Реализация креативного потенциала менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение методов и способов реализации креативного потенциала менеджмента.

Содержание работы

Введение 3-4
1. Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера. 5-9
1.1. Креативное управление. 10-14
1.2. Понятие креативного менеджмента. 15-18
2. Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива.
19-22
2.1. Методы активизации креативного мышления в организации. 23-30
Заключение 31-32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ курсовая.docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива.

 

В наше время в динамичной экономической среде ошибки менеджеров обходятся непростительно дорого. Но управленческая наука не имеет однозначных критериев рациональности экономических решений. Рациональным в классическом смысле считается управленческое решение, имеющее известность и однозначность целевой функции, а также всех существенных состояний среды и альтернатив. Вклад каждой альтернативы в достижение цели может быть оценен, по крайней мере, субъективно. Оптимальное решение может быть найдено по однозначному алгоритму конечным числом итераций. 

Очевидно, что в реальной жизни ситуации, отвечающие перечисленным  требованиям, фактически не встречаются, а классическая рациональность является лишь теоретической конструкцией, удобной  для построения научных моделей, но малопригодной для объяснения реальных процессов принятия управленческих решений в динамичной среде.

Однозначный оптимальный  выбор в реальных условиях управления – не более чем иллюзия. И менеджеры  должны использовать иные, креативные методики выбора решения, базирующиеся на коллективном мнении специалистов и соответствующие степени динамичности среды.

В методологии принятии решения  сегодня необходимо синтезировать  системный подход и креативные технологии принятия решений.

Системный подход заключается в следующем. Чтобы понять ситуацию на предприятии, необходимо выявить силы, определяющие его развитие, и структуры, лежащие в основе этих сил. Понимание системы позволяет принять действительно рациональное решение, направленное не на следствие, а на причину проблемы. Если система имеет собственную динамику, необходимо реагировать не на текущее состояние системы, а на ее динамику (на рост, спад, ускорение, замедление).[4; с.154]

При обеспечении баланса  целей и средств играют роль реалистичность и напряженность целей. Реалистичность целей может быть проверена путем  моделирования ситуации и критической  проверки предпосылок, лежащих в  основе плана. При формировании баланса  целей и средств в организации  важнейшее значение имеет выявление  и развитие ресурсного рычага, позволяющего достигать заданные цели.

Руководитель должен создавать  условия для развития креативности на предприятии путем формирования креативных команд и вовлечения их в процесс принятия решений. Можно рассмотреть три типа креативных команд:

- креативная команда по интересам, то сеть сообщество по конкретной теме;

- креативная команда по практической деятельности, объединяющая людей по конкретной сфере деятельности;

- креативная команда по целям, создающаяся на ограниченные временные горизонты, до момента достижения объявленной цели, например, проектные группы, экспертные комиссии и т.п.

Содействие со стороны  руководства в становлении и  функционировании таких команд может  выражаться:

- в выявлении или  выборе координатора, в создании  инфраструктуры сообщества (например, информационной среды взаимодействия  - E-mail, интранет, проектная зона);

- в привлечении новых  членов путем распространения  информации об интересах, приоритетах  и намечающихся действиях;  

- во взаимодействии  с членами команд;

- в оценке и признании  результатов.

Независимо от цели создания креативной команды неформальный характер отношений между его членами должен сохраняться как непреходящая ценность, обеспечивающая обмен и создание нового управленческого решения, нового знания, проникающего сквозь функциональные и структурные границы подразделений.

При этом необходимо внедрять в практику принятия решений такими командами современнейших методов  активизации творческого мышления.

Заслуживает внимания модель Милля, задающая пять первичных стратегий, или методов (методы согласования, отличий, сопутствующих изменений, остатка, объединенный метод согласования и отличий).

Можно использовать такую  процедуру как рефрейминг, который позволяет с иных позиций рассматривать проблемы и находить нестандартные решения. Изменяя фрейм, мы по-другому рассматриваем проблему. Рефрейминг – это рассмотрение какого-либо образа в другом фрейме.

Для развития креативности в организации необходимо ставить высокие цели, искать растяжимое определение (миссию) для бизнеса, дать право голоса креативным командам, создавать открытый рынок для идей и капитала, талантливых работников направлять туда, где от них ожидается наибольшая отдача.

Следует выделять бизнес для  опробования инновационных моделей. Необходима также система подачи и реализации предложений от креативных команд по улучшению работы компании. В случае если предложение увеличивает прибыль компании, должен быть установлен размер премии креативной команде, высказавшей предложение.[5; с.190]

Важно, чтобы руководители организации осознавали важность свободного обмена знаниями, то есть поддерживали самые различные способы коммуникации с креативными командами. И в этой связи можно сделать однозначный вывод: лидер должен участвовать в управлении знаниями посредством эффективной коммуникации.

В ходе принятия решения необходимо учесть все существенные мнения и  позиции, имеющиеся на предприятии. Обеспечение жизненности знания и реалистичности моделей менеджеров немыслимо без критики. Для решения этой задачи предлагается использовать формальные критические процедуры, например, в рамках интранет-конференции.

На суд креативных команд необходимо представить такие характеристики проверяемого решения, как:

- степень его новизны,  его схожесть с ранее принятыми  решениями;

- цель принятия решения,  его значение для предприятия  с точки зрения затрат и  результатов;

- сроки принятия и  реализации решения;

- ответственную структуру;

- длительность влияния  решения на организацию и степень  его секретности.

