Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:57, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение методов и способов реализации креативного потенциала менеджмента.
Введение 3-4
1. Креативный менеджмент и креативное мышление менеджера. 5-9
1.1. Креативное управление. 10-14
1.2. Понятие креативного менеджмента. 15-18
2. Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива.
19-22
2.1. Методы активизации креативного мышления в организации. 23-30
Заключение 31-32
Список использованной литературы 33
1.1. Креативное управление.
Творчество все более активно проникает из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Сфера управления не является исключением. В последнее время в теории управления все чаще обращают внимание на проблему всестороннего использования творческого (креативного) потенциала топ-менеджеров предприятия. Во многих институтах и университетах существуют специальные курсы креативного менеджмента, способствующие развитию навыков нетривиальных творческих решений в управлении и бизнесе. Революционные изменения в технологии и конкуренция просто заставляют компании разрабатывать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, искать принципиально новые решения.
Реализуются решения, направленные
на сокращение объема рутинного труда
в компаниях, на передачу такого управленческого
труда компьютерам, машинам и
автоматам. Соответственно высвобождается
время, которое персонал, особенно управленческий,
может тратить на творческую деятельность.
Специалистами все более
Применение нестандартных
творческих идей и решений в бизнесе
и управлении - прямой результат
повышения интенсивности
Стратегический менеджмент невозможен без творческого мышления. Процесс разработки миссии предприятия и его стратегии - это процесс творчества, даже искусства. Инновационный менеджмент тем более немыслим без креативных решений, без творческих инициатив руководителей и исполнителей. В то же время следует учитывать, что креативные решения всегда характеризуются высокой степенью риска, даже непредсказуемостью. Отсюда проблема сочетания искусства и научного подхода в управлении. [3; с.133]
Многие специалисты утверждают,
что творческие решения применяются
в случаях, когда недостаточно информации
для принятия рационального решения,
когда трудно установить причинно-следственные
связи, прогнозировать последствия
решений и поэтому приходится
рассчитывать на интуицию. Например, в
вертикально-интегрированных
Использование таких решений дает компаниям уникальные конкурентные преимущества благодаря совершенствованию маркетинговой деятельности, рекламы, новым возможностям проникновения на рынки.
Синонимы ли понятия «творчество»
и «креативность»?
Акоф и Вергара (Ackoff & Vergara, 1981) выделяют
две группы подходов к определению творчества:
ориентированные на поиск источников;
ориентированные на процесс.
К первым можно отнести: психоаналитический подход (творчество - результат внутриличностных конфликтов); гуманистический (творчество - реализация творческого потенциала при устранении внутренних и внешних препятствий); подход психометристов (творческий потенциал индивида формируется генетически и может быть определен с помощью тестов). Подходы второй группы характеризуют позицию «ассоцианистов», считающих, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Соответственно, существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий «творчество» и «креативность». Так, Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов под творчеством понимают процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривают как потенциал (внутренний ресурс) человека. [4;с.176] Под креативностью можно понимать способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford, 1967) или способность обнаруживать новые способы решения проблем (Роджерс, 1990). В этой связи Смит и Карлсон рассматривают креативность как способность принимать материал из сферы подсознания в сферу сознание.
Творчество - это процесс, а креативность - это способность человека к творчеству. Г.И.Ванюрихин подчеркивает что «мышление управленца должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне предприятия» [2;с.254].
