Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:57, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение методов и способов реализации креативного потенциала менеджмента.
Введение 3-4
1. Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера. 5-9
1.1. Креативное управление. 10-14
1.2. Понятие креативного менеджмента. 15-18
2. Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива.
19-22
2.1. Методы активизации креативного мышления в организации. 23-30
Заключение 31-32
Список использованной литературы 33
2. Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива.
В наше время в динамичной экономической среде ошибки менеджеров обходятся непростительно дорого. Но управленческая наука не имеет однозначных критериев рациональности экономических решений. Рациональным в классическом смысле считается управленческое решение, имеющее известность и однозначность целевой функции, а также всех существенных состояний среды и альтернатив. Вклад каждой альтернативы в достижение цели может быть оценен, по крайней мере, субъективно. Оптимальное решение может быть найдено по однозначному алгоритму конечным числом итераций.
Очевидно, что в реальной жизни ситуации, отвечающие перечисленным требованиям, фактически не встречаются, а классическая рациональность является лишь теоретической конструкцией, удобной для построения научных моделей, но малопригодной для объяснения реальных процессов принятия управленческих решений в динамичной среде.
Однозначный оптимальный выбор в реальных условиях управления – не более чем иллюзия. И менеджеры должны использовать иные, креативные методики выбора решения, базирующиеся на коллективном мнении специалистов и соответствующие степени динамичности среды.
В методологии принятии решения сегодня необходимо синтезировать системный подход и креативные технологии принятия решений.
Системный подход заключается в следующем. Чтобы понять ситуацию на предприятии, необходимо выявить силы, определяющие его развитие, и структуры, лежащие в основе этих сил. Понимание системы позволяет принять действительно рациональное решение, направленное не на следствие, а на причину проблемы. Если система имеет собственную динамику, необходимо реагировать не на текущее состояние системы, а на ее динамику (на рост, спад, ускорение, замедление).[4; с.154]
При обеспечении баланса целей и средств играют роль реалистичность и напряженность целей. Реалистичность целей может быть проверена путем моделирования ситуации и критической проверки предпосылок, лежащих в основе плана. При формировании баланса целей и средств в организации важнейшее значение имеет выявление и развитие ресурсного рычага, позволяющего достигать заданные цели.
Руководитель должен создавать условия для развития креативности на предприятии путем формирования креативных команд и вовлечения их в процесс принятия решений. Можно рассмотреть три типа креативных команд:
- креативная команда по интересам, то сеть сообщество по конкретной теме;
- креативная команда по практической деятельности, объединяющая людей по конкретной сфере деятельности;
- креативная команда по целям, создающаяся на ограниченные временные горизонты, до момента достижения объявленной цели, например, проектные группы, экспертные комиссии и т.п.
Содействие со стороны руководства в становлении и функционировании таких команд может выражаться:
- в выявлении или
выборе координатора, в создании
инфраструктуры сообщества (например,
информационной среды
- в привлечении новых
членов путем распространения
информации об интересах,
- во взаимодействии с членами команд;
- в оценке и признании результатов.
Независимо от цели создания креативной команды неформальный характер отношений между его членами должен сохраняться как непреходящая ценность, обеспечивающая обмен и создание нового управленческого решения, нового знания, проникающего сквозь функциональные и структурные границы подразделений.
При этом необходимо внедрять
в практику принятия решений такими
командами современнейших методов
активизации творческого
Заслуживает внимания модель Милля, задающая пять первичных стратегий, или методов (методы согласования, отличий, сопутствующих изменений, остатка, объединенный метод согласования и отличий).
Можно использовать такую процедуру как рефрейминг, который позволяет с иных позиций рассматривать проблемы и находить нестандартные решения. Изменяя фрейм, мы по-другому рассматриваем проблему. Рефрейминг – это рассмотрение какого-либо образа в другом фрейме.
Для развития креативности в организации необходимо ставить высокие цели, искать растяжимое определение (миссию) для бизнеса, дать право голоса креативным командам, создавать открытый рынок для идей и капитала, талантливых работников направлять туда, где от них ожидается наибольшая отдача.
Следует выделять бизнес для
опробования инновационных
Важно, чтобы руководители
организации осознавали важность свободного
обмена знаниями, то есть поддерживали
самые различные способы
В ходе принятия решения необходимо учесть все существенные мнения и позиции, имеющиеся на предприятии. Обеспечение жизненности знания и реалистичности моделей менеджеров немыслимо без критики. Для решения этой задачи предлагается использовать формальные критические процедуры, например, в рамках интранет-конференции.