Необходима также публикация поступивших замечаний и ответов  на замечания. Участие в конференции  может быть по желанию анонимным, аргумент должен быть важнее, чем аргументирующий. Применяются следующие варианты критики:

-  трансцендентная (развитие альтернативных предложений и критериев проверки решения);

- имманентная (критика самого решения, его целесообразности для организации, реализуемости);

- общая (критика на основании общепризнанных принципов). [1; с.286]

Важным дополнением к  критическим процедурам должна стать  система анализа проектов и предложений, которая позволяла бы не упустить новые ценные идеи, отличающиеся от типичного для предприятия образа мысли и действий.

В целях непрерывного совершенствования  деятельности предприятия целесообразно  формирование электронного хранилища  знаний, которое бы содержало описание решенных организацией задач и выполненных  проектов, к которому, в случае производственной необходимости, может обратиться любой сотрудник организации. В этом случае происходит перенос сформированного знания во внутрикорпоративные системы и закрепление его в целях широкого использования другими сотрудниками.

Для совместной работы креативных команд необходимо развитие в организациях информационных технологий совместной работы сотрудников предприятия. К технологиям этой группы обычно относят:

- корпоративные системы  электронной почты;

- технологии баз знаний  коллективного доступа;

- технологии управления  общим документооборотом (workflow);

- интернет-технологии.

Все технологии данной группы должны эффективно функционировать  на трех организационных уровнях:

- креативных команд, отделов и подразделений;

- организации;

- взаимодействия с партнерами, заказчиками, поставщиками. Передача  информации внешним участникам, организациям происходит через  корпоративный портал.

Таким образом, создание на предприятиях креативных команд, их поддержка и стимулирование со стороны руководства даст возможность усовершенствовать процесс принятия решения в соответствие с современными требованиями развития экономики. 

 

2.1. Методы активизации креативного мышления в организации.

 

Разработка и генерация  новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия - это  не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

Вот перечень методов организации  творческого процесса:

- метод мозгового штурма,

- ТРИЗ (теория решения  изобретательских задач),

- метод синектики,

- морфологический метод.[2; с.356]

Все они были разработаны  в указанном порядке:

1) метод мозгового штурма - изобрел руководитель рекламного  агентства Алекс Осборн в 1930 году;

2) морфологический метод  - разработан известным швейцарским  астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году;

3) метод синектики - предложен В. Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году;

4) ТРИЗ - начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.

Итак рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды.

Креативность нуждается  в развитии в соответствующих  ей условиях развития. Не имея возможности  подробно останавливаться на техниках креативности, достаточно давно применяемых в управленческой, особенно западной практике, ограничимся кратким описанием наиболее распространенных и эффективных методов. Подробное описание техник представлено в обширной литературе по принятию управленческих решений.

 «Мозговой штурм» - одна из наиболее старых и популярных техник решения управленческих задач, способствующих креативности. Техника позволяет генерировать множество идей в короткое время. Группа, принимающая участие в «мозговом штурме», обычно состоит из 4-8, максимум 12 участников.

Основные правила проведения:

• критика запрещена;

• безрассудные идеи поощряются (потом их можно значительно упростить);

• количество идей на первом этапе важнее их качества;

• поощряется комбинирование идей. Продолжительность: стадия поиска идей – примерно 15-20 минут; стадия оценки – около 30-40 минут.

 Существуют варианты  мозгового штурма, например, прогрессирующий «мозговой штурм» (stop-and-go brainstorming) – несколько коротких фаз генерирования идей чередуются с короткими фазами оценки; самостоятельный «мозговой штурм», а также попеременный, когда фазы коллективного и индивидуального генерирования идей попеременно сменяют друг друга. Одним из вариантов является метод «635», когда каждому участнику дается лист бумаги с описание проблемы, а он в течение пяти минут записывает на нем 3 варианта решения проблемы и передает лист другому участнику, который, в свою очередь, также передает ему свой лист с тремя предложениями, а в последующие 5 минут надо добавить еще три предложения. Таким образом, в результате появляется 108 вариантов решений проблем. Метод достаточно стрессовый, но и мобилизующий.

Синектика – техника, разработанная в начале 60-х гг.прошлого века американцем  Уильямом Гордоном. Техника применяется во многих крупных корпорациях, хотя она недоступна для новичков. Техника занимает полдня или целый день. Имеет следующие этапы: формулирование проблемы, «мозговой штурм», повторное формулирование проблемы, создание «прямой аналогии» (как правило, из природы, техники, экономики и других областей), создание «личной» б, затем – «символической» аналогии, создание «второй прямой аналогии», «вынужденное согласие» и, наконец, формулирование

вариантов решения.

 Мыслительные стулья Диснея – основывается на привычке Уолта Диснея во время работы входить в три различные роли: мечтателя, реалиста и критика.

 Мыслительные шляпы  Э. де Боно – участники распределяют между собой шляпы разного цвета и, соответственно, соответствующие роли. Белая шляпа отражает объективные факты и нейтральную информацию, красная – чувства и интуицию, черная – символизирует критику и сомнения. Под желтой шляпе можно увидеть преимущества проекта, зеленая символизирует новые идеи и креативность, а синяя – большие кругозор и объективность.

 Существуют и другие  техники, например, латеральное мышление  Э. де Боно,

ментальные карты Тони Бьюзана и т.п.

Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные  структурные схемы сбора и  анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных  идей, вот некоторые их них:

Информация о работе Реализация креативного потенциала менеджера