Реализация креативного потенциала менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение методов и способов реализации креативного потенциала менеджмента.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера. 5-9
1.1. Креативное управление. 10-14
1.2. Понятие креативного менеджмента. 15-18
2. Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива.
19-22
2.1. Методы активизации креативного мышления в организации. 23-30
Заключение 31-32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

НОВОРОССИЙСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

Заочный факультет  менеджмента и маркетинга

Кафедра «Менеджмента и маркетинга»

Специальность «Менеджмент  организации»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине «Исследование систем управления»

 

ТЕМА: «РЕАЛИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРА»

 

 

 

Студент _________________                                          

                           (подпись)

Гурьянова Мария Геннадьевна

Группа 5                                                                             

Номер личного дела 09ММб02106





Преподаватель к.э.н. Курзюкова Фаина Васильевна

 

 

 

 

Новороссийск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Стр.

Введение

   3-4

1. Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера. 

   5-9

             1.1. Креативное управление.

  10-14

             1.2. Понятие креативного менеджмента. 

  15-18

2.  Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива.

 

  19-22

             2.1. Методы активизации креативного   мышления в организации.

  23-30

Заключение 

  31-32

Список использованной литературы

      33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Творчество все более  активно проникает из сферы искусства  и науки в другие сферы человеческой деятельности. Сфера управления не является исключением. В последнее  время в теории управления все  чаще обращают внимание на проблему всестороннего  использования творческого (креативного) потенциала топ-менеджеров предприятия. Революционные изменения в технологии и конкуренция просто заставляют компании разрабатывать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, искать принципиально новые решения. 

Реализуются решения, направленные на сокращение объема рутинного труда в компаниях. Соответственно высвобождается время, которое персонал, особенно управленческий, может тратить на творческую деятельность. Специалистами все более ценится не только и даже не столько уровень оплаты труда, сколько возможности творческой самореализации, свободы творчества. 

Применение нестандартных  творческих идей и решений в бизнесе  и управлении - прямой результат  повышения интенсивности конкурентной борьбы, требующей новых маркетинговых  идей, совершенствования рекламы и т. п. В сфере управления стало уже традиционным использование реинжиниринга и контроллинга, предполагающих творческий подход к решению традиционных проблем управления на основе использования информационных технологий (позволяющих повысить производительность труда) и разработки новых методов прогнозирования рыночных ситуаций, необходимых для корректировки стратегии компаний.

Концепция управления креативным потенциалом компании базируется на общей теории менеджмента, но акцентирует внимание субъектов управления на проблеме использования ее творческого потенциала, творческого потенциала всех ее сотрудников при разработке и принятии управленческих решений, на задачах повышения их квалификации, внедрения в процесс управления современных методов креативного мышления и принятия решений, создания творческой атмосферы внутри коллектива, стимулирующей развитие процесса самореализации и самосовершенствования сотрудников. 

Поэтому целью написания курсовой работы является рассмотрение методов и способов реализации креативного   потенциала  менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера.  

В последние десятилетия  все большую популярность приобретают  такие понятия, как «креативность» и «инновации», которые играют решающую роль в создании конкурентных преимуществ. На сегодняшний день термин «креативность» не имеет единого определения  и толкования, олицетворяя в сознании людей все ценные творческие и  интеллектуальные компоненты личности человека, которые в совокупности позволяют называть его творцом. В соответствии с имеющимися у  них познаниями и приоритетами, одни люди придают ему более практическое значение, считая возможным целенаправленное развитие креативного потенциала. Другие видят его наличие и, соответственно, возможность его развития в изначальной  природной одаренности, приводя  в качестве доказательства биографии  выдающихся деятелей науки и искусства, обладавших неординарными интеллектуальными  и творческими способностями, признанными  даром природы.

Креативность - это умение или навык видеть и воспринимать окружающие предметы и события в новом, необычном ракурсе.