На суд креативных команд необходимо представить такие характеристики проверяемого решения, как:
- степень его новизны,
его схожесть с ранее
- цель принятия решения, его значение для предприятия с точки зрения затрат и результатов;
- сроки принятия и реализации решения;
- ответственную структуру;
- длительность влияния
решения на организацию и
Необходима также публикация
поступивших замечаний и
- трансцендентная (развитие альтернативных предложений и критериев проверки решения);
- имманентная (критика самого решения, его целесообразности для организации, реализуемости);
- общая (критика на основании общепризнанных принципов). [1; с.286]
Важным дополнением к
критическим процедурам должна стать
система анализа проектов и предложений,
которая позволяла бы не упустить
новые ценные идеи, отличающиеся от
типичного для предприятия
В целях непрерывного совершенствования деятельности предприятия целесообразно формирование электронного хранилища знаний, которое бы содержало описание решенных организацией задач и выполненных проектов, к которому, в случае производственной необходимости, может обратиться любой сотрудник организации. В этом случае происходит перенос сформированного знания во внутрикорпоративные системы и закрепление его в целях широкого использования другими сотрудниками.
Для совместной работы креативных команд необходимо развитие в организациях информационных технологий совместной работы сотрудников предприятия. К технологиям этой группы обычно относят:
- корпоративные системы электронной почты;
- технологии баз знаний коллективного доступа;
- технологии управления
общим документооборотом (
- интернет-технологии.
Все технологии данной группы должны эффективно функционировать на трех организационных уровнях:
- креативных команд, отделов и подразделений;
- организации;
- взаимодействия с партнерами, заказчиками, поставщиками. Передача информации внешним участникам, организациям происходит через корпоративный портал.
Таким образом, создание на предприятиях креативных команд, их поддержка и стимулирование со стороны руководства даст возможность усовершенствовать процесс принятия решения в соответствие с современными требованиями развития экономики.
2.1. Методы активизации креативного мышления в организации.
Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия - это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.
Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.
Вот перечень методов организации творческого процесса:
- метод мозгового штурма,
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),
- метод синектики,
- морфологический метод.[2; с.356]
Все они были разработаны в указанном порядке:
1) метод мозгового штурма
- изобрел руководитель
2) морфологический метод
- разработан известным
3) метод синектики - предложен В. Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году;
4) ТРИЗ - начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.
Итак рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды.
Креативность нуждается в развитии в соответствующих ей условиях развития. Не имея возможности подробно останавливаться на техниках креативности, достаточно давно применяемых в управленческой, особенно западной практике, ограничимся кратким описанием наиболее распространенных и эффективных методов. Подробное описание техник представлено в обширной литературе по принятию управленческих решений.
«Мозговой штурм» - одна из наиболее старых и популярных техник решения управленческих задач, способствующих креативности. Техника позволяет генерировать множество идей в короткое время. Группа, принимающая участие в «мозговом штурме», обычно состоит из 4-8, максимум 12 участников.
Основные правила проведения:
• критика запрещена;
• безрассудные идеи поощряются (потом их можно значительно упростить);
• количество идей на первом этапе важнее их качества;
• поощряется комбинирование идей. Продолжительность: стадия поиска идей – примерно 15-20 минут; стадия оценки – около 30-40 минут.
Существуют варианты мозгового штурма, например, прогрессирующий «мозговой штурм» (stop-and-go brainstorming) – несколько коротких фаз генерирования идей чередуются с короткими фазами оценки; самостоятельный «мозговой штурм», а также попеременный, когда фазы коллективного и индивидуального генерирования идей попеременно сменяют друг друга. Одним из вариантов является метод «635», когда каждому участнику дается лист бумаги с описание проблемы, а он в течение пяти минут записывает на нем 3 варианта решения проблемы и передает лист другому участнику, который, в свою очередь, также передает ему свой лист с тремя предложениями, а в последующие 5 минут надо добавить еще три предложения. Таким образом, в результате появляется 108 вариантов решений проблем. Метод достаточно стрессовый, но и мобилизующий.
Синектика – техника, разработанная в начале 60-х гг.прошлого века американцем Уильямом Гордоном. Техника применяется во многих крупных корпорациях, хотя она недоступна для новичков. Техника занимает полдня или целый день. Имеет следующие этапы: формулирование проблемы, «мозговой штурм», повторное формулирование проблемы, создание «прямой аналогии» (как правило, из природы, техники, экономики и других областей), создание «личной» б, затем – «символической» аналогии, создание «второй прямой аналогии», «вынужденное согласие» и, наконец, формулирование
вариантов решения.
Мыслительные стулья Диснея – основывается на привычке Уолта Диснея во время работы входить в три различные роли: мечтателя, реалиста и критика.
Мыслительные шляпы Э. де Боно – участники распределяют между собой шляпы разного цвета и, соответственно, соответствующие роли. Белая шляпа отражает объективные факты и нейтральную информацию, красная – чувства и интуицию, черная – символизирует критику и сомнения. Под желтой шляпе можно увидеть преимущества проекта, зеленая символизирует новые идеи и креативность, а синяя – большие кругозор и объективность.
Существуют и другие техники, например, латеральное мышление Э. де Боно,
ментальные карты Тони Бьюзана и т.п.
Методы оптимизации накопления
и структурирования знаний о проблеме.
К данной группе относятся различные
структурные схемы сбора и
анализа предварительной
Информация о работе Реализация креативного потенциала менеджера