В сфере научно-технического
творчества существуют три его уровня:
рационализация, изобретательство, открытия
соответствуют свои конечные результаты
творчества, свои методы творчества и
мышления. Рационализация предполагает
улучшение существующих характеристик
процесса или объекта, изобретательство
- создание нового продукта (процесса)
на базе существующего знания, открытие
- создание нового знания, неизвестного
ранее, позволяющего создавать принципиально
новые продукты и процессы. Первый
уровень связан с использованием
рационального или
В данной модели выделены четыре основные группы факторов, оказывающих влияние на принятие решения компанией-покупателем: личностные, межличностные, организационные и факторы макросреды. При этом различаются объективные факторы, имеющие отношение к конкретной задаче, и факторы, не имеющие отношения к ней (субъективные факторы, влияющие на принятие решений. К личностным факторам прежде всего относится квалификация сотрудников, их опыт в области решаемой проблемы. Вместе с тем необходимо принимать во внимание психологические характеристики личности: способность к использованию разных типов мышления, развитость интуиции, восприятия, отношение к риску, инновациям, ожидания, мотивации, способность к обучению и т. д. Межличностные факторы характеризуют взаимоотношения в коллективе - во время и вне работы. К организационным факторам, влияющим на выбор управленческого решения, следует отнести: формальные и неформальные аспекты корпоративной культуры (в том числе прописанные и обязательные правила и нормы поведения сотрудников в процессе разработки и принятия решений), стандарты, касающиеся разработки и принятия управленческих решений, социальную и экологическую политику компании. К факторам внешней среды относится влияние политической, экономической, законодательно-правовой и технологической среды на процесс принятия управленческих решений. [1;с.297]
Концепция управления креативным потенциалом компании базируется на общей теории менеджмента, но акцентирует внимание субъектов управления на проблеме использования ее творческого потенциала, творческого потенциала всех ее сотрудников при разработке и принятии управленческих решений, на задачах повышения их квалификации, внедрения в процесс управления современных методов креативного мышления и принятия решений, создания творческой атмосферы внутри коллектива, стимулирующей развитие процесса самореализации и самосовершенствования сотрудников.
Креативный потенциал компании можно определить как способности компании к принятию и реализации креативных управленческих решений, способствующих достижению поставленных компанией целей и формирования уникальных конкурентных преимуществ за счет использования собственных и привлеченных ресурсов.
Следует подчеркнуть, что креативный потенциал компании не является простой суммой креативных потенциалов ее сотрудников. Его использование характеризуется синергетическим эффектом от реализации креативного потенциала сотрудников и использования организационно-экономического механизма развития этого потенциала.
Управление креативным потенциалом в конкретной экономике требует регулярного анализа креативного потенциала компании, планирования мероприятий по реализации и развитию этого потенциала, соответствующего контроля и оценок эффективности использования креативного потенциала компании.
1.2. Понятие креативного менеджмента.
Креативный менеджмент – это метод управления творческим процессом, ориентированный на решение актуальных коллективных задач. Креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы.
Задача креативного менеджмента
- управление процессом принятия творческих
решений в коллективе. Необычайно
популярная в настоящее время
методика показывает эффективность
там, где не «справляются» остальные
системные стратегии и является
весьма актуальным способом сочетания
консервативного логического
Интеллектуальный капитал – это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, то есть всё то, что можно использовать для создания наращивания капитала (богатства). Другими словами, – это сумма всех знаний, опыта, связей, которыми владеет человек, организация, корпорация, страна, что формирует их конкурентоспособность.
Креативный менеджмент должен обеспечить минимальные затраты на создание основы интеллектуального капитала и максимальные потенциальные доходы в будущем.
Основное приложение креативного менеджмента – это создание и мотивация деятельности человеческого капитала, активизация его творческого потенциала.
Цели креативного менеджмента:
1. Дать человеку знания;
2. Обеспечить его информацией;
3. Побудить человека к творческой деятельности;
4. Обеспечить его права на результаты своего творческого (интеллектуального) труда;
5. Обеспечить права и интересы организации (экономической системы), которая предоставила человеку знания, информацию, условия для творческой деятельности, правовую охрану результатов творческого труда.
Человеческий капитал
– часть интеллектуального
На создание своего интеллектуального капитала человек делает физические и прочие затраты постоянно в течение своей жизни, а на выполнение физической работы только в момент её исполнения. Интеллектуальный капитал, как и физические возможности человек всегда имеет при себе и может превратить его в товар, а товар в деньги, компенсируя затраты прошлых периодов.
Задача организации (менеджмента)
создать привлекательные
В современном западном менеджменте управление процессами формирования таких новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту», который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное раскрытие творческих способностей людей. Тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.
Под креативным менеджментом понимается управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности.
Целью креативного менеджмента
является генерация новых идей и
поиск новых решений для
Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области. [5; с.118]
Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового.
Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства. Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования.Креативность всегда являлась основным источником развития общества.
Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины XVII в. и до первой половины ХIX в., она проявлялась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. – в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике.
В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом.
Креативность имеет следующие основные формы:
Информация о работе Реализация креативного потенциала менеджера