Креативный потенциал, представляет собой комплекс интеллектуальных и творческих инструментариев, взаимосвязанных в рамках профессиональной или творческой деятельности и характеризующихся способностью индивида к разработке новых идей и концепций на основе имеющихся у него знаний и информации, поступающей из внешней среды.

Специфической областью создания инноваций и реализации инновационных проектов, от специалиста требуется не просто использование воображения в жизни, а применение его именно к разработке инновационных идей. Для этого специалист должен быть не просто профессионалом — ему следует обладать непосредственным интересом к области исследования.

Рассмотрим три основных инструментария развития креативного  потенциала: воображение, визуализацию и интеграцию идей. Эти три компонента, будучи с точки зрения стороннего наблюдателя взаимосвязаны весьма опосредованно, в сознании специалиста  являются наиболее значимыми при  разработке инновации. В первую очередь  следует рассмотреть воображение.[1;с. 73]

Согласно общепринятому  определению воображение — способность  сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Согласно представлениям большинства людей, воображение  не является ценным навыком в профессиональной работе, уступая эту роль таким  качествам, как компетентность, опыт, наличие соответствующего профильного  образования. В то же время история  приводит достаточно много примеров, в которых воображение одного человека прямым образом воздействовало на ход мировой истории.

В качестве подобного примера  можно привести влияние воображения  известного писателя Жюля Верна на появление новых технологических изобретений и открытие новых географических районов. Так, именно он спрогнозировал благодаря одному воображению появление электрического двигателя, открытие Северного и Южного полюсов, разработку искусственных спутников, создание вертолетов, путешествие человека на Луну и др. Аналогичным примером может служить известный отечественный ученый-космист К.Э. Циолковский, благодаря своему воображению и на основе достаточно ограниченных информационных ресурсов в конце XIX — начале XX века разработал теоретические основы межпланетных путешествий. Сегодня у нас может вызвать недоумение, как еще до революции никому не известный преподаватель провинциального училища мог отчетливо представить себе удаляющуюся от Земли ракету. 
Отвечая на вопрос, в чем залог успеха ученого, лауреат Нобелевской премии физик Атур Шавлов заметил: «Огромное значение имеет интерес к своему делу. Наиболее успешны часто не самые талантливые, а самые любопытные. Их снедает жажда найти ответ». По мнению авторов, именно воображение является отправной точкой при реализации креативного потенциала. Существует достаточно много теорий о его структуре и функционировании. На наш взгляд, основным катализатором воображения являются желания человека, его мечты, которые не удовлетворены в данный момент времени.

Соответственно специфической  области создания инноваций и  реализации инновационных проектов, от специалиста требуется не просто использование воображения в  жизни, а применение его именно к  разработке инновационных идей. Для  этого специалист должен быть не просто профессионалом — ему следует  обладать непосредственным интересом  к области исследования.

Равнодушное отношение к  объекту исследования не позволит ему  в полной мере активировать все механизмы  воображения, и те идеи, которые он сгенерирует при этом, в лучшем случае будут являться бледными копиями  имеющихся на рынке аналогов. В  реальной жизни управляющие проектом, как правило, относят подобные невысокие  результаты либо к сложности проекта, либо к низкому профессионализму исполнителей. С нашей точки зрения, в основе данного исхода лежат  именно низкая мотивация и самомотивация сотрудников и вытекающая из этого крайняя пассивность при использовании воображения.

