленная объективным процессом обособления капитала-функции от капитала-собственности.

В экономической литературе, посвященной  современным проблемам управления, понятие менеджмент часто используется как синоним к понятию бизнес. Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», например владелец капитала, который находится в обращении и приносит прибыль. Им может быть деловой человек, в подчинении которой никого нет, или большой собственник, который не занимает, никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и может быть членом ее правления. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, и в его подчинении есть люди. (6; c. 228).

Информация о работе Развитие менеджмента в России