Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:29, курсовая работа
Цель работы состоит в теоретическом осмыслении выбранной темы «Особенности российского менеджмента» и практическом применении теоретических знаний для решения задач по усовершенствованию процесса управления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
проанализировать факторы возникновения менеджмента и подходы к пониманию его экономического содержания;
1)охарактеризовать этапы становления менеджмента как науки;
2)выявить специфику становления и развития менеджмента как науки в развитых странах;
3)аргументировать современную систему взглядов на научный менеджмент;
4)рассмотреть предпосылки возникновения управленческой мысли в России;
5)определить специфику современного отечественного менеджмента и подготовить рекомендации по его усовершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент» 5
1.2. Сущность современных теорий менеджмента в России 12
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 15
2.1 Современная система взглядов на менеджмент 15
2.2. «Менеджмент развития» как вариант российского выбора 18
2.3. Особенность развития менеджмента в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Наиболее ярким подтверждением этого тезиса является тот факт, что до сих пор глава нашего государства воспринимается как последняя и главная инстанция в разрешении противоречий между местными управленцами и населением, и этот факт признан не только населением, в течение многих лет пишущим письма (челобитные) и активно жаждущим попасть на непосредственный прием к главе государства (национальному лидеру) лично или онлайн, но и руководителями нашего государства, регулярно предоставляющими такие возможности населению, и даже теми самыми местными управленцами, которые с каждым годом, по-видимому, руководствуясь печальным опытом предшественников, всё более ужесточают контроль и фильтрацию наиболее доступных им информационных потоков в этом направлении. В данном случае продолжительная практика телеконференций (онлайн-общения) с В. Путиным, за которыми мы регулярно следим, безусловно отражает усилия этих управленцев даже на экране, не говоря уже о том, что именно об этих усилиях говорят желавшие, но не попавшие в результате местной фильтрации на региональные телеплощадки люди. Продолжает и развивает эту, по сути, чисто управленческую технику глобальной обратной связи интернет-деятельность Д. Медведева, предлагающая непосредственную и в сущности нефильтрованную связь с главой государства уже другому поколению, для которого монитор важнее телевизора. Однако цели высокого общения другого поколения всё те же - описание проблем на местах, жалобы на жадных чиновников, некачественных управленцев, упрёки и т. п.
Даже сила конкретной исторической личности, на наш взгляд, вторична в нашей национальной модели управления, поскольку её с успехом может заменять харизма и авторитет верховной власти в целом, а индивидуальные особенности такой личности будут восприниматься большей частью населения как безусловно положительные и единственно возможные. При этом наблюдаемое, но не всегда правильно трактуемое поведение правителей разных рангов служит сигналом для соответствующего поведения общества в целом, хотя при определенных условиях, в том числе внешнем вмешательстве, культивирование негативного восприятия конкретной личности правителя может стать основанием для ниспровержения всей системы власти, как это произошло в октябре 1917 г. Однако воссоздание привычной и понятной вертикали власти после Гражданской войны, состоявшаяся индивидуализация верховного правителя автоматически, на наш взгляд, вернула достаточно привычные (в чем-то патриархальные) отношения народа и власти. Как представляется, в нашей стране любая неопределённость во властной пирамиде порождает неустойчивость системы «власть - народ». Именно поэтому в нашей стране никогда не будет парламентской республики в европейском понимании этого термина, поскольку в здоровом российском национальном сознании власть всегда индивидуализирована, соответственно личность и богоизбранность «доброго царя» (как бы он не назывался) безусловна, в то время как парламент не имеет лица вовсе и воспринимается если не как лишний рот, то лишь как «рабочий инструмент» власти.
Таким образом, национальная модель управления, на наш взгляд, в принципе оказывает безусловное влияние на практическую управленческую деятельность в различных хозяйствующих организациях как прибыльных, так и не прибыльных, поскольку так или иначе автоматически создаёт подобные модели властных отношений на всех уровнях экономической и внутриорганизационных систем управления, т. е. когда руководитель организации также может наделяться сверхестественными чертами.
В нашей стране ещё в советское время система градообразующих предприятий и двойной формы управления (политикопроизводственной) создала касту «богочеловеков» регионального и местного масштаба, когда именно секретари горкомов, обкомов и «красные директора», каждый на своей территории, именно в силу своей должности и полномочий, а не личностных качеств, были абсолютно всесильны и могли, по мнению остальных людей, буквально всё. Решения таких людей на подвластной им территории не оспаривались, а выполнялись без раздумий и разговоров. В то же время в периоды революций (реформ) именно таких людей уничтожают в первую очередь, занимая освободившееся место, но не роняя престижа власти, что подтверждает общее правило, поскольку принудительная смена персоналий, на наш взгляд, не затрагивает системные управленческие отношения в принципе. Интересно, что определенная часть советской партийной номенклатуры, судя по их выступлениям и беседам в то время, не отдавала себе в этом отчет, считая себя особенными именно в силу личностных качеств, а не должностных, и именно этим фактом можно объяснить столь сильные разрушения в системе государственной власти в 90-е годы, когда слово «власть» по отношению к её представителям звучало насмешкой.
