Развитие понятия менеджмента и школ управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в России, в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска.

Файлы: 1 файл

Общие и особенные черты развития менеджмента в России.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Актуальность. Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в России, в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что порой невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные ситуации, управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района, не говоря уже о более высоких инстанциях.

Для современного менеджмента, уровень которого неуклонно повышается и в России, характерны:

    • стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
    • широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования фирмы или ее подразделений на рынке;
    • постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
    • ориентация на достижение оптимальными способами запланированного конечного результата деятельности фирмы;
    • формирование и использование широкой информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
    • изменение функций планирования с предпочтением планирования перспективного;
    • системный подход к улучшению деятельности фирмы;
    • широкое использование новых информационных технологий;
    • вовлечение всех сотрудников в управленческий процесс;
    • проактивный стиль управления на основе предвидения изменений и принятия гибких решений;
    • опора на инновации;
    • глубокий экономический анализ каждого управленческого решения;
    • способность управлять рисками;
    • возрастание роли маркетинга до ключевой.

Термин «менеджмент» — аналог термина «управление», хотя последний намного шире, поскольку применяется к самым разным видам человеческой деятельности. Можно предложить такое определение: менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на достижение фирмой, работающей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением адекватных принципов, функций и методов экономического механизма.

Целью данной работы является изучение общих черт и особенносте развития менеджмента в России.

Задачами, исходя из поставленной цели, являются:

    • изучение основных этапов развития менеджмента;
    • анализ системы развития менеджмента в России;
    • изучение развития управления в России;
    • изучение особенностей современного менеджмента;

Теоретической базой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по экономике, менеджменту, а так же интернет-ресурсы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.

 

1. Развитие понятия менеджмента и школ управления

1.1. Сущность менеджмента

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управление», считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде. В настоящее время понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Однако понятие «управление» более широкое [7, с. 158].

В фундаментальном смысле «управление» - это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении их данный термин не употребляется.

Именно отделение управленческой работы от производственной привело к возникновению самостоятельного вида деятельности - менеджмента, а затем и соответствующей специфической науки, обеспечивающей потребности профессионалов.

Иными словами, появление термина «менеджмент» - это необходимое уточнение понятия «управление» применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка, т.е. менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

В основе термина «менеджмент» лежит английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука) [7, с. 159].

Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». Поэтому и в современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) группами, коллективами.

Менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и форм управления, направленную на рациональное использование всех ресурсов предприятия (организации) во имя достижения поставленных целей.

В этом определении важно обратить внимание прежде всего на то, что вся указанная совокупность действий направлена на достижение целей организации. Цели - это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие (организация) в своей деятельности. Именно с определения целей работы организации начинается современный эффективный менеджмент. Цели задают вектор необходимых усилий и направленность этих усилий. Для достижения поставленных целей необходимо, согласно определению менеджмента, рациональное использование всех ресурсов, которыми располагает предприятие (организация). Менеджмент дает возможность управлять организацией таким образом, что ее деятельность оптимизируется, т.е. дает максимальный результат в данных конкретных условиях.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Все прочие аспекты имеют место именно потому, что это самостоятельный, значимый, особенный и критически важный вид человеческой деятельности. Как вид человеческой деятельности менеджмент является искусством, наукой, функцией, процессом, профессией людей, аппаратом управления[7, с. 162].

Коротко рассмотрим указанные подходы к определению сущности менеджмента.

Управление как искусство означает способность эффективно применять накопленный опыт на практике. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные системы, на деятельность которых воздействуют разнообразные факторы внешней и внутренней среды[13, с. 94].

Люди, работающие в организации, представляют собой самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду. Чтобы люди направляли свои усилия на достижение целей организации, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накопленная за многие годы и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявленных факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Управление как функция. Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в XVII-XVIII вв. и связано с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента были его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления[13, с. 102].

Управление как процесс. Процессный подход к управлению отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванную в результате чрезмерного увлечения функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. При подходе к управлению как к процессу внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации.

Управление - это люди, руководящие организацией. Данный процесс обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, формирующими организации и управляющими ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

При этом важно умение ставить и реализовывать конкретные цели. Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял управление как искусство точно знать, что предстоит сделать, и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Данным искусством должна обладать определенная категория людей - это менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения определенных целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и для получения результатов, соответствующих этим целям[13, с. 103].

Управление - это аппарат. Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент - специфический орган управления современных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих). Без него организация как целостное образование нe может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента.

1.2. Основные этапы развития менеджмента

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX- XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

В своем развитии за более чем вековой период менеджмент прошел несколько этапов. Школа научного менеджмента. Основателем этой школы принято считать Фредерика Тейлора (1856-1915), американского инженера, разработавшего первую целостную концепцию управления, которую в его честь назвали тейлоризмом. Свои идеи он сформулировал в книгах «Управление предприятием» и «Принципы научного управления», которые посвящены научному управлению в четырех основных областях: нормирование труда, роль менеджеров, отбор и обучение персонала, вознаграждение и принуждение. Тейлор получил образование инженера-механика и работал в сталелитейной компании, в которой и были воплощены основные идеи тейлоризма[4, с. 164].

Необходимо отметить, что во времена Тейлора свой расцвет переживал монополистический капитализм. Предприятия очень быстро росли, а это требовало унификации и стандартизации производства, более эффективного использования материальных ресурсов, времени и рабочей силы. А потому основную цель менеджмента Тейлор видел в повышении производительности труда.

Достичь этой цели, с точки зрения Тейлора, можно было на основе создания научно обоснованных норм выработки, оптимальных приемов и действий. Для этого требовалось тщательное изучение каждого элемента трудового процесса путем выработки многочисленных правил, по которым совершаются операции и которые должны заменить суждения рабочего.

Фактически это означало, что основную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям, в соответствии с которыми должны действовать рабочие. Инструкции вырабатывались в процессе изучения операций, которые должны выполнять рабочие. В этом заключался недостаток концепции Тейлора: она недостаточно учитывала личность рабочего.

В то же время опора на практические исследования дала возможность установить реалистичные требования относительно продолжительности выполнения рабочих операций. Другими словами, стандарты и нормы, которыми руководствовались сторонники научного управления, в большей степени соответствовали возможностям человека. Это позволило также объективно оценивать вклад каждого рабочего в производство и по достоинству оценивать труд каждого из них. Тейлор своими выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно. Он предложил строгую научную систему управления трудовым процессом. Концепция научного управления показала, что оно является самостоятельной областью научных исследований, что его методы и подходы могут быть эффективны в практике достижения конкретных целей организации[4, с. 168]..

Информация о работе Развитие понятия менеджмента и школ управления