Вторым значимым инструментарием, способствующим развитию креативного  потенциала, является визуализация. Визуализация и воображение довольно схожи, однако визуализация использует воображение для создания умозрительных картин желаемого и является конечной частью проделываемой сознанием работы, необходимой для того, чтобы «увидеть» идею, продукт, проект завершенным. Визуализация использует ментальный процесс человека для создания «фильма», который можно «просмотреть». Зритель фактически наблюдает за происходящей визуализацией кадр за кадром. Визуализация также предполагает, что сценарий фильма, подбор актеров и постановка производятся с использованием известных критериев, правил и допущений и предполагают желаемый результат.[2;с.89]

Итак, визуализация представляет собой способность индивида к  целенаправленному формированию визуальных (зрительных) образов в мозгу на основе осмысления идей, а также  в процессе творческого поиска, для  достижения состояния логической ясности  в исследовании отдельного явления  или группы явлений и формирования целостного представления о процессах, происходящих внутри исследуемого объекта. К сожалению, эта способность  не всегда оценивается специалистами, предпочитающими формализованное  мышление и не доверяющих точности воображения. При этом визуализация конкретных сценариев развития позволяет специалисту моделировать различные варианты развития проблемной ситуации. 
Эффективность процесса визуализации при разработке инновационной идеи напрямую зависит от уровня концентрации внимания специалиста. Высокая степень успеха достигается в том случае, когда специалист способен удерживать идею перед внутренним взором непрерывно на протяжении 5—7 минут.

Третьим важным инструментарием  при развитии креативного потенциала является способность к интеграции идей. Данное предположение основано на том, что любая инновация как  некий массив информации представляет собой результат интеграции определенного  числа информационных процессов (идей) в сознании специалиста, обладающий ключевыми технологическими, эргономическими, информационными и иными свойствами, не имеющими аналогов на рынке. Проще  говоря, каждый продукт можно условно  разделить на те идеи, которые лежат в основе его создания: идея по созданию обтекаемого корпуса принтера, идея создания панели управления на его корпусе, идея по созданию реверсного механизма, активирующегося в случае застревания бумаги при печати и т.д. В конечном счете любой продукт можно представить в виде совокупности идей, лежащих в основе его создания. В случае инновационного продукта часть этих идей позволяет значительно повысить эффективность пользования данным продуктом либо решить существующие проблемы, связанные с его использованием. Если речь идет о продуктах, обладающих высокой наукоемкостью и не имеющих аналогов, то ценность формирующих его инновационных идей максимальна и имеет высокое воздействие на развитие НТП.

Таким образом, сформированная инновация представляет собой определенный комплекс идей, каждая из которых решает отдельную задачу и служит целям  эффективной реализации основной инновационной  идеи внутри той системы, для которой  она была разработана. 
Некоторые специалисты считают, что существует два основных типа креативности в зависимости от подхода к разработке инновации: «первичная», связанная с творческим озарением и позволяющая создать продукт с высокой степенью научной и рыночной новизны, и «комбинаторная», позволяющая создавать инновации путем комбинации известных идей, в итоге получая продукт с меньшей степенью новизны.

Некоторые специалисты считают, что существует два основных типа креативности в зависимости от подхода к разработке инновации: «первичная», связанная с творческим озарением и позволяющая создать продукт с высокой степенью научной и рыночной новизны, и «комбинаторная», позволяющая создавать инновации путем комбинации известных идей, в итоге получая продукт с меньшей степенью новизны. Исключая инновации, связанные с значительными открытиями в науке и фундаментальными изменениями в представлениях об окружающем мире, можно с уверенностью сказать, что с помощью целенаправленной интеграции идей возможна разработка не только продуктов-имитаторов, в основе повторяющих своих предшественников, но и качественно новых, не имеющих аналогов. К этому выводу позволяет прийти синергетический подход, включающий в себя теорию самоорганизации, теорию детеминированного хаоса, теорию фракталов и другие научные ветви. Наиболее известными в экономике проявлением данного подхода является анализ и расчет так называемого синергетического эффекта — эффекта взаимодействия. В соответствии с известными определениями он представляет собой определенный добавочный эффект, являющийся следствием органичной интеграции ранее разделенных компонентов системы. С учетом синергетического эффекта общая эффективность системы выше, чем суммарная эффективность ее подсистем, функционирующих по отдельности.[1;с. 107]

Информация о работе Реализация креативного потенциала менеджера