В свою очередь, современные российские
бизнес-организации, ставшие пионерами
предпринимательства в
Исключение здесь могут
Безусловно, общая эффективность экономики напрямую зависит от эффективности управления. В социально-экономических системах ключевыми объектами и субъектами управления являются люди. Наиболее эффективно управлять согласно современным теориям могут только те из них, кто одновременно имеет способности, возможности и желание это делать. Если способности к управлению согласно закону нормального распределения не имеет только 5-15 % популяции, то до 85 % имеют такие способности от зачаточных до максимально возможных. Поскольку такие способности можно развивать, используя для этого специальные знания, то в данном случае ключевое значение для нашей страны приобретает профессиональная подготовка.
Содержание теоретической
Так, повсеместное распространение в ХХ в. благодаря процессам глобализации и деятельности международных организаций получила несколько упрощенная версия экономической теории, провозглашающая основной целью производства, абсолютной ценностью и экономической добродетелью исключительно максимизацию прибыли. Понятно, что экономическая теория, безусловно, в определенной степени всегда как наука политически ангажирована, но слишком многие даже не пытались относиться к ней критически до недавнего времени. Между тем такая версия содержит несколько теоретических установок, имеющих важное значение для устойчивости существующих систем социальной защиты. Например, нельзя не заметить, что на практике произошел явный перенос акцентов, и рыночная экономика как «система производства, ... и потребления благ» признается не только автономной, но и как бы первичной по отношению к обществу системой, хотя на самом деле экономика лишь обслуживает общество. Нельзя также не отметить фактический приоритет, скажем так, предложения материальных благ и услуг перед их объективным спросом. Таким образом, роль и власть менеджмента (как аппарата управления) организаций-работодателей может возрастать в той мере, в какой остальное население признается ограниченно дееспособным. Поскольку власть развращает, то как усвоенные аксиомы «научного» менеджмента (победа любой ценой), так и отсутствие личных и корпоративных социально положительных жизненных ценностей и норм у профессиональных менеджеров позволяют им вести себя таким образом, при котором причинение вреда обществу - лишь вопрос времени. Рано или поздно такие менеджеры нарушают закон - юридический, нравственный, религиозный, не только причиняя некий физический вред обществу, но и подавая тем самым пример ненадлежащего поведения окружающим.
Подводя итог, с учетом вышеуказанных тенденций и специфических черт российской модели управления, можно резюмировать, что поскольку профессиональные качества менеджера в настоящее время могут являться ключевыми для обеспечения эффективности деятельности организации, отрасли, региона и т. п., то, по нашему глубокому убеждению, российское высшее образование должно не только давать профессиональные знания, но и формировать позитивное мировоззрение и экономическое мышление молодых специалистов, что всегда и делалось в рамках специалитета. В рамках бакалавриата, к сожалению, возможности сопутствующего (мировоззренческого), а не только узкопрофессионального образования весьма ограничены. Поэтому в идеале профессиональная подготовка менеджеров не должна ограничиваться рамками исключительно специальности «Менеджмент», и поскольку административная карьера может быть доступна выпускнику высших учебных заведений по любой специальности, как связанной, так и не связанной с реальной экономикой, на всех специальностях среднего и высшего образования в обязательном порядке должны даваться, с учетом позитивных черт национальной модели управления, основы теории управления (менеджмента), экономики, государства и права, конфликтологии, социологии и психологии управления, а также управления персоналом. Как нам представляется, только в этом случае можно будет создать мощный управленческий потенциал, готовый к реализации в любой момент времени и ситуации.
Для повышения эффективности
Приложение 1
Принципы менеджмента
Принцип |
Содержание принципа |
Разделение труда |
Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего) |
Полномочия и ответственность |
Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы |
Дисциплина |
Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины |
Единоначалие |
Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником |
Единство действий |
Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану |
Подчиненность личных интересов |
Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидуумов |
Вознаграждение персонала |
Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд |
Централизация |
Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности |
Скалярная цепь |
Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников») |
Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте |
Справедливость |
Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи |
Стабильность персонала |
Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность |
Инициатива |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ |
Корпоративный |
Гармония интересов
персонала и организации |