Развитие понятия менеджмента и школ управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Изучение новейших особенностей управления компанией имеет первостепенное значение в России, в условиях все более обретающей реальные контуры рыночной экономики. Развитие рыночной концепции хозяйствования происходит у нас с учетом множества трудностей, которые являются специфическими для современного состояния российской экономики. Это проистекает во многом из-за сбоев экономической политики в стране. Очевидно, что в обстановке повышенной неопределенности руководству предприятия функционировать гораздо сложнее, нежели в условиях обычного развитого рыночного хозяйства. Многие хозяйственные акции у нас могут быть признаны просто незаконными, что резко увеличивает степень риска.

Файлы: 1 файл

Общие и особенные черты развития менеджмента в России.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал также необходимость разработки новой парадигмы управления.

Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку -это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство.

Известно, что рынок не способен решить многие проблемы, связанные с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.д. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой - существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует росту управляемости экономики России.

Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. Государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций - это далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль.

Последняя может рассматриваться в двух аспектах:

1) с точки зрения ориентации  на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием;

2) с позиций решения важнейших  социальных проблем трудовых  коллективов и среды обитания организации.

 

Заключение

Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.

Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности.

Особенность – в том, что организация рассматривается как живой организм («повышенная температура коллектива», «зрелый возраст», «жизненный цикл» организации, т.п.).

Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации  и управлению.

В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход.

Одна из главных проблем современного менеджмента – проблема нововведений (инноваций). Это не только новая техника и технологии, методы и принципы. Это новые типы мышления, темпы и виды переработки информации, интеграция подходов, моделей на основе новых систем ценностей.

Между историей развития менеджмента как науки и историей развития систем управления нельзя ставить знак равенства, но как прямая, так и обратная связь между ними существует.

Основой появления управления явилось:

    • развитие производства материальных благ в процессе жизнедеятельности человека;
    • необходимость организации жизнедеятельности человеческого сообщества;
    • необходимость кооперации в процессе жизнедеятельности.

Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны.

Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идёт о наследии советской системы с её жёсткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий.

Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально ориентированный рынок.

Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении, формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов.

За годы становления в современной России накопилось множество проблем в менеджменте:

    • подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами;
    • понимание сущности менеджмента российскими руководителями;
    • неспособность принимать решения;
    • неумение менеджеров делегировать полномочия;
    • низкий профессионализм;
    • неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм;
    • отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре;
    • нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства;
    • неумение пользоваться приемами риск - менеджмента, боязнь инноваций;
    • недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента;
    • непонимание возрастания роли менеджмента на предприятии. Многие руко-водители недооценивают роль менеджмента или управления качеством;
    • неумение применять на практике современные методы и приёмы менеджмента.

К сожалению, очень немногие российские руководители владеют такими методами и приёмами менеджмента, как:

    • брейн – сторминг (метод мозгового штурма, используемый при выработке управленческих решений), модерация (подход, предполагающий свободу мнения, используемый для эффективной подготовки, проведения и анализа рабочего совещания, семинара, деловой встречи), ролевые игры, презентации;
    • отсутствие навыков реализации продукции. Руководители не владеют совре-менными инструментами маркетинга;
    • неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации.

Появление и внедрение системы финансового менеджмента на российских предприятиях вызвано рыночными преобразованиями и формированием рынка ценных бумаг.

Всё больше предприятий приходят к необходимости создания специальных финансовых служб или найма финансового менеджера для управления финансовыми средствами с помощью специального инструментария.

Так же существуют следующие проблемы:

    • экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии);
    • осознание социальной ответственности менеджмента;
    • проблемы налогового пресса и неопределённость механизмов ценообразования;
    • слабость законодательной базы;
    • отсутствие умения формировать команду и отбирать кадры.

К настоящему времени выработаны определённые направления для решения перечисленных выше проблем. Таких направлений – четыре.

Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих от-раслевых институтов и бизнес – школ. Правда, с реализацией этого направления есть проблемы: сопутствующие затраты (стоимость проезда до места обучения, стоимость проживания, стоимость самого обучения); недостаточное число отраслевых преподавательских кадров, подготовленных обучать новейшим методам менеджмента.

Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров.

Перенятие опыта предприятий – мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров. В России уже есть предприятия, следующие этому примеру, однако существуют проблемы: отсутствие финансовых средств, нежелание высшего руководства реализовать такие программы, а порой сопротивление рядовых сотрудников, боящихся перемен.

Создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.

Проблемы менеджмента в России возникают, прежде всего, из-за глубоких изменений, вызванных научно-техническим прогрессом. Проблемы менеджмента в России абсолютно отличаются от проблем менеджмента на Западе. Так, предприятия в России несут много затрат для укрепления производственной и трудовой дисциплины, т.е. основная цель – изменить отношения работника к труду.

Главные задачи, стоящие перед руководством (менеджерами) предприятия в России:

    • обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесткой конкуренции;
    • получение максимальной прибыли;
    • разработка и реализация программ развития коллектива предприятия;
    • постоянно совершенствовать работу предприятия;
    • стараться постоянно осваивать новые отрасли;
    • идти на риск;
    • достигать поставленных целей.

 

 

Список использованной литературы

    1. Афонцев С.А. Управление персоналом организации. – М.: Инфра-М, 2012
    2. Базаров Т.Ю Управление персоналом. – М.: Знание, 2012.
    3. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2012.
    4. Вишняков В.А. Управление персоналом: учебное пособие. - Рыбинск: РГАТА, 2012
    5. Джен Ягер Как выжить и преуспеть в мире бизнеса/ Пер. с англ. - М.: Джон Уайли энд Санз, 2013.
    6. Дмитренко Г.А. Стратегический менеджмент: целевое управление персоналом организаций: Учеб. Пособие. – М.: Жизнь, 2014.
    7. Задоркин В.И., Скляров В.Ф. Управление персоналом. - М.: Мысль, 2011.
    8. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом – М.: Дело, 2011.
    9. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель.… - М.: Инфра-М, 2011.
    10. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2012.
    11. Шекшля С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Экономик, 2014.
    12. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 2012.
    13. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2013.
    14. Щекин Г.В. Теория и практика управления персоналом: Учебно-методическое пособие. – М.: Буква, 2011.

 


Информация о работе Развитие понятия менеджмента и школ управления